Удивительна судьба известной каракалпакской художницы АЛЬБИНЫ Андреевны Шпаде: ее предки – выходцы из Германии, она родилась в 1935 г. в Туркмении в городе Байрам-Али, а вся ее творческая жизнь связана с Каракалпакстаном. Необычайно многогранно творчество художницы. В своей работе ей удалось совместить порой, казалось бы, совершенно разные виды деятельности: сценографию и декоративно-прикладное искусство, живопись и реставрацию. Альвина Андреевна говорит: “Мне не приходится делить себя – все представляет большой интерес. А попробовать поработать в таких разных направлениях мне дали возможность встречи с очень интересными людьми – основателем музея искусств И. Савицким и художником театра К. Саиповым”.
В 1957 г. А. Шпаде окончила Ашхабадское художественное училище им. Ш. Руставели. Несколько лет преподавала черчение и рисование в средней школе Байрам-Али. Была чертежником-картографом в геологической экспедиции. I960 год стал поворотным в жизни художницы – она впервые приезжает в Нукус и, работая в каракалпакском филиале Академии наук Узбекистана, знакомится с И. Савицким. Встреча с этим необыкновенным человеком определила ее дальнейшую судьбу. А тогда, по ее словам: “Он очень заинтересовал меня своими творческими планами”. Именно здесь, в Нукусе, А. Шпаде начинает активную творческую жизнь – глубоко и всесторонне изучает каракалпакское народное искусство, интересуется древней историей народов, населявших этот регион, иллюстрирует книги И. В. Савицкого “Резьба по дереву” -первому искусствоведческому исследованию каракалпакского народно-прикладного искусства, и А. В. Гудковой “Ток-кала”. В этот же период (1960-1961 гг.) А. Шпаде создает свои первые эскизы сюзане и ковров по мотивам каракалпакской народной вышивки. Уже тогда она мечтала о возрождении этого искусства. Но пройдет почти 20 лет, прежде чем будет создано в 1978 г. объединение мастеров народного искусства “Усто”, где по ее эскизам сделают несколько сюзане.
В 1962 г. А.Шпаде поступила в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского на отделение художника по тканям. С третьего курса ее переводят в Московский текстильный институт, где она получает специальность “художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности”. В 1969 г. по приглашению И. Савицкого стала работать в Музее искусств в Нукусе, где трудится вот уже тридцать пять лет, сначала в отделе изобразительного искусства, затем в отделе народно-прикладного искусства реставратором по тканям. Ею отреставрировано огромное количество предметов узорного ткачества, вышивки, одежды. А. Шпаде работала в театре драмы и комедии им. К. Станиславского (ныне -Каракалпакский государственный музыкальный театр имени Бердаха) благодаря встрече с талантливым каракалпакским художником, главным художником театра – Кдырбаем Саиповым. В театре за пять лет ею были оформлены спектакли “Путеводная звезда” К. Яшена, “Овод” Э.-Л. Войнич и другие. Для каждого спектакля она старалась найти оригинальное решение, глубже раскрыть замысел автора. С каждой новой работой совершенствовалось мастерство художника. Многие эскизы к театральным постановкам находятся в фондах музея, они неоднократно экспонировались на выставках.
А. Шпаде также прекрасный художник по костюмам (фильм “Непокорная” по роману Т. Каипбергенова “Дочь Каракалпакии”).
Творческий диапазон художницы широк и разнообразен: с начала 1970-х гг. она плодотворно трудится как живописец и график. В произведениях “Натюрморт с кошмой”, “Мое детство”, “Моя бабушка”, получившие высокую оценку специалистов, проявилась, а позже прочно закрепилась главная особенность ее художественного языка -декоративность. Для “Натюрморта с кошмой” – органичность материальности предметов и декоративность их решения. Золотисто-коричневая цветовая гамма, обобщенный рисунок придают натюрморту незабываемый национальный колорит и выразительность.
Все жанры творчества А. Шпаде – натюрморт, портрет, пейзаж, тематические композиции тесно связаны с историей и современностью Каракалпакстана.
Каракалпакская природа с большой любовью изображена в многочисленных пейзажах – ‘Тихая улица”, “Джампык-кала”, “Пейзаж с джугарой” и др. Интерес к этому жанру не случаен. По словам академика Д. Лихачева, “Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры… Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа”.
Обширна созданная АЛЬБИНОЙ Шпаде портретная галерея. Ей одинаково интересны исторические образы и образы современников: “Портрет Беруни”, “Портрет Бердаха”, “Портрет археолога Е.Неразик”, “Портрет Тамары”, “Портрет старика в шугурме”, “Портрет искусствоведа Г. Саиповой”, “Автопортрет”.
“Портрет старика в шугурме” написан художницей в один прием по памяти. Этого старика она увидела на улице и он поразил ее воображение остротой национального характера. Недолго работала она и над “Портретом Беруни”, так как замысел целиком захватил ее. Прообразом Беруни стал каракалпакский художник Кдырбай Саииов. Портрет решен в темных коричневато-лиловых тонах, светом выхвачены одухотворенное лицо и тонкие, артистичные руки ученого, которые являются доминантой в характеристике образа. Портреты современников отличаются простотой и жизненной убедительностью. Им чужды какая-либо идеализация и внешние эффекты. Свои модели художница изображает обычно на нейтральном фоне, стремясь передать прежде всего внутренний мир человека.
Многие тематические полотна А. Шпаде посвящает жизни и труду женщины-каракалпачки: “Прополка”, “Обеденный перерыв”, “На балконе”, “Матери” и др. Эти композиции, очень ясные и простые по построению, с небольшим числом фигур поражают своей монументальностью. Женские образы наполнены величавым спокойствием, внутренней духовной силой.
Сюжеты произведений понятны и близки зрителю, они словно выхвачены из жизни. В действительности так и есть. Альвина Андреевна наблюдает эти сценки у своего дома, в поездках, на улице. Удивительна ее способность найти в самых заурядных, казалось бы, явлениях так много задушевной поэзии и теплоты. Простота сюжета определяет и простоту выразительных средств: декоративность цвета, обобщенность рисунка. Полотно “У плиты”, например, отличает сочетание ярких локальных пятен и удачно найденное композиционное решение. Здесь нет ничего лишнего, нет бытовых подробностей, отчего сценка приобретает значимость и поэзию повседневного труда женщины.
Несколько особняком в творчестве художницы стоит полотно “Люди, будьте разумны!”, созданное в 1989 г. Написать его побудили сложные события конца 1980-х гг. Это полотно – голос художника, который предупреждает, к чему может привести национальная и религиозная нетерпимость. В построении композиции холст демонстрирует совершенно другие принципы: в отличие от прежней статичности и монументальности изображения кажутся хаотично нагроможденными одно на другое, сильно деформированными и даже разложенными на части.
Но этими приемами А. Шпаде добивается особой экспрессии и накала человеческих страстей. Картина вряд ли может вызвать спокойное любование, потому что заставляет зрителя думать, сопереживать. Символично, что в музее новую книгу отзывов открывала запись посетителей из Ташкента (2002 г.), гласившая: “Пусть девизом этого музея станет название картины “Люди, будьте разумны!”. Много лет А. Шпаде мечтала о создании современных изделий на основе национальных художественных традиций. Это была та самая мечта, которой увлек ее И.
Савицкий в далекие 19бО-е годы:”… в наши планы входит создание при музее экспериментальной мастерской, которая бы способствовала возрождению национального прикладного искусства каракалпаков на основе изучения нашей коллекции”. Этой мечте суждено было сбыться почти через 40 лет. В1997 г. при Музее искусств им.
И. В. Савицкого была создана Ассоциация “Культурное наследие”, в деятельности которой главным направлением стало возрождение ковроткачества. Спасение традиционных форм народного творчества от забвения или исчезновения и возрождение их в новых условиях – задача поистине благородная для любой страны, любого государства. По словам известного ученого Д. Лихачева, “забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…”. Деятельность коврового цеха начиналась буквально с копирования музейных образцов (каршинов, ессиккасов и т.д.). В настоящее время здесь ткут изделия 23 наименований: ковры, сумки, коврики, паласы для украшения юрты. Эскизы всех изделий создает главный колорист и дизайнер цеха А.Шпаде. Она так говорит о своей работе в цехе: “Создавая эскизы ковровых изделий, я беру за основу каракалпакское искусство. Лучше того, что сделали мастерицы прошлого, не сделаешь. Это уже отточенное искусство, созданное не одним поколением”.
Продукция цеха получила высокую оценку специалистов. Одной из лучших работ назван ковер “Великий шелковый путь”. Задуманный художницей А. Шпаде и искусно выполненный мастерицами на основе традиционных технологий этот ковер является образцом не только возрождения, но и развития традиционной национальной культуры. Ковер “Великий шелковый путь” был преподнесен в подарок Президенту Республики Узбекистан И. А. Каримову, который высоко оценил мастерство каракалпакских ковровщиц.
Во всех предметах коврового цеха современные мастерицы сохраняют поэзию ручного труда, местные народные традиции. Работа на самых совершенных машинах никогда не возместит людям потребности творить своими собственными руками. Мерилом вкуса и мастерства всегда будут служить традиционное народное искусство и тепло человеческих рук, которым согрета каждая созданная вещь.
А. Шпаде и сама пробует силы в традиционной каракалпакской технике – аппликации. Ею создано панно “Дерево жизни”, состоящее из множества кусочков ткани, где каждый стежок сделан вручную. Основой сюжета послужил фрагмент каракалпакского коврового изделия. В современной художественной культуре традиционное искусство занимает особое место. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками, созданный и сохраненный народом эстетический идеал. Художница любит каракалпакскую землю, ей близка культура народа, живущего на ней, что отражается во всем ее творчестве. Зачастую выставка художника становится для зрителя открытием. Таким открытием явилась выставка А. Шпаде для гостя из Эфиопии, которую он увидел в Ташкенте в 1991 г.: “Я живу в Ташкенте уже пять месяцев. За это время я не смог узнать больше, чем узнал сегодня из вашей выставки об Узбекистане, о его культуре. Спасибо!”. Об этой же выставке оставил свой отзыв известный узбекский художник Чингиз Ахмаров: “Спасибо за интересную многогранную выставку. Желаю художнику творческих успехов”.
Наряду с художественным творчеством, А. Шпаде занимается реставрацией музейных произведений, возвращая к жизни многие живописные полотна. Литература
1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
2. Савицкий И. В. Понять друг друга… (Записки директора музея)
// “Советский музей”, 1984, N 2. 3. Архив ГМИ РК им. И. В. Савицкого.
Лариса Штогрина