Музыкально-стилистические особенности узбекских дастанов

Выпуск №1 • 4290

Народный эпос – культурное достояние узбекского народа. Значение его непреходяще. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но у многих народов они живут и развиваются и поныне. Феномен живого эпоса в конце XX в. сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Между тем эпос живет постольку, поскольку живет музыкально. Одно это обстоятельство делает музыку эпоса актуальнейшим предметом исследования.
Народный бахши Узбекистана
Абдуназар Поенов (Сурхандарья).

В Узбекистане народный эпос, эпическое повествование представлено жанром дастана (“дастан” – “повесть”, “рассказ”, “хвала”, “приключение”), включающего как поэтические, так и прозаические элементы, сопровождаемые музыкой. Огромное большинство народных дастанов пришло к нам из древности, более или менее глубокой. Народные дастаны жили в памяти народа своей жизнью, активной и творчески продолжавшейся в воображении и устах несчетных поколений исполнителей, неизбежно выступавших в роли его соавторов.

Содержание и форма дастанов основаны на традициях, сложившихся в течение веков. События, о которых они рассказывают, не ограничиваются рамками какого-либо одного племени; они выражают думы и чаяния всего народа. Героическая борьба с врагом за свободу или землю, за спасение соплеменников или любимой, месть за грабеж или за оскорбление, но в конечном счете – всегда сражение за честь своего народа – вот что в дастанах главное. Бытующие в Узбекистане дастаны богаты и разнообразны по сюжету и содержанию. В них отразились социальные, политические, экономические, правовые, бытовые отношения, философские и эстетические взгляды нации. Старое и новое, доброе и злое, смешное и возвышенное, необыкновенное и обыденное, словом, жизнь в ее непрерывном движении, развитии и борьбе.

Народный бахши Узбекистана
Каландар Норматов (Хорезм)

Дастаны подразделяются на богатырские, героические, исторические и романтические, формировавшиеся и развивавшиеся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении.

В создании дастанов видная роль принадлежит вышедшим из народа певцам-сказителям – бахши, дастанчи, шаирам, жырау. Слово “бахши” имело несколько значений: табиб-знахарь, лекарь-шаман или шаманка, которые магической песнью и игрой на дойре (ударный инструмент “бубен”) изгоняли из больного злых духов (обряд врачевания “Куч” или “Кучирлик” – “Изгнание”), а также – певец-сказитель дастана. Сказителей дастанов узбеки именуют по-разному: в Хорезме – дастанчи или бахши, в Кашкадарье и Сурхандарье юзбоши, базши или шаир, в Ленинабадской и Ошской областях – соки или созанда, в Ферганской долине – бахши или санновчи, в Каракалпакии – баксы или жырау. Наиболее широко употребляются термины “шаир” (поэт-сказитель) и “бахши” (певец-сказитель). Сказители -всегда желанные гости на семейных праздниках и торжествах не только на селе, но и в городе, но тем не менее с конца XIX и начала XX в. интерес к этому жанру в городе постепенно падает. И неудивительно, что большинство дастанов нами записывается именно в кишлаках, на пастбищах, среди дехкан и чабанов.

Зульфия и Фазилат
Шерматовы (халфа, Хорезм).

Будучи монументальными по своему сюжету, дастаны требуют большого импровизаторского и музыкально- поэтического дара, основательных навыков и мастерства сказителей. Соответственно является профессиональным исполнителем, владеющим искусством рассказчика-декламатора, поэта-импровизатора, певца-музыканта.

В Узбекистане сложились своеобразные исполнительские школы сказителей, отличающиеся тематикой и формой дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. Наличие в музыкальном искусстве узбекского народа четырех локальных зон нашло отражение и в формировании следующих своеобразных школ сказителей эпоса: Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская (Хивинская, Мангитская) и Каракалпакская. Музыкально-исполнительская манера отдельных локальных зон различна. Так, в Самарканде – это речитированный тип, в Сурхандарье, Кашкадарье или в Каракалпакстане речитивно-декламационные напевы дастанов исполняются сказителем под собственное сопровождение на домбре или кобузе (двухструнный смычковый инструмент) в особой гортанной певческой манере. Домбра и кобуз, как и дутар для бахши, являлись в основном и ведущими музыкальными инструментами. В исполнительской манере бахши наблюдается разнообразие подачи материала: проза рассказывается нормальным голосом, с ровной окраской, в естественном для исполнителя регистре и силе звука, а поэтический стих – гортанной манерой (закрытым голосом), что вносит определенное разнообразие, как темброво-регистровое, так и динамическое. Основным музыкальным жанром речитативно-декламационного типа является “терма”, где каждая фраза напева, называемая “нагма” или “нола”, соответствует одному стиху поэтического текста. Они просты и лаконичны с небольшим диапазоном. Сказители также используют инструментальные наигрыши -”бахши куй” (“напевы бахши”), основанные или на популярных народных мелодиях, или же собственно авторских.

Большой выразительностью отличается исполнение дастанов в Хорезме, которое привлекает слушателей своей музыкальной яркостью. Здесь получил распространение песенный тип дастана (песенно-речитативный или песенно-напевный), где основным музыкальным жанром выступает песня, сопровождаемая инструментальным ансамблем (дутар, гиджак и буламан, в настоящее время состав ансамбля изменился – тар, буламан (или кошнай) и дойра), который является важной составной частью эпоса. Бахши-дастанчи используют в дастанах такие песенные жанры, как кошук, терма, лапар и ашула. В каждом хорезмском дастане используются от 15 до Зб напевов, называемых “нола” или “нолиш”, которые постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами, при этом песни дастанов разнообразны по своему характеру – лирические, танцевальные, приподнятые, легко воспринимаемые и запоминаемые.

Бахтберген Сырымбетов (жырау, Каракалпакстан)

Музыка, являясь средством раскрытия душевного мира героев, создает при этом единую композицию дастана. Напевы дастанов создавались на протяжении многих веков и передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Эти мелодии – огромное духовное богатство народа, сокровищница ладово-интонационных, ритмических, художественных средств выразительности, характерных для многообразного узбекского народного музыкального творчества. Напевы эпоса -”нагма”, “нола”, “куй” постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами. Существующие напевы исполняются с различными текстами в зависимости от содержания эпоса.

В музыкальном оформлении сказители использовали напевы популярных народных песен, например, свадебных песен “Ёр-ёр”, колыбельных – “Алла”, похоронно-поминальных – “Марсия”. Иногда на основе народных песен они создавали или свои варианты, или же новые напевы, получившие наименования “бахши куй” (чаще всего данный напев назывался по имени творца-бахши). В музыке дастана допускается свободная импровизация. Происходит сочетание импровизации с основой избранного песенного жанра. И главным здесь выступает речитативно-декламационный жанр “терма”. Каждый дастан открывается инструментальным вступлением. Инструментальные напевы, наигрыши обычны и перед каждым вокальным разделом. Затем исполняется терма-обращение к слушателям “Кайси достондан айтайин” (“Какой дастан вам спеть”), после которого идет уже повествование. В дастанах речитативного типа и рассказ, и стих исполняются ритмической или рифмованной прозой (“садж”). Соответственно напевы узкообъемные. В дастанах употребляется не более 5 напевов, которые часто чередуются или же повторяются.

Речитативно-декламационные или речитативно-распевные типы дастанов отличаются большой экспрессией, богатством передаваемых эмоций. Это отчасти связано с использованием гортанной манеры пения. Манера пения глухая, матовая, которой противопоставляется игра музыкального инструмента сопровождения (домбра или кобуз). Напевы имеют интонационно- определенную звуковую шкалу, ладово и ритмически организованную.

Инструментальные интермедии, разделяющие вокальные фразы, строятся на материале вступления или на повторе отдельных фраз самой мелодии. Преобладающий тип мелодического звучания – постепенное движение. Мотивы многократно повторяются и варьируются. Объем звукоряда напевов небольшой, метроритм четкий, регулярный. Манеры исполнения терма различны – каждый сказитель поет с большим разнообразием тембровых и динамических оттенков. Современная музыкальная практика вносит свои изменения в структуру дастана, в частности, это наблюдается в интонационной сфере и в манере исполнения, идущего от современных массовых и эстрадных песен.

Большой выразительностью отличается Хорезмская исполнительская школа, объединяющая сказителей Хорезма, некоторых районов Каракалпакстана (Мангит, Кунград) и Ташаузской области Туркменистана. Своеобразно искусство бахши Хорезма, где кроме обычного индивидуального исполнения дастанов известно исполнение коллективное (небольшие группы сказителей и музыкантов из 3-5 человек). Если в других областях дастаны сопровождаются домброй в собственном исполнении бахши, то в Хорезме – инструментальным ансамблем (дутар и гиджак или дутар, буламан (духовой инструмент) и гиджак, в настоящее время вместо дутара используется тар, рубаб или гармонь).

Umida Djumaniyazova (khalfa, Khorezm)

Естественно, это сказывается на интонационно-мелодической основе дастанов и на их тембровой окраске. Хорезмская школа сказителей делится на две ведущие школы – северная, так называемая “Ирони”, и южная – “Ширвани” (ее иногда называют хивинской школой), но при исполнении дастанов эти две группы отличаются только репертуаром и составом музыкантов инструментального ансамбля. Сказители “Ирони” сопровождают дастан игрой на дутаре и гиджаке (или дутар, дойра), а “Ширвани” – дутар (тар), буламан (или кошнай), гиджак и дойра. Каждый дастан открывается инструментальной интермедией, называемой “Сайкал”.Он используется и в инструментальных наигрышах внутри самого дастана, перед между поэтическими фразами. Каждый напев – “нола” имеет свое наименование, причем название песни зависит от начальных слов стиха, при этом некоторые напевы в дастанах неизменны и обязательны. Диапазон их обычно от квинты до более октавы. Мелодии развитые, песенно-напевные, часто с кульминационным построением – “ауджем”.

Манера исполнения музыкальных номеров разнообразна, она зависит от подготовленности, художественного вкуса и мастерства сказителя. При повествовании после инструментального вступления перед началом новой песни сказитель-дастанчи всегда настраивает свой инструмент, то есть каждая песня исполняется на полтона или тон выше предыдущей. Преобладающим типом мелодического движения является постепенность, восходяще-нисходящее движение. Аудж и концовки фраз наиболее напевны. Важную роль в восприятии, воздействии и популяризации дастана играет “айтишув” – состязание бахши. Развитость музыкального воплощения и ярко выраженная песенность дастанов Хорезма послужили причиной довольно широкого исполнения их отрывков в виде самостоятельных песен, зачастую без всякого предварительного рассказа о ситуации, при которой они поются в самих дастанах.

В Хорезме, наряду с мужчинами-бахши, особой популярностью пользуются и женщины-сказительницы, которые пели в прошлом исключительно для женской аудитории. Исполнение женщин-халфа отличается мягкостью, задушевностью и лиричностью; в их репертуаре значительное место занимают дастаны романтического сюжета, например, “Тахир и Зухра”. Пение дастанов сопровождается инструментальным ансамблем в составе – диатоническая гармонь и дойра. Популярностью пользуются и разнообразные песни из дастанов, исполняемые сказителями.

Узбекский народный эпос свидетельствует о высокой творческой одаренности народных масс, из среды которых вышли народные сказители-бахши-дастанчи -создатели и хранители национальной эпической традиции. Искусство узбекских сказителей до сего времени пользуется огромной популярностью, свидетельство тому – приглашение сказителей на семейные торжества и свадьбы.

Дастан бытует не только в своей традиционной форме, но и выходит на концертную эстраду, пример – создание при Ташкентской филармонии группы “Дастан”. Особой популярностью у слушателей пользуется народный ансамбль “Дастан” города Хивы, руководимый народным бахши Узбекистана Норбеком-бахши (Абдулла Курбанназаров). В ряде районов республики созданы и традиционные исполнительские школы мастерства, в частности, школа Кадыра бахши Рахимова в Дехкан-абаде, Шомурод бахши Тогаева в Чирокчи Кашкадарьинской области, школа Ислама Шаира в Самарканде и др. Ежегодно в Узбекистане проходят республиканские и международные фестивали и конкурсы народных бахши-шаиров, конкурсы молодых сказителей. С 1999 г. в Термезе проводится Международный конкурс бахши-шаиров и акынов, в котором наряду с узбекскими сказителями принимают участие народные сказители из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. В мае 2002 г. в рамках Открытого фольклорного фестиваля “Бойсун бахори” проводился конкурс народных сказителей.

На основе многих дастанов создан ряд музыкальных драм и опер (“Тахир и Зухра”, “Лейли и Меджнун”, “Фархад и Ширин”, “Алпамыш”, “Ошик Гариб и Шехсенем”, “Равшан и Зулхумор”, “Кырк кыз” и др.) Прекрасные творения узбекского народа – народные эпические сказания-дастаны, наряду с другими жанрами музыкального фольклора и изустно профессиональной музыки вошли в сокровищницу узбекского музыкального искусства.

Рустамбек Абдуллаев

Pin It

Comments are closed.