28 апреля 2006 г. в Ташкенте в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялось открытие выставки произведений живописи и декоративно-прикладного искусства “Весенняя радуга”. Она была приурочена к очередной встрече министров культуры стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества – Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Ее организаторами выступили Академия художеств Узбекистана, Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана”.
На сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества имеет свою историю, стратегию, свои приоритеты. Ею проведен и ряд важных мероприятий, ставших определенными вехами во взаимоотношениях наших стран. Отдельно хотелось бы остановиться на мероприятиях в сфере художественной культуры. Причем сегодня можно констатировать как многостороннее, так и двустороннее культурное сотрудничество между нашими странами, что имеет большое позитивное значение для развития современного искусства. Несмотря на специфику историко-политического и социально-экономического развития наших стран, сегодня нас многое объединяет, в том числе и в сфере художественной культуры. Общими для стран ШОС являются задачи сохранения национальной самобытности в эпоху глобализации, передачи уникального историко-культурного наследия грядущим поколениям, полноправного выхода в мировое культурное пространство. Народы каждой из стран, входящих в ШОС, внесли свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Они сохранили уникальные художественные традиции, передающие своеобразную ментальность, поиски духовности и красоты, гармонии и смысла человеческого бытия, нашедшие свое отражение в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства.
Академией художеств Узбекистана многое сделано для укрепления международных культурных связей со странами ШОС, которые возникли еще в древности на перекрестках Великого шелкового пути. Так, в древности китайско-узбекские взаимоотношения носили активный характер не только в области политической (ведь именно открытие Ферганской долины китайским посланцем Чжан Цянем во 2 в. до н. э. положило начало Великому шелковому пути), но и в области искусства. Именно увлечение китайским фарфором типа “кобальт” при Амире Темуре привело к появлению среднеазиатской бело-голубой керамики в XIV – XV вв. Это увлечение при его преемниках превратилось в “лихорадочные поиски фарфоровой массы… Не зная свойств каолина и применяя взамен его традиционный силикатный черепок – кашин, среднеазиатские керамисты добиваются прекрасной молочно-белой структуры, на которой росписи кобальтом создают почти такую же глубину и мягкость очертаний, какие присущи подлинному фарфору” (1, с. 207). Многие орнаментальные мотивы проникли из китайского декоративно-прикладного искусства в среднеазиатское, например, мотив дракона как символа праздника. И, наоборот, элементы среднеазиатского декора проникали в китайское искусство, прежде всего в искусство резьбы и росписи по дереву региона Восточного Туркестана.
История китайско-узбекских культурных взаимоотношений продолжается и в период независимости Узбекистана. Так, в 2004 г. в Центре современного искусства Академии художеств была организована выставка современного фотоискусства Китая, представившая интересную информацию о жизни китайского народа, его многовековых обычаях, традициях, искусстве, о великолепных пейзажах этой удивительной страны. Ответная фотовыставка о жизни и культуре узбекского народа была организована в Китае в 2005 г. Она также нашла теплые отклики в зрительской среде и в средствах массой информации.
С большим интересом были встречены выставки живописи и современного фотоискусства Узбекистана в рамках Дней культуры Узбекистана в Китайской Народной Республике в мае 2005 г. Выставка живописи была организована Академией художеств Узбекистана в Национальном музее Китая (г. Пекин). На ней было представлено 40 работ ведущих узбекских живописцев, отражающих основные направления и течения современного искусства. Фотовыставка, посвященная буддийским памятникам Узбекистана, открытая в Центре современного градостроительства в г. Шанхае, также вызвала огромный интерес у китайских зрителей, прежде всего археологов, историков.
И, наконец, удивительная выставка “Дети рисуют сказки”, которая прошла в январе 2006 г. в Республиканском колледже дизайна Академии художеств Узбекистана. На выставке были представлены работы детей стран ШОС, которые наглядно продемонстрировали, как идеи взаимосотрудничества, дружбы могут быть воплощены в детском творчестве. В каталоге выставки отмечалось, что “организация художественной выставки детских рисунков шести государств отражает усилия, предпринимаемые Шанхайской организацией сотрудничества для проявления взаимного уважения к разнообразным культурам, осуществления взаимных обменов. Эта выставка воплощает исповедуемые нами гуманистические идеалы и символизирует ценности, которые прославляет Шанхайская организация сотрудничества” (2, с. 9). В удивительно красочном каталоге выставки нашли отражение и работы узбекских детей, наполненные солнцем, теплотой души нашего народа, образами узбекских сказок.
Общеизвестны также взаимоотношения и взаимовлияние русского и узбекского искусства. Средняя Азия вдохновляла русских художников в конце Х1Х – начале ХХ в. и в последующие 1920 – 1930-е гг., способствуя развитию направления ориентализма в русском искусстве. Здесь можно вспомнить работы К. Коровина, Р. Зоммера, И. Казакова, А. Исупова и других мастеров кисти. Средняя Азия внесла в творчество русских художников не только новые, необычные тематические аспекты, но и повлияла на формотворчество, обогатив художественный язык искусства ХХ в. Совершено уникальным явлением стал среднеазиатский авангард, отражающий стык ментальности, культуры, духовности народов Востока и Запада, по праву занявший достойное место в мировой художественной культуре ХХ в.
Говоря о российско-узбекских культурных связях конца ХХ в. следует отметить выставку академика Академии художеств России В. Сидорова в Ташкенте и выставку народного художника Узбекистана, академика АХ Уз Р. Ахмедова в г. Москве. Значительными событиями в культурной жизни нашей страны стали выставка произведений живописи из Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева в Центре современного искусства Академии художеств в 2005 г., а также выставка работ народного художника Узбекистана У. Тансыкбаева, приуроченная к его 100-летию со дня рождения, где присутствовали казахские специалисты, презентовавшие каталог картин известного художника.
И, наконец, 28 апреля 2006 г. состоялось открытие масштабной выставки произведений живописи и декоративно-прикладного искусства стран-участниц ШОС “Весенняя радуга” в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Можно сказать, что ее экспозиция начиналась на газоне перед фасадом ЦВЗ, где внимание зрителей привлекала конструкция с эмблемой ШОС, флагами 6 государств и названием выставки. Холл первого этажа был оборудован как информационный центр. В нем были установлены мониторы, демонстрирующие видеофильмы о странах ШОС, об их культурной жизни, успехах и достижениях.
На втором этаже размещалась основная экспозиция выставки, где каждая страна была представлена отдельным блоком. Экспозицию Узбекистана составили картины наших ведущих современных художников Дж. Умарбекова, Г. Байматова, Л. Ибрагимова, А. Нура, М. Кагарова, Ф. Ахмадалиева, Дж. Усманова, В. Усеинова, А. Тюрина, Н. Имамова, Х. Зияханова и других. Наряду с маститыми были представлены и такие молодые одаренные художники, как К. Бабаев, З. Шарипова, Т. Каримов, З. Батыров и др. Мифы и легенды, современные сцены и декоративные композиции, традиции и инновации характерны для современного изобразительного искусства Узбекистана. Важную часть историко-культурного наследия узбекского народа представляет его декоративно-прикладное искусство. Уникальные произведения резьбы и росписи по дереву, керамика, художественная чеканка, ткачество ташкентских, хивинских, гурумсарайских, маргиланских мастеров воплощают в себе эстетические идеалы, своеобразие локальных центров узбекского народа, сформированных на протяжении многих веков.
Экспозиция Российской Федерации “Лоскутная мозаика России” была представлена произведениями современных мастеров лоскутного шитья. На ней экспонировались работы В. Ивановой, В. Портновой, Т. Степановой, Л. Безруковой, О. Винниченко, М. Сержантовой, О. Бочаровой, Т. Сапелкиной, С. Лаптевой, Н. Тарантиной, коллективные произведения Квилт-клуба г. Санкт-Петербурга, клуба лоскутного шитья “Сибирушки” и слушателей курсов школы “Русский квадрат”. Лоскутное шитье – интернациональное явление, распространенное во многих странах СНГ, Европы, Америки. Оно воплощает немеркнущие традиции народного искусства, передает дух удивительного оптимизма, простоты, гармонии человека с природой, космосом, то есть подлинной народной культуры. Работы представляли современную интерпретацию традиций русского лоскутного шитья, характеризующегося высоким уровнем профессионализма, удивительным чувством цвета, своеобразием композиционного построения, захватывающими сюжетами, в целом передающими поэтику русского народного искусства. Причем темы были самые различные: библейские и евангельские сюжеты, народные празднества, современные сюжетные сцены, декоративные композиции.
Раздел экспозиции Кыргызстана на выставке был представлен живописными картинами мастеров живописи второй половины ХХ в. и традиционной вышивкой на войлоке, коже, бархате, а также изделиями из войлока из фондов Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Вышивки кыргызских мастериц начала ХХ в. отражают многовековые традиции кочевой культуры кыргызского народа, которой свойственны немногословность, воспевание природы, чувство красоты, поэтичность. На выставке демонстрировались работы таких известных кыргызских художников, как Г. Айтиев, С. Акылбеков, М. Акынбеков, А. Бейшенов, А. Воронин, Б. Джумабаев, Д. Игнатьев, А. Каменский, А. Осмонов, В. Тюрин, С. Чуйков, С. Чокморов и др. Большинство произведений выдержано в эстетике академической реалистической школы. В них отражены бескрайние просторы кыргызских пейзажей, натюрморты и др. Современной, авангардной интерпретацией традиций и условностью художественного языка отличались изделия из войлока современной кыргызской художницы Ж. Адралиевой.
Цельностью и многожанровостью отличалась экспозиция казахского искусства, которую составили живописные картины современных художников, а также произведения традиционного художественного ремесла и нетрадиционного декоративно-прикладного искусства. Живописи казахстанских мастеров Т. Асылбекова, Н. Бубэ, Р. Слекенова, А. Аканаева, Ш. Гулиева, У. Жубаниязова, А. Казгулова, В. Кузнецовой, А. Старкова, А. Садыханова, Е. Тулепбаева, К. Муллашева, Н. Килибаева и других присуща разноплановость творческих направлений, однако доминирующими являются свобода художественного выражения, поиск новых средств образной выразительности, дух экспериментаторства. Ощущается преемственность: от традиционного художественного наследия, представленного ювелирным искусством, вышивкой, изделиями из кожи, с его каноничностью, устойчивыми формами к нетрадиционному прикладному искусству, представленному композициями из войлока. Вековые традиции кочевой культуры в работах современных художников обретают новое звучание, новую жизнь, импульсы и ритмы ХХI в. Они авангардны, декоративны, удивительно созвучны современному мироощущению.
Китай – страна древней и самобытной культуры – на выставке был представлен народной живописью провинции Фуцзянь, которая, как было сказано в буклете китайского раздела, представляет собой “жемчужину искусства китайской нации и важную составную часть китайской народной культуры, а также драгоценное наследие культуры всего мира” (3). Работы воплощают многовековые праздничные обычаи и церемонии, вероисповедания и представления китайского народа, выражая исконный дух китайского искусства. Фуцзяньская народная культура, как отмечают специалисты, заложила незыблемый фундамент для развития современного искусства. На выставке также была показана часть новогодних лубочных и серийных картинок из г. Чжанчжоу, принадлежащих к категории традиционной живописи. Демонстрирующиеся на выставке работы, несмотря на свою географическую локальность, в целом отражают дух и своеобразие китайской народной культуры, специфической картины мира, в котором доминируют добро, порядок, гармония, счастье.
Таджикистан на выставке был представлен работами современных живописцев и вышитыми сюзане как типичной составной частью традиционного наследия. Как было отмечено в буклете таджикского раздела, после обретения страной независимости искусство Таджикистана завоевало реальный культурный суверенитет, на смену прежнему пришло новое искусство с национальной тематикой, современными задачами и глубокими традициями. В 1990-е гг. началась активная интерпретация национальных традиций посредством приемов различных авангардных, постмодернистских течений. Появились новые направления, жанры, техника, темы, иное понятие о содержании и форме произведения (4). Работы художников А. Абдуллаева, Б. Аллабергенова, А. Ганиевой, З. Довутова, У.
Кизилбаева, В. Назарова, Б. Одинаева и других дают представление о характере творческих поисков современных таджикских мастеров, о доминирующем ассоциативно-метафорическом характере образного звучания их картин, в которых отражены жизнерадостное ощущение, возвеличивание родных пейзажей, аллегории и метафоры, выражающие сложное мироощущение современного человека. Выставка “Весенняя радуга” стран ШОС еще раз продемонстрировала, что культура способна объединить народы разных стран, что культура – это целый космос, создающий духовные ценности и живущий по своим законам. В зависимости от приоритетов, которые мы определяем в сфере культуры сегодня, зависит ее завтрашний день. Ее полноценное развитие невозможно без международного культурного сотрудничества. Знакомство с культурой различных стран не только обогащает духовное сознание народов, но и выходит за пределы исключительно культурных взаимосвязей.
Выставка “Весенняя радуга” стран ШОС стала настоящим праздником искусства, традиций, духовности. Она продемонстрировала самобытность и в то же время общность проблем традиционной и современной культуры различных стран. Во все времена и у всех народов посредством искусства выражаются стремление к добру, красоте, гармонии. Несмотря на изменение художественного языка искусства, его содержательные основы остаются прежними. Мы открыты к диалогу, мы нужны друг другу, мы – это современный мир, который зависит от нас, и мы обязаны его сохранить, передать все лучшее, что в нем есть, грядущим поколениям.
Литература:
- Г. А.Пугаченкова, Л. И. Ремпель. Очерки искусства Средней Азии. М., 1982.
- Каталог “Дети рисуют сказки” художественной выставки детских рисунков на темы народных сказок шести государств-членов ШОС. Пекин, 2005.
- Буклет “Народное живописное искусство провинции Фуцзянь”.
- Буклет Министерства культуры Республики Таджикистан “Из глубины веков до наших дней”.
Камола Акилова