ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА

Выпуск №2 • 2691

С каждым годом все больше внимания в нашей республике уделяется благоустройству городов. Отрадно, что в их архитектурном обновлении участвуют молодые зодчие. Чтобы лучше узнать молодых архитекторов и понять их взгляд на проблемы современного зодчества, доктор архитектуры, профессор Додо Авазович Нозилов вел разговор с молодыми авторами проектов ряда зданий, построенных в Ташкенте. Беседу Д. Нозилова с Шухратом Хидоятовым, Исламом Машариповым, Айбеком Файзуллаевым мы предлагаем вниманию наших читателей.

Д. Нозилов. Давайте начнем нашу беседу с градостроительства. Ведь известно, что строительство города начинается с генплана. За короткое время в Узбекистане, особенно в градостроительстве Ташкента, произошли значительные изменения. Расширены улицы, на оживленных перекрестках сделаны узловые развязки по двум-трем направлениям, в композиции архитектурных комплексов появились большие парковые зоны, площади с фонтанами. Эти зоны и площади соответствуют климатическим условиям города и отвечают нормам градостроительства. Что вы можете добавить к этому?

Ш. Хидоятов. С точки зрения градостроительства, создание открытых пространств не является чем-то случайным. Площади и газоны считаются частью здания. Композиция многих высотных сооружений вместе с прилегающим пространством обладает художественной пластикой. Например, многоэтажное здание, конструктивная основа которого заложена примерно двадцать лет назад и которое планировалось как информационный центр, сегодня достраивается с большими изменениями. С целью сохранения его доминантного положения и создания перед ним открытого пространства было решено снести здание, в котором когда-то располагалась торговая палата. В результате основной фасад и прилегающее пространство обращены на улицу Навои.

Проблема увеличения автомобильного потока решается посредством расширения улиц. Большим площадям в Ташкенте сопутствует создание парков и озелененных участков. Все это расширяет возможности для отдыха горожан, облегчает условия их повседневной жизни, улучшает эколого-климатическое состояние города и облагораживает архитектурные комплексы.

И.Машарипов. Для создания в городе ансамблей с доминантной композицией необходимо наличие больших открытых пространств. Только сохранив пропорциональность между площадью и окружающими ее зданиями, можно получить совершенный в художественном отношении ансамбль. В качестве примера можно привести здание Национального банка Узбекистана. В его композиции при помощи цельных вертикальных отделов достигнута художественная пластика. В результате этого, а также благодаря “дышащему” пространству, здание сохраняет доминантное положение в этой части города. Вместе с тем, обладая мягким пластическим членением, имея прилегающее пространство, это здание выглядит величественным. То, что предусматриваются открытые пространства в виде площадей и зон, по-моему, сегодня очень уместно. Конечно, они играют большую роль в создании хороших климатических условий в городе. Через 15-20 лет рост населения вызовет потребность в новых сооружениях, и на пространствах между 4-5-этажными домами появятся постройки. Например, сегодня население Токио, Москвы в 3-4 раза больше, чем в Ташкенте. Поэтому там высокая плотность застройки. Сейчас необходимо уделять еще больше внимания вопросам благоустройства. Нужно создавать композиции малого объема.

А.Файзуллаев: Илья Эренбург в своей книге “Люди, годы, жизнь”, делясь впечатлениями о Германии 1928 г., пишет о том, как подростки, живущие в рабочем районе Магдебурга, ощущают себя потерянными среди беспорядочно возведенных архитекторами-функционалистами домов и в конце концов многие из них оказываются нервно-больными. Внешний вид здания и прилегающей к нему зеленой зоны должен не только отвечать духовным запросам человека, но и помогать ему выбрать правильное направление в жизни. Нужно, чтобы человек не чувствовал себя потерянным в городском лабиринте зданий.

В Узбекистане в области градостроительства достигнуты большие успехи. В Ташкенте, например, на перекрестках и в наиболее напряженных автомобильных развязках сооружены мосты, подземные автотрассы и переходы для пешеходов. Разбиты величественные парки. В центре города изменены транспортные маршруты в целях создания благоприятных условий для отдыха горожан. На свободных пространствах вокруг домов строятся 2-3 -этажные торговые и офисные комплексы. Если увеличить их этажность, то они будут гармонировать со стоящими рядом постройками и обеспечивать их композиционную завершенность и целостность.

Д.Нозилов. Что вы думаете по поводу возводимых сегодня архитектурных объектов? От чего зависит, на ваш взгляд, красота наших архитектурных сооружений - от большего применения новых строительных материалов, творческой свободы архитектора или же от формирования строительной культуры?

Ш.Хидоятов. Облик наших городов становится краше за счет вновь построенных зданий. Применение новых современных материалов позволяет создавать красивые и богатые в композиционном отношении здания. Их внешний вид радует человека. Разнообразные элементы, использованные в экстерьере богато декорированных зданий, создают пропорциональную композицию. Поэтому большинство сооружений, в которых удалось ее достичь, во всех отношениях поднялись до уровня ярковыраженного художественного центра. В их числе здание законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана, а также построенные в районе Эски Джува Дом моделей, “Кружки” и др.

В последнее время в Узбекистане стал применяться такой современный материал, как аликапон, привлекающий к себе внимание своей красотой, гладкой поверхностью и способностью сохранять яркость цвета в течение долгого времени. Я думаю, он не оказывает большого влияния на творчество архитекторов. Дело в том, что строители с помощью компьютеров и другой современной техники легко могут воссоздать форму, цвет и стенную фактуру, предусмотренные архитектором в проекте. Сейчас большая часть составных элементов зданий производится на заводах в соответствии с проектом, а затем в готовом виде устанавливается в нужной части здания.

Ощутимо повысились строительная техника и культура производства стройматериалов. Появление строительных и облицовочных материалов, подобных аликапону, на мой взгляд, облегчило работу не столько архитекторов, сколько строителей. Следует шире применять новые виды строительных материалов. Уместно в этой связи вспомнить часть давней дискуссии среди германских архитекторов. Один из них – Бруно Таут на одной из встреч сказал: “Неужели, действительно, дома, построенные из камня, превратят сердца в камень?” Архитектор Филипп Мойзер ответил на это: “Вряд ли. Во всяком случае, в стеклянном здании, построенном Бруно Таутом в 1914 году в Кельне для выставки фабричного объединения, пока еще никто не превратился в стеклянного человека”.

И.Машарипов. Сегодня наша архитектура поднялась на новый, более высокий уровень. Возросла потребность в архитектурном образе, архитектурной функциональности и отделке. Большинство зданий, построенных 20 – 30 лет назад, нуждаются в реконструкции не только их фасада и художественного оформления интерьера, но также несовершенной планировки и низкой функциональности. Мы достигли определенных успехов в реконструкции этих сооружений, после которой они стали намного краше. Вновь же построенные здания полностью отвечают современным требованиям.

Особый шарм придает постройкам сочетание новых методов строительства с традициями национальной архитектуры. Такие сооружения и по прошествии многих лет будут нести в себе архитектурный образ сегодняшнего дня.
Прогресс в строительной индустрии дает возможность через 5-6 лет создавать вполне функциональные здания новейшего образца. Сегодня аликапон, хотя и не имеет отношения к конструкции здания, применяется в отделке его фасада и внутренних стен. Со временем его можно будет заменить другим, более новым, отвечающим требованиям дня, материалом. Недавно на одной из выставок были продемонстрированы стройматериалы из гипсокартона, способного обретать различную форму.

Любое здание, имеющее высокохудожественное оформление, создает у человека приподнятое настроение. Поэтому запросы нашего народа подвигают специалистов к производству новых материалов, созданию новых конструкций, новых художественных объемов и композиций.

А.Файзуллаев. Среди сооружений, построенных за годы независимости, мне больше всего нравится здание сената Олий Мажлиса Узбекистана. В ясные дни оно восхищает взор смотрящего на него своей белизной. Фасад здания Ташкентского городского хокимията отражает административное предназначение этого сооружения. Величественные здания Государственной консерватории Узбекистана и Театра имени Хамзы содержат образные элементы, свойственные искусству. В Узбекистане получила развитие и строительная техника. То, что части зданий создаются на заводах, на специальных домостроительных комбинатах, улучшает внешний облик построек. Ведь конструктивные или декоративные элементы сооружения, созданные на комбинате, получаются более основательными по сравнению с теми, что делаются в условиях строительной площадки.

Д.Нозилов. Придерживались ли зодчие какого-либо стиля при строительстве зданий после обретения нашим государством независимости? Задумывались ли вы сами об их стилевой направленности?

Ш.Хидоятов. Я об этом вообще не думал. Однако в постройках ясно прослеживается свойственный им образ. Так, в фасаде здания Государственной консерватории Узбекистана такие элементы его внешнего облика, как объемы, колонны, стенные барельефы, четко отображают его функциональное назначение. Это, несомненно, большое архитектурное мастерство. Во внутренней части консерватории классы для практических занятий и лекций распределены по отдельным блокам, не говоря уже о концертном зале.

Взять к примеру, отель “Шератон”, расположенный в верхней части улицы Навои, недалеко от Алайского рынка. К основному многоэтажному зданию гостиницы пристроено сооружение в виде перевернутой сковородки. Это сооружение по своей форме и пропорциям не гармонирует со стоящим рядом вертикальным строением. В расположенной же напротив реконструированной гостинице “Дедеман” отчетливо видна соразмерность архитектурных объемов.

Другое современное сооружение Ташкента – Национальный банк Узбекистана. Его внешний вид отражает его функциональное предназначение, а благодаря пропорциональности обычных форм обеспечивается богатая композиция. Здания, подобные гостинице “Шератон” и Национальному банку Узбекистана, думаю, можно причислить к модерну. Музей же истории Темуридов и здание законодательной палаты Олий Мажлиса, на мой взгляд, являются современными образцами нашей национальной архитектуры.

А. Файзуллаев. По правде говоря, я не могу классифицировать построенные у нас здания по стилю. Все они имеют свое архитектурное решение, в каждом из них предусмотрены композиция и планировка, во всех отношениях отвечающие современным требованиям. В композиционном плане они привязаны к окружающим их старым постройкам и площадям и занимают доминирующее положение среди них. Нужно отметить, что в годы независимости при строительстве больших зданий в Ташкенте исходили из требований современной архитектуры.

Д.Нозилов. В Ташкенте строится много новых частных домов. Их внешний облик содержит свойственные европейскому, главным образом, готическому зодчеству черты, значительную часть внешних стен составляют застекленные поверхности, а в планировке предусмотрены большие помещения, которые полностью используются только во время крупных мероприятий. В остальное время они пустуют. Как вы относитесь этому?

Ш.Хидоятов. Действительно, фасады многих частных домов сооружены на основе европейских архитектурных стилей. Конечно же, при создании проекта зодчий исходит из требований заказчика и вынужден следовать его пристрастиям. Эта ситуация отражает также и стремление к стилевому подражательству европейским стандартам строительства особняков. Однако использование во внешних стенах дома больших застекленных поверхностей не соответствует нашим климатическим условиям и не отвечает специфическим запросам жилых помещений. Это же относится и к требованию заказчиков предусматривать в планировке домов огромных помещений. В середине последнего десятилетия XX в. такие комнаты предназначались для проведения свадеб, дней рождения и всякого рода сходов. Однако теперь широко распространено строительство туйхона – специальных общественных помещений для проведения торжеств. Отсюда и резкое снижение роли больших помещений в частных домах.

И. Машарипов. На мой взгляд, приступая к созданию проекта, необходимо объяснять заказчику наши местные архитектурные традиции строительства жилья. Нужно, чтобы он понял, что европейские требования к возведению жилого дома не сооветствуют нашим климатическим условиям. Ведь со временем заказчик все равно ощутит неудобства жилья, построенного по европейским стандартам, и будет недоволен тем, что архитектор не разъяснил ему особенности строительства домов в наших климатических условиях. Зодчий, приступая к планировке будущего здания, обязан предусмотреть все. Нужно помнить, что ответственность за несоответствие жилья местным условиям несет не только заказчик, но и архитектор.

А. Файзуллаев. Действительно, сегодня представление о качестве жизни у наших заказчиков очень высокое. Оно основано на том, что они работали и жили в самых красивых городах мира или посещали их. Архитектор возводит для заказчика тот образ здания, который был увиден наяву или в книгах и журналах, и заказчик пытается объяснить зодчему понравившиеся части увиденного дома. Конечно же, архитектор должен учесть требования заказчика, но при этом нужно больше дискутировать с ним по проекту. Как было уже сказано, и я с этим согласен, недостатки жилья во многом зависят от архитектора. Сегодня можно встретить и таких людей, которые, не имея специального архитектурного образования, находят в Интернете проекты жилья и включают понравившиеся им части в собственный проект.

Следует отметить, что сейчас в местах, расположенных близко к центру города и базарам, в строящихся частных 3-х и более этажных домах первый этаж предназначен для торговой точки, конторы или малого предприятия. Строительство подобных зданий, во-первых, создает удобства для живущих в округе, во-вторых, выгодно для самого хозяина, который там живет и работает, в-третьих, увеличение этажности дома экономит площадь застройки.

Д. Нозилов. Ваши пожелания по совершенствованию нашего национального зодчества и стремлению сделать так, чтобы наши города стали еще краше и удобнее для проживания.

Ш. Хидоятов. Нужно, чтобы в нашей архитектуре уделялось больше внимания созданию образа здания, обеспечивалась органичная связь между национальным и современным. Сегодня проблема гаражей и парковки автомобилей является одной из актуальных. Поэтому я сторонник строительства многоэтажных подземных и надземных гаражей.

И. Машарипов. Мне бы хотелось, чтобы в нашем зодчестве соединялись черты традиционного, национального и современного. Кроме того, считаю нужным больше уделять внимания строительству зданий для отдыха. Например, у нас пока нет закрытых помещений для отдыха горожан зимой. Можно построить “мини-городки”, состоящие из нескольких сооружений, где предусмотреть аттракционы для детей, места для отдыха их родителей, помещения для любителей шахмат и шашек, пищеблоки, залы для зрелищных мероприятий, торговые точки и площадки с фонтанами.

А. Файзуллаев. На мой взгляд, сегодня наши достижения в архитектуре подвигают нас на создание проектов ультрасовременных масштабных сооружений. Грандиозные ультрасовременные сооружения подняли столицу нашей Родины на уровень красивейших городов мира. Считаю, что настало время построить в Ташкенте крытый футбольный стадион, отвечающий мировым стандартам.

Pin It

Comments are closed.