В создании гармоничного единства архитектурного образа, представляющего результат подлинного синтеза, велико значение декоративно-прикладного искусства. Резьба по ганчу является традиционным видом прикладного искусства, обладающим свойством перевоплощения в современный стиль.
Большой популярностью резьба по ганчу пользуется не только в Узбекистане, но и за рубежом. Наши мастера часто получают заказы из стран ближнего (Казахстан, Таджикистан, Украина, Россия) и дальнего (Германия, Франция, Малайзия и др.) зарубежья. Особенно много творческих предложений поступает из-за рубежа в последние годы. Поступающие заказы в основном выполняют мастера-ганчкоры из объединения “Усто”, работающие под руководством известного мастера М.Мансурова. Это Ш. Зайнутдинов, К. Ташмухамедов, Б. Хашимов, Р. Муслимов, Б. Султанов, Х. Мурадов, С. Тухтаходжаев, О. Ёкубов, А. Бегматов, Б. Аширов, Б. Абдуллаев, Р. Нурматов, У. Мурадов, А. Абдурасулов, Г. Рахимов, Г. Мурадов, Д. Абдуллаев, С. Каюмов, Г. Эрназаров, О. Шукуров, А. Гозиев, А. Ахроров, У. Пулатов, Ш. Абдуллаев, Д. Махкамов, А. Азизов, А. Тулаганов, А. Рахимбабаев. Все они успешно трудятся на строительных объектах современного Узбекистана, украшая резьбой по ганчу новые здания. В их числе например, дворец “Туркистон”, Дворец бракосочетания “Навруз”, здания Олий Мажлиса, Биржевого центра, театры, станции метрополитена и т. д. Все они могут выполнить самую сложную работу, которая отличается высоким качеством исполнения, необычайной красотой и оригинальностью.
Мастера-ганчкоры выполнили множество работ в Казахстане, участвовали на выставках декоративно-прикладного искусства в Малайзии во Франции. В 1998 г. они украсили резьбой по ганчу галерею “Пердана”, которая расположена на острове Лангкави в Малайзии. В столице Малайзии – Куала-Лумпуре высокие и современные здания сочетаются со старыми малайскими домиками. В центре переплетения западного и восточного, старого и нового стоят цепочкой великолепные здания, выстроенные в начале XX в. под влиянием исламской архитектуры. Для них характерны позолоченные или крашеные под золото купола в форме луковиц и изящные башенки на крышах. С 80-х гг. XX в. все более преобладают арабско-исламские формы (остроугольные арочные окна, филигранные орнаменты фасадов).
Архипелаг Лангкави состоит из множества островов. Главный остров архипелага Пулау-Ланкови окружают 100 островов райской красоты. Богатый растительный мир, густо обвитые лианами деревья, листья всевозможных оттенков зеленого, яркие крупные цветы, кружева гигантских папоротников также должны быть отражены в декоре зданий наряду с традиционными для исламской культуры орнаментами “гирих” и “ислими”. Вырезанные из ганча на белом ганчевом или зеркальном фоне, эти орнаменты сочетаются с росписью, создавая яркий восточный колорит. В галерее “Пердана” нашими мастерами-ганчкорами из объединения “Усто” проведена большая работа по украшению куполов, барабанов, сталактитов, сделаны многочисленные панно, покрывающие стены галереи, изготовлены ганчевые люстры. Особо выделяется потолок в фойе здания. Впервые в практике ганчкоров созданы и украшены небольшие обратные купола, свисающие вниз. Резные узоры выполнены техникой “луля пардоз” и “пах пардоз”, а некоторые элементы покрыты позолотой. Ганчевые люстры исполнены в бухарском стиле, который отличается мелким, неглубоким, но изящным рисунком.
В главном зале галереи – потолок купольный, его фон изумрудного цвета украшен растительным узором также бухарской школы. Резьба выполнена в стиле “пах пардоз”. В нижней части купола – трехрядные сталактиты с пятиконечными звездами, ниже следуют ганчевые фигуры, называемые барабанами. Внутри отдельные барабаны украшены ганчевыми решетками, в чередующихся с ними других барабанах имеются расписные растительные узоры, в совокупности создающие красочную картину, характерную для исламского орнаментального искусства. Кроме того, эти узоры служат графическим изображением смысла бытия. Плоский потолок вокруг купола разделен на квадратные и прямоугольные части, каждая из которых украшена резьбой по ганчу на зеркальном фоне. Технику исполнения его, ставшую для наших ганчкоров традиционной, впервые предложил и использовал известный узбекский мастер Усто Ширин Мурадов. Но в работах ганчкоров много и новых новаторских работ, созданных под влиянием местного искусства, а также синтеза восточного и западного искусства. Столбы, подпирающие потолок, богаты сталактитами, в которых отражаются ганчевые формы и барокко. Ганчкоры создали также новые сталактиты, представляющие собой примыкающие друг к другу полые полуцилиндры, отлитые из ганча и украшенные сквозной резьбой. Внутри них установлены лампочки, излучающие синий свет и создающие умиротворяющую картину и таинственность. Такие сталактиты были выполнены в Ташкенте над дверью при входе в здание городского хокимията. Очевидно, на стыке различных культур рождаются новые замыслы и новые образы, обеспечивая эволюционное развитие орнаментального искусства Востока.
Мастерами объединения “Усто” была также украшена мечеть в Малайзии в штате Саравак, в портовом городе Кучинг. Особенно примечательно украшение купола, в центре которого на желтом фоне черным эпиграфическим узором выписан текст из Корана. Основной фон купола – голубой. Он покрыт ромбообразной сеткой, выполненной в стиле “луля пардоз”, и покрыт позолотой. Внутри ромбов помещена резная растительная композиция в виде удлиненных турунджев. После них следуют трехрядные сталактиты, представляющие собой вытянутые вниз фигуры, заканчивающиеся звездой, – также новая форма сталактитов. Примечательны следующие за ними барабаны, имеющие двухрядные звездообразные сталактиты и барабаны со звездочками красного цвета на белом резном фоне. Они напоминают красный цветок гибискуса – национального цветка Малайзии, произрастающего там повсеместно. Считается, что пять его лепестков символизируют пять заповедей ислама.
В 2004 г. мастера-ганчкоры объединения “Усто”, художники и наккоши из Узбекистана были приглашены для работы в Музее памяти репрессированным в г. Чимкенте (Казахстан). В помещении музея – потолок купольный. В центре его эпиграфическим узором арабскими буквами написана сура из Корана. Эпиграфические узоры богато украшают также основание купола, основная часть которого выполнена в стиле “ироки”, после долгого забвения возобновленного ташкентскими мастерами. Больше архитектурный, чем декоративный, стиль “ироки” используется в декоре самаркандских памятников зодчества, являя собой вершину творчества зодчих. Мастера “Усто” после долгого изучения этого приема впервые применили его в здании Музея жертвам репрессии в Ташкенте и как традиционный способ украшения использовали его снова в г. Чимкенте. Новое в орнаментальном искусстве становится постепенно традиционным приемом. Удлиненные турунджи, увеличивающиеся от вершины до основания купола, представляют собой также новый орнамент на основе традиционных форм.
Наряду с совершенствованием техники исполнения, резьба по ганчу наших мастеров отличается особой теплотой и светом, исходящим от них. В зарубежных аналогах этого нет, так как для облегчения работы там применяется новая техника, предназначенная для резьбы. Наши мастера работают вручную, вкладывая в свое произведение теплоту сердец и любовь к этому виду искусства.
Анализ работы узбекских ганчкоров в Малайзии и Казахстане показал, что они следуют нашим национальным традициям как в технике работы, так и в мотивах узоров. При исполнении больших панно мастера использовали технику резьбы “пах пардоз”, так как она отчетливо передает игру света-тени, отражающего узор. “Чока пардоз” используется преимущественно в небольших помещениях. Его относительно неглубокая резьба создает нежные черты орнамента. Часто стали применять “луля пардоз”, потому что на его округлых резных поверхностях хорошо лежит позолота. Мотивы узоров в основном трех типов: растительный, геометрический (гирих) и эпиграфический. В работах ташкентских мастеров превалирует растительный или смешанный узор, то есть гирих с вписанным в него растительным узором. Эпиграфический узор носит назидательный характер. Кроме того, наши ганчкоры разработали и выполнили много образцов резьбы по ганчу, например, сталактиты из отлитых полуцилиндров, использовали яркую цветную роспись в сочетании с резьбой по ганчу, отражающую богатый растительный мир страны. Они выполняют сталактиты на столбах, подпирающих потолок, напоминающих готический стиль барокко. Характерная для узбекского орнамента выразительность и строгость форм уступила место пышному убранству помещений, отвечающих вкусам местного населения. Успешное сочетание традиций узбекской школы ганчкоров с методами, характерными для местного населения той страны, в которой они работают, создает оригинальность и своеобразие декоративного оформления зданий. Традиционное искусство ганча динамично развивается и способствует развитию новых форм, приемов и подходов.
Хуршида Салиева