В Узбекистане народный эпос, эпическое повествование представлено жанром дастана (“дастан” – “повесть”, “рассказ”, “хвала”, “приключение”), включающего как поэтические, так и прозаические элементы, сопровождаемые музыкой. Огромное большинство народных дастанов пришло к нам из древности, более или менее глубокой. Народные дастаны жили в памяти народа своей жизнью, активной и творчески продолжавшейся в воображении и устах несчетных поколений исполнителей, неизбежно выступавших в роли его соавторов.
Содержание и форма дастанов основаны на традициях, сложившихся в течение веков. События, о которых они рассказывают, не ограничиваются рамками какого-либо одного племени; они выражают думы и чаяния всего народа. Героическая борьба с врагом за свободу или землю, за спасение соплеменников или любимой, месть за грабеж или за оскорбление, но в конечном счете – всегда сражение за честь своего народа – вот что в дастанах главное. Бытующие в Узбекистане дастаны богаты и разнообразны по сюжету и содержанию. В них отразились социальные, политические, экономические, правовые, бытовые отношения, философские и эстетические взгляды нации. Старое и новое, доброе и злое, смешное и возвышенное, необыкновенное и обыденное, словом, жизнь в ее непрерывном движении, развитии и борьбе.
Дастаны подразделяются на богатырские, героические, исторические и романтические, формировавшиеся и развивавшиеся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении.
В создании дастанов видная роль принадлежит вышедшим из народа певцам-сказителям – бахши, дастанчи, шаирам, жырау. Слово “бахши” имело несколько значений: табиб-знахарь, лекарь-шаман или шаманка, которые магической песнью и игрой на дойре (ударный инструмент “бубен”) изгоняли из больного злых духов (обряд врачевания “Куч” или “Кучирлик” – “Изгнание”), а также – певец-сказитель дастана. Сказителей дастанов узбеки именуют по-разному: в Хорезме – дастанчи или бахши, в Кашкадарье и Сурхандарье юзбоши, базши или шаир, в Ленинабадской и Ошской областях – соки или созанда, в Ферганской долине – бахши или санновчи, в Каракалпакии – баксы или жырау. Наиболее широко употребляются термины “шаир” (поэт-сказитель) и “бахши” (певец-сказитель). Сказители -всегда желанные гости на семейных праздниках и торжествах не только на селе, но и в городе, но тем не менее с конца XIX и начала XX в. интерес к этому жанру в городе постепенно падает. И неудивительно, что большинство дастанов нами записывается именно в кишлаках, на пастбищах, среди дехкан и чабанов.
Будучи монументальными по своему сюжету, дастаны требуют большого импровизаторского и музыкально- поэтического дара, основательных навыков и мастерства сказителей. Соответственно является профессиональным исполнителем, владеющим искусством рассказчика-декламатора, поэта-импровизатора, певца-музыканта.
В Узбекистане сложились своеобразные исполнительские школы сказителей, отличающиеся тематикой и формой дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. Наличие в музыкальном искусстве узбекского народа четырех локальных зон нашло отражение и в формировании следующих своеобразных школ сказителей эпоса: Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская (Хивинская, Мангитская) и Каракалпакская. Музыкально-исполнительская манера отдельных локальных зон различна. Так, в Самарканде – это речитированный тип, в Сурхандарье, Кашкадарье или в Каракалпакстане речитивно-декламационные напевы дастанов исполняются сказителем под собственное сопровождение на домбре или кобузе (двухструнный смычковый инструмент) в особой гортанной певческой манере. Домбра и кобуз, как и дутар для бахши, являлись в основном и ведущими музыкальными инструментами. В исполнительской манере бахши наблюдается разнообразие подачи материала: проза рассказывается нормальным голосом, с ровной окраской, в естественном для исполнителя регистре и силе звука, а поэтический стих – гортанной манерой (закрытым голосом), что вносит определенное разнообразие, как темброво-регистровое, так и динамическое. Основным музыкальным жанром речитативно-декламационного типа является “терма”, где каждая фраза напева, называемая “нагма” или “нола”, соответствует одному стиху поэтического текста. Они просты и лаконичны с небольшим диапазоном. Сказители также используют инструментальные наигрыши -”бахши куй” (“напевы бахши”), основанные или на популярных народных мелодиях, или же собственно авторских.
Большой выразительностью отличается исполнение дастанов в Хорезме, которое привлекает слушателей своей музыкальной яркостью. Здесь получил распространение песенный тип дастана (песенно-речитативный или песенно-напевный), где основным музыкальным жанром выступает песня, сопровождаемая инструментальным ансамблем (дутар, гиджак и буламан, в настоящее время состав ансамбля изменился – тар, буламан (или кошнай) и дойра), который является важной составной частью эпоса. Бахши-дастанчи используют в дастанах такие песенные жанры, как кошук, терма, лапар и ашула. В каждом хорезмском дастане используются от 15 до Зб напевов, называемых “нола” или “нолиш”, которые постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами, при этом песни дастанов разнообразны по своему характеру – лирические, танцевальные, приподнятые, легко воспринимаемые и запоминаемые.
Музыка, являясь средством раскрытия душевного мира героев, создает при этом единую композицию дастана. Напевы дастанов создавались на протяжении многих веков и передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Эти мелодии – огромное духовное богатство народа, сокровищница ладово-интонационных, ритмических, художественных средств выразительности, характерных для многообразного узбекского народного музыкального творчества. Напевы эпоса -”нагма”, “нола”, “куй” постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами. Существующие напевы исполняются с различными текстами в зависимости от содержания эпоса.
В музыкальном оформлении сказители использовали напевы популярных народных песен, например, свадебных песен “Ёр-ёр”, колыбельных – “Алла”, похоронно-поминальных – “Марсия”. Иногда на основе народных песен они создавали или свои варианты, или же новые напевы, получившие наименования “бахши куй” (чаще всего данный напев назывался по имени творца-бахши). В музыке дастана допускается свободная импровизация. Происходит сочетание импровизации с основой избранного песенного жанра. И главным здесь выступает речитативно-декламационный жанр “терма”. Каждый дастан открывается инструментальным вступлением. Инструментальные напевы, наигрыши обычны и перед каждым вокальным разделом. Затем исполняется терма-обращение к слушателям “Кайси достондан айтайин” (“Какой дастан вам спеть”), после которого идет уже повествование. В дастанах речитативного типа и рассказ, и стих исполняются ритмической или рифмованной прозой (“садж”). Соответственно напевы узкообъемные. В дастанах употребляется не более 5 напевов, которые часто чередуются или же повторяются.
Речитативно-декламационные или речитативно-распевные типы дастанов отличаются большой экспрессией, богатством передаваемых эмоций. Это отчасти связано с использованием гортанной манеры пения. Манера пения глухая, матовая, которой противопоставляется игра музыкального инструмента сопровождения (домбра или кобуз). Напевы имеют интонационно- определенную звуковую шкалу, ладово и ритмически организованную.
Инструментальные интермедии, разделяющие вокальные фразы, строятся на материале вступления или на повторе отдельных фраз самой мелодии. Преобладающий тип мелодического звучания – постепенное движение. Мотивы многократно повторяются и варьируются. Объем звукоряда напевов небольшой, метроритм четкий, регулярный. Манеры исполнения терма различны – каждый сказитель поет с большим разнообразием тембровых и динамических оттенков. Современная музыкальная практика вносит свои изменения в структуру дастана, в частности, это наблюдается в интонационной сфере и в манере исполнения, идущего от современных массовых и эстрадных песен.
Большой выразительностью отличается Хорезмская исполнительская школа, объединяющая сказителей Хорезма, некоторых районов Каракалпакстана (Мангит, Кунград) и Ташаузской области Туркменистана. Своеобразно искусство бахши Хорезма, где кроме обычного индивидуального исполнения дастанов известно исполнение коллективное (небольшие группы сказителей и музыкантов из 3-5 человек). Если в других областях дастаны сопровождаются домброй в собственном исполнении бахши, то в Хорезме – инструментальным ансамблем (дутар и гиджак или дутар, буламан (духовой инструмент) и гиджак, в настоящее время вместо дутара используется тар, рубаб или гармонь).
Естественно, это сказывается на интонационно-мелодической основе дастанов и на их тембровой окраске. Хорезмская школа сказителей делится на две ведущие школы – северная, так называемая “Ирони”, и южная – “Ширвани” (ее иногда называют хивинской школой), но при исполнении дастанов эти две группы отличаются только репертуаром и составом музыкантов инструментального ансамбля. Сказители “Ирони” сопровождают дастан игрой на дутаре и гиджаке (или дутар, дойра), а “Ширвани” – дутар (тар), буламан (или кошнай), гиджак и дойра. Каждый дастан открывается инструментальной интермедией, называемой “Сайкал”.Он используется и в инструментальных наигрышах внутри самого дастана, перед между поэтическими фразами. Каждый напев – “нола” имеет свое наименование, причем название песни зависит от начальных слов стиха, при этом некоторые напевы в дастанах неизменны и обязательны. Диапазон их обычно от квинты до более октавы. Мелодии развитые, песенно-напевные, часто с кульминационным построением – “ауджем”.
Манера исполнения музыкальных номеров разнообразна, она зависит от подготовленности, художественного вкуса и мастерства сказителя. При повествовании после инструментального вступления перед началом новой песни сказитель-дастанчи всегда настраивает свой инструмент, то есть каждая песня исполняется на полтона или тон выше предыдущей. Преобладающим типом мелодического движения является постепенность, восходяще-нисходящее движение. Аудж и концовки фраз наиболее напевны. Важную роль в восприятии, воздействии и популяризации дастана играет “айтишув” – состязание бахши. Развитость музыкального воплощения и ярко выраженная песенность дастанов Хорезма послужили причиной довольно широкого исполнения их отрывков в виде самостоятельных песен, зачастую без всякого предварительного рассказа о ситуации, при которой они поются в самих дастанах.
В Хорезме, наряду с мужчинами-бахши, особой популярностью пользуются и женщины-сказительницы, которые пели в прошлом исключительно для женской аудитории. Исполнение женщин-халфа отличается мягкостью, задушевностью и лиричностью; в их репертуаре значительное место занимают дастаны романтического сюжета, например, “Тахир и Зухра”. Пение дастанов сопровождается инструментальным ансамблем в составе – диатоническая гармонь и дойра. Популярностью пользуются и разнообразные песни из дастанов, исполняемые сказителями.
Узбекский народный эпос свидетельствует о высокой творческой одаренности народных масс, из среды которых вышли народные сказители-бахши-дастанчи -создатели и хранители национальной эпической традиции. Искусство узбекских сказителей до сего времени пользуется огромной популярностью, свидетельство тому – приглашение сказителей на семейные торжества и свадьбы.
Дастан бытует не только в своей традиционной форме, но и выходит на концертную эстраду, пример – создание при Ташкентской филармонии группы “Дастан”. Особой популярностью у слушателей пользуется народный ансамбль “Дастан” города Хивы, руководимый народным бахши Узбекистана Норбеком-бахши (Абдулла Курбанназаров). В ряде районов республики созданы и традиционные исполнительские школы мастерства, в частности, школа Кадыра бахши Рахимова в Дехкан-абаде, Шомурод бахши Тогаева в Чирокчи Кашкадарьинской области, школа Ислама Шаира в Самарканде и др. Ежегодно в Узбекистане проходят республиканские и международные фестивали и конкурсы народных бахши-шаиров, конкурсы молодых сказителей. С 1999 г. в Термезе проводится Международный конкурс бахши-шаиров и акынов, в котором наряду с узбекскими сказителями принимают участие народные сказители из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. В мае 2002 г. в рамках Открытого фольклорного фестиваля “Бойсун бахори” проводился конкурс народных сказителей.
На основе многих дастанов создан ряд музыкальных драм и опер (“Тахир и Зухра”, “Лейли и Меджнун”, “Фархад и Ширин”, “Алпамыш”, “Ошик Гариб и Шехсенем”, “Равшан и Зулхумор”, “Кырк кыз” и др.) Прекрасные творения узбекского народа – народные эпические сказания-дастаны, наряду с другими жанрами музыкального фольклора и изустно профессиональной музыки вошли в сокровищницу узбекского музыкального искусства.
Рустамбек Абдуллаев