Господин Политис, что повлияло на Ваш выбор стать именно реставратором? Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об основных вехах Вашей творческой биографии.
Искусство всегда было моей стихией. Я начал рисовать с детства. Когда мне было 15 лет, я встретился с группой французских реставраторов и был поражен их способностью вникать в детали искусства. Много лет спустя я понял, что реставрация – область, схожая с хирургией, только основывается на материале искусства.
Я вырос в Салониках (Греция), где закончил факультет философии и археологии университета имени Аристотеля. Позже во Франции я закончил Авиньенский институт изящных искусств. Путешествовал и жил во многих странах мира, где осуществлял различные проекты. В 1992 г. стал членом группы “Реставраторы без границ” (РБТ), а в 2001 – директором отделения РБТ по Греции и Турции. Так у меня появилась возможность автономно осуществлять всевозможные культурные проекты.
Каковы основные тенденции и актуальные проблемы развития, ведущие школы в области реставрации на современном этапе в мировом масштабе? И вообще, что такое реставрация: наука или творческий процесс?
Реставрация начала активно развиваться в Европе с XII в. и еще в начале XX в. она ассоциировалась с искусством и творчеством. Но в середине XX в. многие ученые описывают реставрацию уже как науку. До реставрации произведение искусства проходит долгий процесс физико-химических исследований и диагностики, необходимых для правильного и точного вмешательства в процессы сохранения произведений историко-культурного наследия. И все же правильнее сказать, что реставратор – это ученый с большим художественным потенциалом. Для результативности труда реставратора мало иметь знания, необходимы также внутреннее чутье, художественный вкус.
Несколько слов о Вашей организации “Реставраторы без границ”, о ее целях, проектах и т.д.
Организация РБТ была создана 25 лет назад в Париже, и с тех пор она осуществляет проекты более чем в 25 странах. Главная ее цель -поддерживать локальные школы реставрации и развивать местные возможности в этой сфере, налаживать международные связи между экспертами и специализированными институтами, разрабатывать образовательные программы для сохранения историко-культурного наследия.
Господин Политис, Вы в Узбекистане уже значительное время. Каково Ваше впечатление о культуре, культурной жизни, искусстве нашей страны.
Я восхищен вашей страной. Узбекистан – очень интересный регион – своего рода комбинация элементов Востока и Запада, в результате приобретающий самобытный характер. Культура в Узбекистане находится на высоком уровне развития, благодаря сохраняющимся самобытным традициям и академическому образованию. И сегодня общество – на стадии активного движения в сторону прогресса.
Какие выставки Вам запомнились, творчество каких узбекских художников произвело на Вас особое впечатление?
В прошлом году в Ташкенте прошли два значительных события: Биеннале современного искусства и Фотобиеннале. И надо отметить, что узбекские художники были представлены на высоком уровне и показали всю многоликость узбекского современного искусства.
Какие проблемы, на Ваш взгляд, требуют самого пристального внимания и своего скорейшего решения в современном искусстве Узбекистана?
В Узбекистане большое количество художников, выставочных залов, галерей, но не хватает международной активности, обмена культурами, привнесения в Вашу страну новых идей и знакомства с традициями других стран. Па современном этапе – это один из важных и необходимых путей развития искусства, я имею в виду взаимодействие культур в глобальном аспекте, которое во многих странах дает поразительные результаты.
Как Вы думаете, насколько важно было проведение Международной конференции по проблемам реставрации в Ташкенте в ноябре прошлого года? Как Вы оцениваете ее итоги?
Конференция “Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центральноазиатском регионе. Основная стратегия развития” – очень важное событие, так как это первая ступень к созданию и развитию реставрационных институтов в данном регионе. Впервые эксперты из 8 стран и специалисты из Центральной Азии обсудили вместе годами назревавшие проблемы в области реставрации.
По результатам конференции организация РБГ совместно с Академией художеств осуществляют 10 различных проектов.
Мы знаем, что в настоящее время Вы вплотную работаете над концепцией Национального музея искусства миниатюры им. К.Бехзада. Какие идеи заложены в основу Вашей концепции? Каким бы Вы хотели видеть музей?
Создание Музея им. К.Бехзада является очень оригинальной идеей. Моей задачей было проецирование предметов средневековых традиций с минимализмом современных форм. Я думаю, что люди устали от перенасыщенного декора, который содержит в себе много стилей без определенной концепции, что этот музей должен быть не только выставочным залом, впечатляющим гостей столицы, но и ресурсным центром, развивающим всевозможные образовательные программы.
Вы реставратор, дизайнер и в то же время фотохудожник с собственным взглядом на мир. Какое место занимает фотоискусство в Вашей творческой деятельности? И как возникла идея выставки “Салон красоты”, открывшейся в Центре современного искусства АХ в канун женского праздника?
Для меня нет существенной разницы между художественными направлениями и видами. Фотография, например, может совмещаться со скульптурой в творчестве одного художника. Искусство – это всегда послание, которое скрыто под материальной оболочкой. Самое важное для художника – суметь выразить свою идею и донести ее до зрителя. Мой проект “Салон красоты” основан на идее – красота повсюду. Мы не должны создавать красоту, нам ее нужно только запечатлеть и продемонстрировать.
Ваши ближайшие планы?
Главная моя задача – создание социокультурных связей и организация центра искусств, открытого для всех творческих людей, стремящихся к взаимному обмену, а также помощь в развитии реставрации в вашей стране, так как это необходимо для сохранения богатейшего культурного наследия Узбекистана, которое, в свою очередь, является важной частью всемирного историко-культурного наследия.