Борижон Торебаев,
дизайнер текстиля
Изображения животных, или зооморфные мотивы, – один из распространенных видов текстильного орнамента. Памятники древней ассирийской культуры, относящиеся к 668 г. до н. э., хранят изображения ловли диких животных, мастерами создания которых были скифы, во многих случаях изображавшие не полностью животное, а его части (голову с рогами, рога отдельно и т.п.). Но это еще не был орнамент, так как изображения не соединялись одно с другим и ритмично не повторяли однородные формы. Со временем рисунок животного потерял свое ритуальное назначение и превратился в орнамент.
Реальное представление об узорных тканях дают не только оригиналы коптских тканей с рисунками животного мира, но и чудом сохранившиеся до наших дней остатки настенной живописи VI – VIII вв. в Северном Тохаристане и Согде. В росписях Балалыктепа и Афрасиаба представлена знать, облаченная в роскошные одежды, по которым можно судить об узорных тканях, бытовавших в Центральной Азии в раннем средневековье. Большинство этих тканей украшено кругами в обрамлении из перлов, имеющих несколько вариантов внутреннего заполнения геральдических композиций: львов, волков, кабанов, оленей, баранов и других домашних животных. Ученые полагают, что традиция использования такого рода тканевых орнаментальных медальонов сохранилась до наших дней в среднеазиатских вышивках – сюзане и набойках.
В эпоху раннего средневековья преобладал так называемый «сасанидский стиль», отличающийся обильным изображением животного мира, подвигов реальных и фантастических героев. Иногда орнаментация этого стиля содержит связанные между собой или рассыпанные по всему полю розетки, медальоны, перлы, сердечки и т.д. Прослеживается также связь художественного шелкоткачества Тохаристана с сасанидским искусством.
Зооморфный орнамент имеет различные варианты. Один из них – орнитоморфный – популярный в искусстве многих народов мира, в том числе Центральной Азии. Мотивы этого орнамента – изображения птиц и их частей. Например, женские тюбетейки Маргилана украшает вышивка птичек синего или зеленого цвета – символов счастья. Птички – «булбул нусха» – помещаются на ветках. Фигурки соловья, например, вышиваются яркими цветовыми гаммами, они органичны и едины по орнаментальному стилю. Перья различных птиц, особенно экзотических, – важная деталь, декоративный акцент в костюмах многих народов мира, воспринимались как символ богатства.
В прошлом среднеазиатские женщины, а иногда и мужчины, украшали перьями птиц головные уборы. Они верили, что перья филина, например, оберегают от дурных болезней. В Мавераннахрской миниатюрной живописи изображены девушки в тюбетейках конической формы, а к окружности, расшитой жемчужинами, прикреплены трубки с черными перышками (1). До наших дней сохранился обычай у некоторых народов Средней Азии одевать невесте халат с фазаньими перьями. На тканях эпохи итальянского Возрождения, кроме гранатового узора, особый успех имел и зооморфный мотив – «павлиньи перья».
Мастеров текстильного рисунка, безусловно, могут привлекать необычайно теплый своеобразный колорит и орнаментальный декор керамики. К примеру, для керамики Гиждувана характерна бархатистая зеленовато-коричневая гамма с золотистым отливом и фигуративная роспись, вторящая узору популярных узбекских тканей. Особый интерес представляет размещаемый в центре лягана упрощенный рисунок павлина или павлиний хвост – «товус пати» (павлинье перо) и другие изображения деталей птиц, зачастую напоминающие цветок, характерный для гиждуванского рисунка школы гончарного ремесла (2).
Творческий процесс разработки орнаментального рисунка для плательной ткани неизбежно связан с работой над эскизами костюмов, которые художники по тканям называют кроками. Однако здесь любой блестяще исполненный рисунок может вызвать сомнения в том, будет ли он хорошо смотреться на фигуре человека. В этих целях для профессионального общения принято делать зарисовки, чтобы наиболее точно «донести» свою идею до исполнителей и заказчиков. Таким образом, изображение на бумаге – необходимая часть дизайна ткани, дополняющая и «проверяющая» идею создателя. Поэтому для художественно-технического совета создается дополнительный эскиз – так называемая костюмографика (иногда эскиз называют модографикой), которая преобладает в графической практике дизайнеров одежды
Ихтиоморфными мотивами являются изображения земноводных животных. Орнамент «балык куз» (рыбий глаз) в виде маленьких квадратиков довольно часто встречается на вышитых воротниках женской одежды, на ковровых изделиях, мелких предметах вышивки и т. д. Мотив лягушки (курбака) известен в искусстве многих кочевых и полукочевых народов, будучи тотемным, он передавал образ этого пресноводного обитателя довольно реалистично. На памятнике Сапаллитепа, относящемся к эпохе бронзы, археологи нашли самую древнюю на территории Узбекистана лягушку, вырезанную из камня. Л. И. Ремпель подчеркивал, что лягушка проходит в прикладном искусстве Средней Азии на всех уровнях осмысления как олицетворение влаги и дождя, как оберег, символ счастья и благополучия. Энтомоморфный орнамент представляет насекомых, имеющих неисчислимо большое разнообразие форм. Эти маленькие существа привлекают не только своими тайнами, но красотой и совершенством форм. В текстильном рисунке часто используются бабочки и стрекозы, а из семейства жуков – божьи коровки – мелкие, красивые, ярко окрашенные жуки, которые применяются обычно для оформления изделий детского ассортимента.
Верой в сакральную силу животных можно объяснить появление таких распространенных элементов в орнаменте, как рогообразные узоры и их различные вариации, в т.ч. изображающие животное чаще всего по принципу замены целого частью. Рог – один из распространенных тотемных знаков как в искусстве народов Центральной Азии, так и в декоративно-прикладном искусстве народов Кавказа и Сибири. С ним связывались представления о богатстве, приумножении голов скота и охранных функций. Мотивы рогов разнообразны. Одни из них отличаются определенной конкретикой, другие, трансформируясь, приобрели схематичные, графические формы. В едином пластическом образе они совмещают части разных животных. Среди наиболее распространенных вариантов мотива рога – крестовина с рогообразными элементами на концах. Сочетания рогов и креста имели большую смысловую нагрузку, выполняя функцию двойной защиты, образуя один из древнейших символов в декоративно-прикладном искусстве многих народов. Узоры сердцевидной формы, означающие след верблюда, символизируют пожелания счастливого пути. Гусиные шейки, глаз верблюжонка, собачий хвост и др. часто встречаются у кочевых и полукочевых народов Центральной Азии. Магическими свойствами у каракалпаков наделялись следы разных животных – птиц, мышей, собак (3).
В далеком прошлом в мусульманском искусстве изображение живых существ запрещалось, поэтому художники, создавая свои композиции, использовали условный язык символов и метафор. Древнейшие символы, казалось бы, превратились в орнаментально-декоративный мотив, но на деле, несмотря на все тенденции к запрету, изображения живых существ по-прежнему сохраняли свое значение у народов Центральной Азии как магический символ и оберег. На абровых тканях исходные прототипы стилизовались почти до неузнаваемости и полностью превратились в орнаментальные композиции. В их числе, например, «оккуш» – лебедь, «кучкор шохи» – рога барана, «йулбарс думи» – хвост тигра, «от туек» – копыта лошади, «чиен» – скорпион, «илон изи» – змеиный след и т. п. Уже по этим названиям можно предугадать зооморфный характер изображения.
В последнее время в дизайне тканей широко представлены анималистические сюжеты, которые по характеру иногда бывают близки к иллюстративной графике, поскольку их основа – предметное изображение окружающего мира с использованием иллюзии пространства, спектральных эффектов и тональных переходов. В свою очередь орнаментальный узор может использоваться как синтез с его внешней формой, так и являясь ее органической частью. Кроме того, его можно преобразовывать вне связи с самим объектом. Таким образом, орнамент мотива природы можно оценивать как самостоятельную художественную ценность в творчестве дизайна по тканям.
Узоры животного мира использовались уже в глубокой древности. Например, герой поэмы «Шахнаме» Рустам изображался в кабо, рисунок ткани которого имитировал тигровую шкуру. Когда-то у многих народов одежда из шкуры леопарда отличала военачальников, ее носили французские офицеры высших званий. А в парадной форме шотландцев такая одежда существует и по сей день.
Обычно зооморфные мотивы соседствуют в текстильном орнаменте наряду с мотивами растительных форм или на фоне изображения обитателей травяных «джунглей» – порхающих бабочек. Единство стилевого и колористического решения мотивов, связывая разнородные элементы композиции, подчиняет их единому ритму и пластическому движению.
Тематические рисунки могут оформляться шрифтом для воспроизведения обстановки, на фоне которой происходит действие. Шрифт – одна из важных частей текстильной композиции, выполняемая теми же художественными средствами и приемами, что и основные орнаментальные мотивы. Выразительность шрифта способствует легкому прочтению текста, а его орнаментальность и стилизация преобразовываются затем на ткани в орнаментальный узор текстильного рисунка (5). Дизайнеры текстиля в своей работе могут использовать готовые образцы алфавитов, внося в них отдельные изменения для соответствия шрифта образу изделия.
В горных и предгорных районах нашей республики обнаружено более 150 памятников древнего искусства петроглифов, богатых по количеству и разнообразию сюжетов. Они, практически, ни в чем не уступают известным памятникам Евразии. Петроглиф в современном искусстве встречается не часто, но в последнее время художники проявляют большой интерес к этому древнейшему виду искусства. Дизайнеры по тканям также успешно используют в своей сфере деятельности как наскальные рисунки, где преобладали представители животного мира, так и их фактуру и цвет камня.
Таким образом, мир животных – неисчерпаемый источник орнаментального искусства. Часто возвращающиеся в моду мотивы этого прекрасного и загадочного мира и сегодня активно используются в оформлении современных текстильных изделий.