Национальные традиции в скульптуре Каракалпакстана

Выпуск №2 • 1219

Тамара Уразимова,
искусствовед

Каждое поколение людей опирается, несомненно, на культуру, созданную их предшественниками. Скульптура Каракалпакстана – это, прежде всего, – особый ракурс видения мира, язык художественной выразительности, характер отражения собственного отношения к происходящему в окружающем мире. Ей свойственна монументальность, разнообразие художественных аспектов, в том числе склонность к обобщению, стремление к глубокой содержательности. Именно эти важные моменты прослеживаются и в произведениях таких известных каракалпакских скульпторов, как Ж. Куттымуратов, Д. Торениязов, А. Атабаев, Д. Тажимуратов, А. Сейтимбетов. 

Для скульптуры Каракалпакстана характерен фактор предметного творчества, сближающий ее с декоративно-прикладным искусством, в частности, с резьбой по дереву. Об этом свидетельствуют такие произведения Д. Торениязова, как «Птица» (1967 г.), «Птица Сирин» (1971 г.), «Птица–фантазия» (1971 г.) и многочисленные маски А. Атабаева. Отход от натурной изобразительности делает скульптурные произведения более универсальными, не обремененными частностями.
Становление скульптуры Каракалпакстана относится к началу 1960-х гг., для которых характерен процесс одновременного поиска тематики, сюжета, национального типажа и пластических средств выражения. Уже с первых шагов скульпторы стали вырабатывать свою технику, свой почерк, свое слово в декоративно-прикладном искусстве, основанном непосредственно на традициях, с их праздничной красочностью и разумной практической утилитарностью. Сюжет же для своих произведений мастера находят в образах фольклора, народной фантазии.
В искусстве скульптуры Каракалпакстана находят свое естественное развитие как конструктивность и пластика юрты, изделий бытового искусства, так и скульптурно-выразительные формы музыкальных инструментов, ювелирной пластики, где веками соблюдались и чтились законы художественной гармонии, образная красочность силуэта, орнамента и цвета. Поэтому органично и целостно эстетические представления, метод формообразования, не претерпев значительных изменений под влиянием времени, вошли в новый, не известный ранее в Каракалпакстане, вид изобразительного искусства. Своеобразно выработанные веками национальные традиции нашли непосредственное отражение и на этических и эстетических представлениях народа, сложившихся в процессе исторического развития. Их объединяющим началом служат ярковыраженные особенности пластического стиля современной скульптуры, станковый характер работ, внутренняя уравновешенность образного строя произведений, структурная пластичность форм, сдержанная цельность ритмов, обобщенность образа и типажность. Особую роль играет фактор национально-своеобразной интерпретации жизненного материала, влияющий на пластические решения, на технику и манеру исполнения. В поисках средств выражения скульпторы Каракалпакстана обращались не только к опыту резьбы по дереву, но и к богатству вышивки, ковроделию, народной поэзии, и самое главное – богатым пластам фольклора.
Обращение к национальным традициям в скульптуре Каракалпакстана имеет двойственный характер. Во-первых, это прямое использование отдельных мотивов прикладного искусства, например, изображение орнамента путем резьбы или вставки, имитация украшений на одежде и т.д. (Ж. Куттымуратов «Большая невеста» (1965 – 1967 гг.), «Олма» (1966 г.)), а также пластическое решение образов. Именно вследствие обращения к прикладному искусству каракалпаков скульпторы выработали свой собственный, индивидуальный язык выражения. Характерными стали в их произведениях обобщенный характер в трактовке и передаче персонажей, своеобразие мягкой пластики, диктуемой структурой и особенностями дерева – основного используемого материала, построения объема, светотеневой моделировки. Во-вторых – обращение художников к устному народному творчеству каракалпаков. И как результат – поиск типажа национального героя, созвучный образам многочисленных эпосов и дастанов («Сорок девушек», «Алпамыс» и т.д.). Кроме того, следует отметить своеобразную размеренность творчества, привнесенную в нее плавной певучестью каракалпакской мелодии (Ж. Куттымуратов – «Росток» (1970 г.), Д. Торениязов – «Старик в большой шугурме» (1975 г.), А. Атабаев – «Невеста» (1979 г.)). Следует отметить и особое отношение скульпторов к пространству как формообразующему фактору, придающему композиционной структуре особую емкость, многозначительность. Пожалуй, отсюда – то философское обобщение образа, который воспринимается более ассоциативно внутренне, чем внешне.
Скульптуре Каракалпакстана чужда внешняя экспрессия, энергичное движение, она носит отвлеченный характер, отличаясь стремлением передать развитие во времени и пространстве. В произведениях мастеров едины черты широкого образного обобщения, интерпретируемого в контексте истории. Наиболее характерные из них – повышенная выразительность силуэта, которому присущи внутренняя экспрессия и относительная самостоятельность при кажущейся застылости форм. Особенно ярко это выражено в различного вида масках в творчестве А. Атабаева. Интересно, что стоит изменить угол зрения, как экспрессия данного силуэта меняется.
Силуэт в скульптуре тесно связан с декоративностью, где особую роль играет национальный орнамент, использование которого в скульптуре одной украшательской функцией не исчерпывается. С одной стороны, он действительно является украшением как всякий узор, нанесенный на поверхность предмета в прикладном искусстве, а с другой – ввиду специфических отличий скульптуры от прикладного искусства орнамент становится активным компонентом, способствующим выявлению пластики, ритма, экспрессии скульптурных форм и их содержания. Мы пользуемся термином «орнамент» за неимением более точного определения, хотя во многих случаях это – ряд экспрессивно выполненных линий, нанесенных на поверхность скульптуры и не подчиненных какой-то определенной закономерности построения орнамента. В скульптуре Каракалпакстана роль орнамента заключена в выявлении национального своеобразия. Присуще ей и обращение к аллегории, воплощающей, скорее, стремление передать представления человека о природе своей гармонии с ней, о естественной свободе, что, по существу, говорит о нравственно-этическом идеале. Поиск выразительных приемов изображения, синтез различных категорий привели к интересным результатам в каракалпакской скульптуре, в которой психологизм решения образа соседствует с декоративностью, этнографизм сочетается с символикой, реализм – с аллегорией.
Своеобразное понимание природы, наблюдение над ее формообразованием повлияли и на построение пластической формы, близкой природной. Скульптура в Каракалпакстане возникла как подобие органической структуры, впитав закономерности ее ритма, соотношений целого и части. Естественным материалом создания образов, рожденных природой, эпосом, стали дерево и камень. Издавна применяя дерево в своей кочевой жизни, каракалпаки выработали собственные приемы его обработки, основанные на понимании его естественной красоты, декоративных качеств, обусловленных самой природой. При создании произведения художники сохраняют органическую жизнь структуры дерева, его ствола, ветвей. Скульпторы связывают разработку формы с многоплановым пониманием ее национального характера и проявлением духовной сути современника. Оберегая природные качества дерева – его вес и плотность, упругость и жесткость, мастер в то же время «очеловечивает» их в своей работе, сообщая образу пластическое движение человеческой руки, ее тепло. Поверхность дерева никогда не зашлифовывается скульпторами полностью. Ровно зачищенные и плавно закругленные участки материала подчас сочетаются с полуобработанными. Сохраняя природную красоту дерева, ее декоративность, мастера умело обрабатывают матовый, благородный блеск, золотистый цвет и причудливый рисунок текстуры.
Преемственность традиций возродилась в особенностях мироздания, в отношении человека к окружающему миру, восприятию его форм, структурной специфики, составляющей одну из граней народного художественного мышления. Своеобразен синтез круглой скульптуры и народного понимания красоты в работах Ж. Куттымуратова. В скульптурах Д. Торениязова, Д. Тажимуратова, А. Сейтимбетова сохраняются истоки народного искусства резьбы по дереву, архитектоники юрты. Творчеству А. Атабаева свойственна близость пластической формы, объема, ритмики в целом восточным (в частности, среднеазиатским) мотивам искусства народной скульптуры. Если произведениям Ж. Куттымуратова, Д. Торениязова и Д. Тажимуратова присущи такие свойства, как мягкость, округлость, плавность очертания форм, объема и ритма, то пластика работ А. Атабаева отличается более четкой, иногда резковатой, в чем-то конструктивной формой передачи ритма, при этом его произведениям свойствен момент монументальности, присущий станковой скульптуре.
Духовное самопознание личности, ее связи с историей и современностью – основные качества творчества скульпторов Каракалпакстана, где отсутствуют какие-либо декларативные программы. Свободные и независимые в своих исканиях мастера более ответственны в выборе сюжета, его исполнении. Темы и образы для своих произведений художники находят в сказаниях, песнях и легендах каракалпакского народа. Это декоративные маски в творчестве А. Атабаева, символично трактованный образ природы в произведениях Ж. Куттымуратова, фольклорные (народные) персонажи в работах Д. Торениязова и близкие им, но трактованные более «современно», произведения Д. Тажимуратова. Произведения каракалпакских мастеров отличаются простотой решения, с присутствием в них в то же время внутреннего напряжения. При этом мастера отдают предпочтение более «уравновешенным» вариантам, в которых сочетается ясность скульптурных форм и окружающего пространства.

Pin It

Comments are closed.