Музыкально- поэтические основы искусства яллачи

Выпуск №2 • 1428

Насиба Тургунова,
музыковед

Жанр ялла представляет собой синтез слова (поэзия), музыки и танца. Исполнителей данного жанра называют яллачи (Ферганская долина) или сатанг (Наманган). Основу их репертуара составляет прежде всего песенно-танцевальный жанр ялла, а также кошук, лапар, ашула и свадебные песни (Ёр-ёр, Келин салом и др.). В прошлом яллачи демонстрировали свое искусство в «ичкари», т.е. на женской половине. Следует отметить гармонию слова и музыки в песнях ялла, где используются образцы как народной, так и профессиональной поэзии. Подбор стиха и мелодии к ним во многом зависит от конкретной ситуации, места, обстоятельства исполнения и других факторов. Стихи, соответствующие форме запев-припев влияют, соответственно, на интонационно-мелодическую основу ялла. И в этом случае запев, обычно состоящий из четырех стихотворных строк (мелодических фраз) являет собой наиболее мобильную составляющую данного жанра, поскольку при каждом его повторении обновляется поэтическая основа, а припев остается неизменным.
Ялла претерпел длительное эволюционное развитие. В этом процессе произошли некоторые изменения, которые в большей степени отразились в интонационно-мелодической сфере, и в меньшей – в поэтической основе. В частности, текст некоторых образцов этого жанра содержит такие архаизмы, как сол, тўпқи, гардон, кимхоб, сағирси, куюшқони, абгор, оқибон, орқоғи, нашъа, боққол, чирвон, харжлаб и др. Этот факт еще раз подтверждает, что у ялла древние корни и что он был широко распространен главным образом среди женщин. Интересно, что некоторые известные стихи ялла используются и в других народно-песенных жанрах (кошук, ашула и др.). Примером может служить нижеследующее четырехстишие:
Мен бу ерга келмас эрдим, (Я бы не пришел сюда)
Ёра келтирди мани, (Любимая привела)
Ўтга тушсам куймас эрдим, (Огонь бы не сжег меня)
Ёра куйдирди мани. (Сожгла любовь меня )
Такие четверостишия можно встретить во многих народных песнях. Но хотя такого рода повторы часто встречаются в народном творчестве, они отличаются друг от друга трактовкой. Ялла обычно имеет запевно-припевную структуру. Как верно отмечает доктор искусствоведения Т. С. Вызго, это «игровые песни, но, в отличие от лапаров, они представляют собой не вокальный диалог, а песню запевалы с хором (в унисон), припев нередко сопровождается танцем или игровыми движениями» (1, с.31). Запев, исполняемый солисткой, является носителем мобильного начала, ибо в нем мелодическое построение каждый раз повторяется с различным словесным текстом. В отличие от запева припев изначально имеет строго стабильный характер. Следовательно, каждое его повторение происходит без всяких изменений. Таким образом, соотношение в ялла запевно-припевной структуры порождает простую двухчастную (с двумя периодами) форму.
Творчество ферганских, андижанских и наманганских яллачи демонстрирует наличие трех видов данного жанра:
1) основной – ялла, в нем все классификационны, и жанровые признаки проявляют себя в полной мере. Данный вид, как правило, начинается с запева и заканчивается припевом. Танцевальный усуль уфар (легкий – 6/8, тяжелый – 3/4), сочетание поступенных и скачкообразных интонаций, а также опора на эолийский и фригийский лады – вот весь комплекс художественно-выразительных средств этого вида ялла;
2) ялла начинается и завершается припевом в размере 6/8 (усуль уфар);
3) ялла, состоящая только из четырехстрочного запева, т.е. без припева. Эта разновидность ялла обычно исполняется в четырехдольном (4/4), изредка – в трехдольном (3/4) размере.
В процессе создания ялла поэтический текст и мелодия проявляют самые разнообразные формы взаимодействия, что ярче всего находит свое отражение в ритмической основе:
1) ялла, в которой ритмическая группировка обусловлена количеством слогов стиха (1, с. 18). В частности, нижеследующий фрагмент из образца «Ялли-ялли» – наглядный тому пример:
2) доминирование ритмического рисунка усуля, исполняемого на дойре (2, с.18). В этом случае ритмическая основа как стихотворного текста, так и мелодии непосредственно подчиняются движению усуля. Примером такого образца служит ялла «Бахори омад».
Расстановка слогов стиха:
Боз-ба-ди-хам нав-ба-хо-ро о-ма-даст,
Боз-ба-ди-хам вак-ти шо-дон о-ма-даст.
Ритм мелодии:
Ритм усуля:

Синтез вышеуказанных трех элементов создает следующую мелодию ялла:

3) В ритмическом построении мелодии на первом плане – основы голосового пения. В результате наблюдаются некоторые изменения в самом стихотворном тексте – в его строчки вписываются дополнительные слова-фразы, обращения (ёр, ёрей, жон, жонимей и др.), появляются разнообразные ритмические соединения мелодии и слова (2, с.19). Иначе говоря, стихотворение определенным образом трансформируется под влиянием мелодии. Пример:

Как говорилось выше, в жанре ялла важную роль играют и элементы танца. Большинство ялла характеризуется танцевальным усулем уфар (легкий) в размере 6/8. Среди сопроводительных инструментов чаще всего используется ударный инструмент дойра, количество которой 1-3 и более.
Отличительная черта ялла, концовка которой состоит из четверостиший (строф), в том, что мелодия основана на плавном 4/4 размере. В некоторых образцах ялла наблюдается наличие качественных характеристик жанров кушик и ашула. В этом случае начало (первая часть) вбирает в себя свойства жанра кушик (двустишие рифмуется в мелодии, структура «а б в а» в диапазоне квинта), а вторая часть (второй куплет) аналогична жанру ашула и имеет кульминационную зону.

Литература
1. Вызго Т. С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970.
2. Иброҳимов О. Ўзбек халқ мусиқа ижоди. 1-қисм (методик тавсиялар). Тошкент; 1994.

Ключевые слова:
Яллачи, жанр, мелодия, диапазон, припев, песня, рифма, структура, слог, кульминация.

Pin It

Comments are closed.