Есть художники, значение и смысл творчества которых раскрывается не сразу, а с течением времени, порой после завершения их земного пути. Такой была, к примеру, судьба великого Винсента Ван Гога. У нас в Узбекистане не сразу было осознано и оценено художественной критикой наследие такого выдающегося живописца, как Александр Николаевич Волков. В данной статье речь пойдет о замечательном, уже завершившем свой жизненный путь, но все еще малоизвестном графике, живописце, скульпторе, мастере прикладного искусства, механике и поэте Василии Ивановиче Журавлеве. Он родился в южном Казахстане, в крестьянской семье. Его отец участвовал во второй мировой войне, а дед по отцу был казачьим офицером, погибшим во время гражданской войны в России после революции 1917 г. Отца Василия Журавлева – восьмилетнего мальчика, оставшегося без родителей, – приютила и вырастила казахская семья.
Впечатления детства и юности, прошедших в Казахстане, оказали решающее влияние на всю последующую жизнь и творчество художника. Василий Иванович окончил Алмаатинское театрально-художественное училище, работал художником-декоратором и преподавателем черчения и рисования. В 1962 г. В. Журавлев поступил на графическое отделение художественного факультета Ташкентского театрально-художественного института. Уже в студенческие годы участвовал в республиканских, а затем всесоюзных художественных выставках. На одной из всесоюзных художественных выставок 1970-х гг. композиция Журавлева, исполненная в технике линогравюры, была приобретена Государственной Третьяковской галереей в Москве.
Журавлев – высокопрофессиональный живописец – мастерски овладел не только искусством гравюры на линолеуме, но и техникой акварельной живописи. Он создал серию замечательных пейзажных полотен с большим проникновением в дух каждой местности, отобразив разнообразные состояния степной, предгорной, поселковой природы Казахстана и Узбекистана. Эти полотна очень оригинальны как по своему колориту и эмоционально-лирическому содержанию, так и по отчетливо индивидуальной манере исполнения. Самые, казалось бы, обыкновенные объекты среднеазиатской природы – степные закаты, лунные ночи волей художника оживают на его полотнах в реалистически-романтическом преображении. В них можно долго вглядываться, они совершенно свободны от плоской и сухой фотографичности. Участвуя в творческих поездках Всесоюзной группы художников-акварелистов Журавлев разнообразно отобразил в своих крупных по формату акварелях природу северных районов и городов России – Таймыра и Норильска. Но его излюбленными сюжетами оставались казахстанские и узбекистанские пейзажи. С особой любовью изображал он степной саксаул, увидев в нем одно из неповторимых явлений среднеазиатской природы, отчетливо выразив в своих монументальных полотнах его пластическую красоту и жизнестойкость.
В своем творчестве художник чуждался конъюнктурных тем, хотя, несомненно, откликался на события общественной атмосферы в стране, в которой он жил. Но более всего его увлекали тайны природы, ее неразрывно связанная с Космосом земная красота.
Изменившиеся после распада СССР условия жизни художников, появление художественного рынка побудили Журавлева заняться и декоративно-прикладным искусством. Проживая в последние годы в степном районе близ Сарыагача в построенном своими руками жилье “отшельника” (как он себя называл), Журавлев выращивал тыквы с длинным горлышком, которые служили ему основой для росписей. В них воплощалась все та же казахстанская и узбекистанская природа, виды которой мы находим и в его станково-монументальной живописи. Изысканно оформленные расписные тыквы художник реализовывал через сувенирные магазины, дарил своим друзьям.
В. Журавлев был мастером на все руки. Я помню, как изумил меня усовершенствованный им этюдник для живописи. Этот замечательный художник был одновременно и плотником, и слесарем, и дизайнером. Кроме того, В. Журавлев был и самобытным поэтом. В его лирике отображена неповторимая прелесть среднеазиатской природы, вместе с тем в ней ощущается дух русской народной поэтики. Стихи В. Журавлева близки по духу творчеству таких именитых поэтов, как А. Кольцов, С. Есенин, Н. Клюев. В. Журавлев посвятил любимому им Узбекистану стихотворение, в котором есть такие строки:
Ах, беки, вы беки, родные узбеки!
Дастархан ваш богатый на вечные веки.
Ничто не грозит вам: ни голод, ни плаха.
Вы преданно чтите молитвы Аллаха.
У вас теплые руки – теплей не бывает.
Хлопок всегда золотым вырастает.
Нет в мире нигде превосходнее края -
Это щедрое место вселенского рая.
Ах, узбеки, узбеки, вы – добрые беки!
В. Журавлев оставил богатое художественное наследие, но, к сожалению, при его жизни не прошло ни одной его персональной выставки. И долг нашей общественности, Академии художеств Узбекистана состоит в том, чтобы организовать эту выставку, пока не все его талантливые произведения разошлись по частным коллекциям и не вывезены за пределы Узбекистана.
Рафаил Такташ