Пейзажи Абдували Муминова: мир, увиденный сердцем

Выпуск №3-4 • 3246

А. Муминов по своей природе человек мягкий и немногословный, однако стоит завести разговор о пейзаже, он всецело преображается – глаза загораются восторженным огнем, речь становится вдохновенной. Его произведения отражают его душевную суть, они освещены каким-то внутренним светом и невольно ассоциируются с обликом самого автора.

Художник, усвоивший уроки своего наставника Рузи Чориева, умеет видеть прекрасное в каждом уголке природы, находить неприметные, но запоминающиеся ее штрихи. Рузи Чориев наставлял: “Чем бездействовать и маяться ничегонеделанием, займись хотя бы простым созерцанием, наблюдением. В будущем это поможет тебе найти новые решения. А для творческого человека нет лучшего праздника, чем находить новые решения, создавать новые произведения. Иначе говоря – пожинать плоды своих наблюдений”.

На первый взгляд может показаться странным, что художник, родившийся в таком шумном месте Ташкента, как район между базарами Чукурсай и Эски Джува, выбирает объектами своего творчества самые глухие его уголки. Тому, безусловно, есть причины. По словам самого Абдували Муминова, по окончании в 1971 г. факультета художественной графики Ташкентского государственного института им. Низами он стал работать в Институте истории АН Узбекистана, и ему приходилось много ездить по областям. В его задачи входила фиксация быта и образа жизни проживающих там людей, их одежды и украшений. Эти этнографические наблюдения стали источником подлинного творческого вдохновения художника.

“Этюды, написанные мной во время этих поездок, приносили большую радость, – говорит А. Муминов. – Возможно, именно тогда во мне пробудилось желание, ставшее привычкой, время от времени посещать разные уголки нашей республики. Теперь я не езжу так далеко, как раньше, но все же, не побывав хоть раз в год на Чарваке, в Хумсане или Бричмулле, я не могу обрести покой”. Когда же нет возможности покинуть город, Абдували Муминова можно встретить с этюдником в руках в скверах и парках Ташкента, тенистых уголках на берегу Анхора или у памятников архитектуры. При создании городских пейзажей он также всегда ищет оригинальные детали и штрихи.

Художник считает, что ключ успешного творчества кроется в кропотливом труде, постоянном поиске. Именно поэтому его картины дарят взору зрителя наслаждение, а душе – покой. В своих работах пейзажист концентрирует внимание на самих выбранных объектах, на точно найденной палитре красок.

В картине “Весна в Узбекистане” художник создал обобщенный пейзаж нашей страны: озеро с прозрачною водой, вокруг него – цветущие деревья в весеннем наряде, вдали, словно в голубоватой дымке – горная гряда. Белизна снежных вершин, цветущие кроны деревьев на берегу озера, водная гладь, подернутая легкой рябью, радуют глаз гармонией и умиротворенностью. Переливы красок весны вселяют в человека прекрасные чувства и высокие помыслы.

Картина “Кишлак Гилон” имеет свою предысторию. Однажды профессор Хасанов показал А. Муминову несколько фотоснимков. То, что увидел художник, показалось ему довольно необычным – дома, лепящиеся прямо на склонах гор, причем крыша дома, находящегося ниже, служила двориком тому, что находился повыше. Это и был кишлак Гилон (Кашкадарьинская область). Хасанов, показавший снимки, сказал: “Вы – художник. Обязательно побывайте в этом кишлаке. Там очень много интересных мест, достойных Вашего внимания”. Несколько лет спустя А. Муминов попал в этот кишлак. В нижних дворах построек содержался домашний скот, в верхних – жили люди, по одной, по две семьи в одном доме. Таковым живописец увидел Гилон в первую свою поездку в 1990 гг. Там он сделал несколько набросков.

Жители тех мест занимаются скотоводством и выращиванием картофеля. Художник говорит, что именно здесь он узнал вкус настоящей картошки. Вокруг очень много ореховых рощ и плодовых садов. “Такого кишлака я не встречал больше нигде, – рассказывает А. Муминов. – Одним словом, – настоящая экзотика. Во второй раз я попал в Гилон с группой художников спустя пятнадцать лет. Сказка исчезла – все изменилось. Дома стоят обычные, кровли железные”.

Картина “Кишлак Гилон” сохраняет образ старого Гилона и привлекает зрителя необычностью видов, богатством цветовой палитры, найденным ритмом рисунка и точностью изображения. Изумление художника, пораженного экзотикой увиденного, нашло свое отображение на этом полотне.

Одной из романтических работ автора можно назвать “Лунную ночь”. Художник провел множество бессонных ночей, наблюдая и запоминая таинства ночных видений. Писал он картину по памяти. …Окрестности горного озера, переливающегося серебристыми бликами, отражающими лунный свет. Нежные кружевные облака, белыми птицами плывущие по небу… Он написал множество подобных пейзажей. Однако именно в этом явственно ощущаешь тонкую невидимую грань между сущим миром и вымыслом. Возможно, поэтому выбранные внутренним чутьем автора краски и тона так чарующе прекрасны.

Полотна “Бойсунские напевы”, “В Киргалях” – широкоплановые. На переднем плане мы видим горное ущелье, справа, на плоской возвышенности – выгон, где пасутся стада. Слева виднеется часть горы, покрытой густой тенью. На заднем плане тянется горная гряда, горбящаяся своими вершинами. Ее изображение, гармонично сочетаясь со всем, что изображено на полотне, создает единый ритм картины, ее целостность. Цвета нежны и чисты. Кажется, что звучит прекрасная мелодия. Картина пленяет, очаровывает зрителя, повышает настроение.

Художник создал множество картин цикла “Сурхан”, “Байсун”. Естественность изображения, переливы красок и тонов производят на зрителя чудодейственное впечатление. Горные места нашей республики разнообразны по своим ландшафтным особенностям. Если в горах Байсуна или Сурхана царят теплые краски, кипит жизнь, то в Бричмулле горы величественно спокойны. В картине “Перед дождем” изображено подножие горы Чимган в сумрачный пасмурный день. Небо сплошь покрыто черными тучами – вот-вот хлынет дождь. Изображение столь точно и реалистично, что зрителю кажется, что он дышит предгрозовым воздухом. Подобные картины встречаются в творчестве и других художников, но пейзаж кисти А. Муминова необычайно своеобразен и точен по настроению. В картине превалируют серые тона – изображать подобное быстроменяющееся состояние природы вообще очень сложно, поскольку в картине много полутонов и нюансов.

Величавость и внушительность композиционного решения произведения “Тишина в горах”, гармония красок, возникающая из переливов полутонов, пробуждают в зрителе глубокие чувства, навевая мысли о вечности природы, о смысле жизни. Именно эта работа – показатель того, что в творчестве художника формируются лирико-эпические, философско-романтические темы.

В работе “Впечатление” автор изобразил пейзаж, который он увидел в окрестностях местности Чорбог, гуляя ранним утром по берегу озера и наблюдая за восходом солнца. Ночью прошел дождь. Прохладный воздух был наполнен влагой. Лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь туман, являли собой великолепное зрелище. Пока художник устанавливал этюдник, солнце взошло, но он уже успел сделать набросок. Когда, вернувшись в мастерскую, он начал воплощать на холсте увиденное, кисть ложилась легко и свободно. Он работал с таким вдохновением, что часам к четырем закончил пейзаж, в котором ему удалось передать скоротечность изменений природы.

Кисти А. Муминова принадлежит много осенних пейзажей, но особое место среди них занимает картина “Золотая осень”. Художник и сам утверждает, что это одно из лучших его полотен, плод многочисленных творческих поездок в окрестности Чорбога. Картина является частью цикла произведений, посвященных расположенному здесь одноименному озеру. На переднем плане, справа, – небольшая скала, слева – группа деревьев, кроны которых уже расцвечены красками осени. В палитре превалируют мягкие теплые тона. Вдали – голубые горы, в небе – облака причудливых форм.

Однажды художник бродил в окрестностях Чарвака в поисках объекта. Едва он успел установить этюдник, как наплыла большая черная туча, поднялся ветер, началась гроза. Сильный дождь заставил его полчаса провести в укрытии. После дождя природа, омытая небесными потоками, приобрела необыкновенно красивый вид. Облака словно ползли по склону гор. Краски были дивно чисты и ясны. Художник, почувствовав вдохновение, создал работу “После дождя” за какой-нибудь час. Этот сказочный вид напоминал пейзажи Рериха. Художнику удалось передать на полотне таинственную тишину, свежесть воздуха и красок, гармонию окружающего мира.

В произведении “Ветреный день” перед зрителем – один из прекрасных уголков Узбекистана, красота лета в горах. Пещеры на склонах словно манят холодно-синеватым цветом. По небу плывут караваны облаков, снежные горы, словно упирающиеся вершинами в небо, придают пейзажу необыкновенную гармонию. Привлекают внимание горное озеро с прозрачной водой и прибрежными валунами, деревья на переднем плане, ветви которых колышутся на ветру. Картина настолько реалистична, что, кажется, чувствуешь дуновение летнего ветерка. Вместе с тем она масштабна по панорамности видения и настроению.

Картины А. Муминова “Старый город”, “Улица моего детства” также относятся к серии избранных работ живописца. Пейзажи эти знакомы любому зрителю, проживающему в Ташкенте. В них отражено своеобразие улиц старого города с детальной точностью и наблюдательностью. Зрителю кажется, что автор ведет его по узкой светлой улочке, по обе стороны которой стоят глинобитные дома, к тем местам, где прошло его детство. С особой любовью изображает он дома, примыкающие друг к другу крышами, повисшие на электрических проводах обрывки воздушных змей.

Во время беседы художник протянул мне пачку исписанной бумаги. То были его личные размышления об искусстве, живописи, пейзаже, красках, о великих мастерах кисти. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
“Пейзажист – это художник, любящий свою Родину, ее природу, воспевающий ее на полотне посредством кисти.
Среди живописцев стран Европы, России, Узбекистана очень много художников, посвятивших свою жизнь этому жанру изобразительного искусства. Среди них я очень ценю таких мастеров кисти, как Куинджи, Айвазовский, Левитан, Шишкин, Васильев, Рерих, У. Тансыкбаев, Н. Карахан, Р. Темуров, Н. Кузибаев, оставивших глубокий след в искусстве пейзажа. Творчество мастеров кисти, воспевших в своих полотнах древние и современные города нашей страны, ее разнообразные ландшафты, служат настоящей школой и источником вдохновения для молодых художников-пейзажистов”.

Работы А. Муминова экспонировались на нескольких персональных выставках в 1991, 1994, 1996 гг. в Ташкенте и в 1998 г. в турецких городах Анкара и Боймут. С уверенностью можно заявить, что его работы нашли отзвук в сердцах зрителей. Ведь если зритель, глядя на полотна художника, ощущает духовное очищение, – это и есть настоящее признание мастера, творца.

Нодир Норматов

Pin It

Comments are closed.