В 30-е гг. XX в., когда даже мужчинам было трудно получить художественное образование, Лола Абдуллаева набралась смелости пойти учиться живописному мастерству. Желание стать художником у нее появилось еще в школьные годы. Работа над стенной газетой и уроки рисования были для нее любимыми занятиями. Ее мировоззрение формировалось под влиянием постановок театра им. Хамзы, неповторимой атмосферы старого города, прогулок в парке им. Пушкина.
Несмотря на протесты близких, Л. Абдуллаева поступила в художественное училище, где постигала секреты изобразительного искусства у Павла Гана, Александра Волкова, Бахрома Хамдами, Николая Карахана. Постоянное участие в работе над спектаклями театра им. Хамзы, интерес к декорациям, сближение с театральной средой способствовали формированию ее мировоззрения и вхождению в мир искусства. Неудивительно, что впоследствии Л. Абдуллаева стала театральным художником. Сначала она работала в Казахском драматическом театре в Алма-Ате, постигая законы и требования театральной сцены, экспериментируя вместе с режиссерами. Затем продолжила свои творческие изыскания в театральном художественном комбинате города Фрунзе (ныне Бишкек). Военное время и последовавшие за ним трудные послевоенные годы не сломили ее творческую волю.
С 1948 г. Л. Абдуллаева – главный художник Хорезмского областного государственного театра музыкальной драмы и комедии им. Агахи, в котором она проработала более полувека. За долгие годы творчества художница подготовила целый ряд спектаклей, в которых ей удалось воплотить своеобразный художественный мир. Декорации и костюмы к спектаклям “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Белый лотос”, “Весна”, “Последний хан”, “Жертва просвещения”, “Горянка”, “Ночь лунного затмения” получили высокую оценку зрителей.
С 1970-х гг. Л. Абдуллаева наряду с созданием театральных декораций плодотворно экспериментирует и в области станковой живописи. Она – участница многих республиканских художественных выставок. В художественной галерее Ургенча с успехом проходили как ее персональные выставки, так и совместные с учениками. К сожалению, творческое наследие художницы изучено мало, а ее произведения не были закуплены музеями. Между тем полотна Л. Абдуллаевой по своему художественному решению, живописности и колориту выполнены с большим мастерством. Изображение на заднем плане архитектурных памятников древней Хивы, внимание к внутреннему убранству комнат, тщательная прорисовка костюмов, тканей, продуманные мизансцены композиций, использование орнамента – все эти особенности ее живописных полотен были продиктованы опытом работы с театральными декорациями.
Л. Абдуллаева создала ряд женских портретов. Среди них – “Заря Хорезма” (1971) и “Слепая” (1972). В произведении “Заря Хорезма” художница создала образ своей современницы – знаменитой певицы Онабиби Сафаровой, известной в народе как Онаш-Чолок. Будучи прославленной актрисой своего времени, она была в первых рядах борцов за свободу женщин. Героиня изображена играющей на гармони верхом на белой лошади. На ней – белый платок, в таких же платках стоящие рядом женщины. На картине, кроме женщин, изображены и мужчины в национальной одежде. На заднем плане картины, на фоне архитектурных памятников Хивы, изображены зрители. Онабиби поет свои любимые песни. В целом полотно напоминает театральную сцену.
Картина Л. Абдуллаевой “Слепая” ныне хранится в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. На полотне крупным планом изображена известная хорезмская поэтесса Онабиби-халфа, которая сидит с гармонью в руках. Она одета в белоснежные одежды, на голове – меховой тельпак, невидящие глаза устремлены в одну точку. Композиция картины многофигурная, на ней изображены в основном женщины. Художница умело использовала многочисленные дополнительные детали: колонны, украшенные резьбой по дереву, предметы традиционного быта. Белый цвет одежды, чистота и яркость заднего плана символизируют спокойствие и безмятежность. Это полотно также напоминает сценическую постановку. Вместе с тем создается впечатление, будто печальная мелодия гармони грустит о женской свободе.
Ряд работ Л. Абдуллаевой посвящен Аль-Хорезми, Аль-Беруни, Агахи, Авазу Утару, Наджмеддину Кубро. Она создала также образы Бахрома и Дилором – героев произведения Алишера Навои “Семь планет”. К 2500-летию Хивы Л. Абдуллаева выпустила альбом, посвященный хорезмской одежде. Особое место в творчестве художницы занимают такие произведения, как “Трагедия Арала”, отражающие экологические проблемы края.
Образ женщины-матери – одна из излюбленных тем Л. Абдуллаевой. В серии автопортретов, созданных в 1972, 1984, 1998 гг., отображены различные жизненные и творческие ситуации. Например, “Автопортрет, написанный кистью” (1998) изображает стареющую женщину в белом платке.
Большое внимание Л. Абдуллаева уделяла развитию такого сложного вида искусства, как театральная художественная декорация, находя время и для воспитания молодых художников. Среди ее учеников – Т. Джуманиязов, О. Аллаберганов, Ш. Усманов, С. Дустджанов, которые сейчас с успехом трудятся на поприще искусства.
Наима Худайбергенова