Проходя по залам Государственного музея литературы Узбекистана в Ташкенте, вы непременно остановитесь возле двух картин, изображающих известных народных поэтесс Увайси и Надиру, имена которых сейчас знают все причастные к литературе и поэзии люди. В них отражено очарование внешнего облика, угаданное художником состояние возвышенного поэтического вдохновения и одновременно глубокой печали этих знаменитых женщин. Картины созданы художником Темургалибом Джамолутдиновым. Они пронизаны духом поэзии и музыки и зримо несут сквозь века величие и непреходящую ценность творчества великих кокандских поэтесс.
В этом же музее размещено его большое, удлиненного формата полотно исторического жанра, посвященное Алишеру Навои и его эпохе. Произведение проникнуто богатой экспрессией живописного воплощения и поэтому не оставляет зрителя равнодушным. Оно замечательно разнообразием, психологической выразительностью и остротой типажа изображенных на ней личностей, что свидетельствует о мастерстве Темургалиба Джамолутдинова.
С творчеством Темургалиба я познакомился на одной из ташкентских художественных выставок в 70-х годах прошлого века. Я обратил внимание на небольшие по формату, выполненные акварелью композиции жанрового и сатирического характера. Несмотря на то, что отдельные работы Темургалиба этого цикла не были тогда еще свободны от влияния известного узбекского художника Тельмана Мухамедова, обращавшегося в то время в числе немногих в Узбекистане к классической восточной миниатюре, в работах Джамолутдинова уже чувствовался художник, мысливший смело, самостоятельно, обозначивший в изобразительном искусстве новый, свежий круг тем и сюжетов.
В последующие годы я наблюдал за развитием творчества художника, побывал в загородной мастерской Темургалиба в доме его отца и еще раз убедился в одаренности этого самобытного художника.
Т. Джамолутдинов проникновенно чувствует красоту женщин, их особое, невыразимое словами очарование и с большой неподражаемой выразительностью передает эти их качества в большой серии своих живописных полотен. Знаток и певец народной жизни, Темургалиб создает композиции, посвященные типичным бытовым сценам, изображает шумные, веселые, красочные, щедрые узбекские свадьбы, иногда обращается к старине и воплощает в картинах литературные предания и легенды.
Почти все его полотна проникнуты могучим лирическим началом. Художник не избегает изображения влюбленных, так как узбекская поэтическая лирика в ее самых ярких, классических проявлениях проникнута духом горячей влюбленности в красоту, в жизнь, в истину.
Т.Джамолутдинов в живописи раскрывает свою душу полностью, не пряча пристрастий, не облекая себя в фальшивый костюм лицемерного блюстителя нравов, не обманывая зрителей маской ложного благочестия. Порой в лучших его лирических полотнах как бы витает дух величайших узбекских лириков – Навои, Бабура, Машраба.
У художника есть полотно, посвященное образу скорбящей узбекской матери, оплакивающей своих детей, погибших в войнах и междоусобных распрях. Это оригинальное, метафоричное по своему композиционному строю полотно выразительно и по своим художественным средствам, и по тому духу патриотизма и человеколюбия, которым оно проникнуто.
Иногда творческая мысль художника уносит его за пределы земного мира, и тогда появляются картины, посвященные Космосу, извечной мечте человека, неутомимо и непреодолимо стремящегося проникнуть в будущее, обезопасить людей от возможных космических опасностей и катастроф.
В своих автопортретах Джамолутдинов предстает перед нами в разные годы своей жизни поэтом и мечтателем, певцом родного края. В одном из них он изобразил себя работающим над живописным пейзажным этюдом на старинной самаркандской улице поблизости от Гур-Эмира. Он оживил этот портрет-композицию элементами пейзажа, а также ввел в него образы детей, наблюдающих за работой художника.
Произведения Т.Джамолутдинова искренни, проникнуты духом народности. Они представляют собой значительную художественную ценность в современном изобразительном искусстве Узбекистана и достойны пристального внимания нашей художественной критики.
Автор: Рафаил Такташ