Выставка произведений трех каракалпакских художников
Среди многочисленных художественных выставок г.Нукуса, привлекших внимание любителей искусства в июне 2003 г., – экспозиция “Море уходит…”, на которой демонстрировались работы каракалпакских художников С.Байбосинова, У.Сапарова и Б.Серекеева. Имена этих художников давно перестали быть “собственностью” республики и известны далеко за ее пределами.
Выставка была организована Нукусским филиалом Исполкома Международного фонда спасения Арала и Каракалпакским отделением Академии художеств Узбекистана. Она проходила в Выставочном зале Каракалпакского отделения АХ Уз. Ее спонсором выступил Институт Открытое Общество – Узбекистан.
Произведения, представленные на выставке, не только расширили познания об уровне развития и своеобразии современного каракалпакского искусства, но и по-новому открыли уже известных мастеров. Являясь, несомненно, единомышленниками по отношению к профессиональным задачам, восприятию национальных традиций в искусстве, пониманию и активному обращению к современной проблематике, С.Байбосинов, У.Сапаров и Б.Серекеев ищут и находят собственные пути философского осмысления происходящих событий, раскрытия и реализации их живописного потенциала. Своеобразие природных условий Каракалпакстана, яркость национального колорита служат отправной точкой для вдохновения художников. В своих произведениях они стремятся отобразить подлинную картину современного состояния Аральского моря, привлечь внимание общественности к бедственному положению в Приаралье, катастрофическому нарушению экологического равновесия обширнейшего региона.
Проблема экологического состояния Приаралья не перестает волновать общественность республики. Она находит отражение не только в тревожных публикациях и горячих дискуссиях ученых, писателей, журналистов, но и в произведениях таких каракалпакских художников, как Р.Матевосян, Д.Бердимбетова, Ж.Лепесов, Ж.Куттымуратов и др.
Выставка – результат творческой поездки художников С.Байбосинова, У.Сапарова, Б.Серекеева в город Муйнак, их постоянного наблюдения за состоянием Аральского моря. В экспозиции было представлено около сорока произведений художников, созданных ими за последние месяцы и выставляемых впервые. В центре экспозиции – произведения С.Байбосинова. Неcмотря на молодость, художник обладает широким творческим диапазоном. Об этом свидетельствует неустанный поиск все новых композиционных и цветовых решений, выбор материала, а также стремление мастера к наиболее полному, многостороннему раскрытию темы. В числе лучших – картина С.Байбосинова “Ожидание чудес”. Смысловым центром ее, несомненно, является семья рыбака, ожидающая чуда – прибавления воды в море. Мрачные дома как будто затерялись среди песков и оторваны от всего мира. Однако надежда на лучшее не покидает людей.
Художественный образ у С.Байбосинова всегда отличен от реального. Немаловажным обстоятельством является и то, как произведение “сделано”. Поражает уверенная манера письма, любовь художника к светло-голубым, золотисто-розовым бликам, жемчужной дымке, окутывающей всю картину и смягчающей краски. Передача цвета, размытость контуров, чередование светлых тонов создает как бы атмосферу некоторой сказочности.
Необычайным пластическим приемом исполнено произведение С.Байбосинова “Белый дождь”. Художник создает на полотне своеобразные “солевые” капли, наделяя “образ дождя” особой цветовой характеристикой. Содержание этой картины раскрывается с помощью световых и цветовых решений. Обращаясь к живописи, С.Байбосинов пишет легко и свободно, большое внимание уделяя передаче воздушного пространства – той естественной среды, которая окружает человека.
С.Байбосинов – художник ищущий, творчески активный, Для его произведений характерно стремление к импрессионистической трактовке образов. Богатый материал для раздумий получил художник на Аральском море, которое воплощено у него в сериях “Крик”, “Мой Арал”, “Аралкум”, “Сом. Красные границы” и др. Рассматривая различные по настроению и эмоциональной силе серии С.Байбосинова, поражаешься мастерству художника, сумевшего как бы объединить разнообразные цветовые решения в единый, живописно цельный образ, не утрачивая при этом ни яркости отдельных тонов, ни четкого ощущения пространства, которое помогает прочувствовать тесную связь человека с природой.
Живопись С.Байбосинова отличает эмоциональная насыщенность, пристрастие к мягкому ритму, сдержанному колориту с предпочтением серебристых, голубовато-розовых сочетаний. Говоря о достоинствах работ художника, хотелось бы отметить и некоторые их недостатки – это однотипность приемов, сюжетная ограниченность и однообразие колористического решения.
Второй участник выставки – У.Сапаров относится к старшему поколению каракалпакских живописцев. В экспозиции представлены следующие серии его работ: “Человек с рыбой”, “Улетающие птицы”, “Корабль”, “Седой Арал”, “Отчаяние”, “Тоска” и др.
Творческое осмысление экологической проблемы, умение найти верный ключ к замыслу – вот отличительные качества, свойственные творчеству Сапарова. Подчас произведения художника сродни плакату, они так же агитационны по своей природе и, несмотря на некоторую детализацию и описательность, звучат как лозунг.
Беспокойством за судьбу своего народа проникнуто произведение “Отчаяние”: мы видим женщину, качающую пустую колыбель. Она охвачена страхом, невидимая угроза будущему, продолжению рода беспокоит ее. Фигура женщины напоминает изображения плакальщиц. В этой картине У.Сапарову не случайно удалось создать драматическое, остро волнующее настроение, он сумел показать ту психологическую грань, за которой боль становится невыносимой, далее следует крик… И все же художник не переходит этой грани, он сохранил надежду на обретение гармонии бытия. Произведение волнует зрителя выраженной в нем душевной болью за происходящее.
Работы У.Сапарова отличаются ясностью изложения и внешней простотой, в них нет эффективных приемов или сложных колористических разработок, как в картинах С.Байбосинова. Но за кажущейся простотой скрываются напряженные творческие поиски, продуманность каждого элемента.
Серии работ У.Сапарова, связанные к экологической тематикой, проблемой Арала, являются познанием нашей современной действительности, ее творческим осмыслением и активным участием в ней. Существенно обогатили образный строй выставки работы художника Б.Серекеева, обозначившие непосредственную взаимосвязь и взаимообусловленность современных тенденций развития каракалпакской живописи.
Произведения Б.Серекеева входят в состав выставки мощным потоком живописной экспрессии, яркостью декоративных эффектов. Это можно видеть на примере таких работ, как “Аральская экология”, “Корабли Муйнака”, “Эхо Арала”, “Жажда”, “Беда Арала” и др. Позицию художника характеризует способность увидеть и образно показать то общее, что волнует каждого в отдельности, умело используя художественные средства изображения, углубленную разработку формы.
Хотелось бы отметить, что серии работ, представленных на этой выставке, показали многообразие творческих методов, индивидуальные почерки художников. Выставка каракалпакских художников явилась итогом длительного, упорного труда, своеобразным отчетом за проделанную работу, она также познакомила зрителя с творческими замыслами художников, которые поделились своими мыслями по решению аральской проблемы, и, невзирая на трудности, стремятся к достижению новых творческих вершин.
Автор: Периза Хожаметова