В октябре 2003 г. в Ташкенте проходила 2-я Ташкентская Биеннале-2003, инициаторами которой, как и Биеннале-2001, выступили Академия художеств Узбекистана и хокимият г.Ташкента. 58 участников и гостей из 21 страны мира приняли участие в этой крупной художественной акции.
В состав представительного международного жюри вошли: председатель – доктор Андре Наков ( Франция) – известный арт-критик, Лорето Чичеро (Италия) – профессор Academia di Belle arti Aldo Galli г.Комо, Франц Фрай (Швейцария) – арт-критик, Хан Хен Сам (Корея) – председатель художественной Ассоциации искусств, Масут Фаткулин (Россия) – председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников и Джавлон Умарбеков (Узбекистан) – академик АХ Узбекистана, Народный художник Узбекистана.
6 октября в Центральном выставочном зале, где проходила выставка, в торжественной обстановке при громадном стечении народа были подведены итоги Ташкентской Биеннале-2003. Главный приз выставки “Гран-при” был вручен Улану Джапарову (Кыргызстан); первый приз – за оригинальную интерпретацию традиций национальной культуры – Сергею Алибекову (Узбекистан); второй приз – за оригинальное концептуальное воплощение художественных идей – Мухаммаду Али Махмуду Насра (АРЕ).
Специальные призы Международного жюри были присуждены: Стенли Чарльзу Вентворду (Великобритания), Панталео Крети (Италия), Ахмеду Ахату (Казахстан), Ю Мей Чент (Тайвань), Чанг Кил Хван (Корея), Бахрому Исматову (Таджикистан), Канак Чанпа Чакма и Мохаммаду Шахидулле (Бангладеш), Файзулле Ахмадалиеву (Узбекистан).
Специального приза Международной конфедерации Союзов художников – МКСХ (Россия, Москва) был удостоен Джамал Усманов (Узбекистан).
Дипломами МКСХ были награждены Ахмед Мухаммед Махмуд Сулейман (АРЕ), Саид Атабеков (Казахстан), Ким Чил Санг (Корея), Александра Гиерага (Польша), Бахром Исматов (Таджикистан), Максим Смиреномудренский (Россия), Файзулла Ахмадалиев, Джамал Усманов, Вячеслав Усеинов и Бабур Исмаилов (Узбекистан) Мы предлагаем вниманию читателей нашего журнала материалы о выставке и впечатления ее организаторов, участников и членов жюри
Кузиев Турсунали, председатель Академии художеств Узбекистана:
Ташкентская Биеннале является одним из самых значительных событий в культурной жизни нашей страны. Она не имеет прецедента на всей территории не только нашего региона, но и стран СНГ. Поэтому можно сказать, что опыт, который мы приобретаем в ходе ее проведения, уникален. Художники республики имеют возможность знакомства с мировым художественным процессом благодаря представленным на выставке работам мастеров более чем из 20 стран мира. Тем самым мы, можно сказать, создаем условия для решения актуальной для многих стран проблемы вхождения в мировое культурное пространство. Проведение выставки такого масштаба создает все необходимые предпосылки для этого.
Ахмедова Нигора, директор и куратор биеннале, доктор искусствоведения:
Как куратор выставки хочу отметить, что ее идея заключается в попытке показать в Ташкенте современные тенденции искусства, в которые постепенно включаются и художники Узбекистана. Естественно, все мы понимаем, что наша Биеннале – очень молодая, и мы не можем пригласить звезд contemporary art. Но состав нынешней выставки по сравнению с 1-й биеннале намного интереснее, и не только потому, что расширилась география участников. Изменился и их состав. Например, Стенли Чарльз Вентворд из Великобритании – известный поп-артист, участник престижных Венецианской и Роттердамской биеннале, Мухаммаад Али Махмуд Насра из Египта, Анна Гиерага из Дании, Саид Атабеков из Казахстана также известны по большим международным выставкам. Да и другие участники, такие, как Ахмет Ахат, Жамол Усманов, Елена Камбина, представили, на мой взгляд, интересные проекты, в которых им удалось в новых технологиях и формах выразить свои творческие поиски. Новым было и то, что впервые в рамках биеннале были показаны работы в области видеоарта, которому еще предстоит получить развитие в Узбекистане. В то же время биеннале показала, что у нас нет опыта и технической базы для его репрезентации. В этом плане предстоит еще поработать. Другие Биеннале, например, восьмая Стамбульская в работе которой я принимала участие и видела ее организацию, большие средства тратят на дорогостоящее оборудование для воспроизведения видеоарта. По сути, это другое искусство и кураторы многих биеннале художников традиционных видов изобразительного искусства не приглашают для участия. У всех биеннале – свои сверхзадачи и принципы, и это нормально.
Если говорить об итогах, то они дают повод и для теоретических размышлений, и для исследовательской практики. На выставке можно было видеть, как проявляются общие закономерности мирового развития и специфика регионов и школ. В странах Запада с традициями исторического авангарда современное искусство развивается по стратегии перманентного преображения искусства и мира, устоявшихся представлений. Художники ориентируются на “языковой” эксперимент, смело работают со средствами, которые ранее не входили в сферу искусства. Многие школы нашего региона и восточных стран, напротив, сохраняют традиции, соотносят себя с многовековыми культурными моделями и понимают новации только в связи с ними. Они идут к современным общечеловеческим идеям своей дорогой. Представляется, что в условиях обострившихся проблем глобализации – это один из вариантов сохранения своей идентичности. Мне хотелось бы пожелать нашим художникам более активно приобщаться к современным тенденциям, осознать открывшиеся возможности для творчества, ведь, как говорится, “все только начинается”…
Наков Андре, председатель Международного жюри Биеннале, доктор искусствоведения, арт-критик. Франция:
Я с большим энтузиазмом принял приглашение участвовать в работе Биеннале в качестве председателя Международного жюри. У Ташкентской Биеннале очень важная цель – поддержание новых идей и перспективных тенденций, которые оказывают влияние на весь регион.
После бесед с зарубежными участниками я понял, как им важно открыть вашу страну, ее уникальную культуру. Ведь эта часть мира была раньше нам мало известна. Интересно, что многие страны, которые ранее находились на периферии искусства, проводят интернациональные выставки, привлекают в себе внимание, что позволяет им постепенно выходить из изоляции. Таким образом, традиционные центры искусства смещаются, художественные диалоги происходят в разных странах и это – положительная перспектива. Несмотря на то, что Ташкентская биеннале “молодая” и у нее пока нет истории, хотелось бы отметить, что она привлекательна по своей идее, и гуманистической ориентации. Я надеюсь, что эта традиция будет продолжаться, а число участников в будущих выставках будет расти.
Франц Фрай, член жюри биеннале, арт-критик, Швейцария:
Проведение выставок биеннале давно вошло в международную практику. Подобные мероприятия проводились в таких городах, как Венеция, Стамбул, Берлин, Рим и т.д. Узбекистан отличается от других государств своим географическим местоположением, прежде всего тем, что он находится на Великом шелковом пути. Эти особенности нашли своеобразное отражение в биеннале Ташкента.
Не секрет, что успех биеннале зависит от налаженных органичных культурных связей с другими государствами. Узбекистан, расположенный в сердце Азии, имеет возможности для установления контактов с такими государствами, как Турция, Пакистан, Иран, Китай, Корея, Япония, а также арабские страны.
Меня обрадовал высокий уровень работ, представленных на биеннале, и то, что среди представителей стран СНГ есть замечательные мастера. Например, много положительных моментов в работах художников из Молдовы. Интересно произведение живописца из Казахстана, по-современному изобразившего движения и внешний вид традиционных шаманов. Прекрасны полотна талантливых узбекских художников. Однако некоторые из них определяют искусство как красоту. По-моему, это не совсем верно в контексте современных проблем, среди которых – общие для всех – это экология, глобализация, угроза терроризма и т.д.
В настоящее время в различных государствах мира работают тысячи художников. Но из их числа широкоизвестны лишь единицы. Причина заключается в том, что важно не только красивое произведение, но и правдивое изображение событий, процессов, отражающих изменения, происходящие в жизни.
Представителям искусства стран СНГ для работы были созданы все условия и возможности в эпоху бывших советов, потому что они служили тоталитарной идеологии. В настоящее время все зависит только от них самих. Мне понравились работы Ж.Усманова, К.Бабаева, Е.Камбиной и других художников, которые работают в новых технологиях.
Масут Фаткулин, член жюри, председатель исполкома Международной Конфедерации союзов художников, Москва, Россия:
Вот уже второй раз подряд я являюсь членом жюри Биеннале. Хочу отметить, что в этом году меня очень порадовал раздел узбекистанских участников. Он более цельный, с продуманной общей концепцией, отвечающей требованиям дня. Одна из актуальных проблем современного художественного процесса – сочетание традиций и общемировых тенденций развития искусства. Пока никто однозначно не ответил, как совместить эти понятия. На мой взгляд, художники Узбекистана идут по этому пути достаточно уверенно, во всяком случае их поиски никого не оставляют равнодушными.
Сегодня весь мир охватило движение антиглобализации, каждый народ хочет сберечь свои корни, свою культуру. Развитие науки, техники ведет к унификации общества, жизненным стандартам – мы все ездим на одних машинах, пользуемся одними бытовыми приборами, но на фоне этой унификации нельзя не заметить стремление каждого народа к сохранению культурного своеобразия, традиций, искусства… Как решается эта проблема в творчестве художников? Например, как в современном интерьере решить национальные элементы? В этом плане мне бы хотелось отметить работы С.Алибекова. Он родился в Узбекистане, понимает душой местную культуру, при этом много ездил по разным странам мира, хорошо знает и всемирные тенденции развития искусства, в его творчестве – соединение современных технологий с национальными традициями, вечных народных мотивов с собственным авторским взглядом на жизнь. С.Алибеков много работает в кино – это дало ему особое чувство композиции, монтажа, что придает его работам большую выразительность.
Интересен Ф.Ахмадалиев, в работах которого больше от традиций: лёсс как фон, насыщенный цвет – от росписей, мозаичные вкрапления цвета и выжженная земля, яркие платья и фрукты – извечные поэтические формы, передающие дух национальной культуры. Другая плеяда – Л.Ибрагимов, Б.Исмаилов – следует традициям миниатюры, но в их работах – больше от первоисточника, нет переработки. Этот путь уже неоднократно использовался, и все же имеет право на жизнь.
Стремление к самоидентификации – специфика развития молодых национальных культур. Но пути здесь самые разные, иногда парадоксальные. Например, в Греции художники не обращаются к традициям античной культуры, что, казалось, было бы логично. У них свой путь, продиктованный логикой развития индивидуального мышления. Во всем мире у художников возрос интерес к новым формам. Опираясь на новые технологии, они подчас теряют корни, что ведет к коспомополитизму в искусстве. Но насколько новое необходимо? Не секрет, что именно новейшие формы искусства наиболее остро выражают потребность общества. Да, новые течения имеют право на жизнь, но я не сторонник тех, кто отрицает классику, традиции. Не может искусство развиваться на отрицании накопленных ценностей. В целом мне хотелось бы отметить: у художников Узбекистана есть искреннее желание поисков гармонии современности и веками существующих традиций. Они активно работают и добиваются успехов.
Улан Джапаров, обладатель “Гран-при” Биеннале, Бишкек, Кыргызстан:
“Гран-при” Биеннале стало для меня приятной неожиданностью. Отправляясь в Ташкент, я старался не думать о победе. Настоящая награда для художника – это возможность пообщаться друг с другом, собраться вместе и обсудить наши проблемы. Не секрет, что мы оторваны от мирового художественного процесса, поэтому очень хочется, чтобы Ташкентская Биеннале стала регулярной.
На выставку я представил три проекта: инсталляцию “Войлочный саркофаг” (авторы: Улан Джапаров, Адиль Сейталиев при участии Тамары Борубаевой; фото: Эркин Болжуров, Шайлоо Джекшенбаев, Галина Турдыева), фотопроект “Побег” (автор: Улан Джапаров, фото Александр У), видео “Крепкий орешек”. Войлочный саркофаг и связанная с ним тема ухода – важное звено в метаморфозах жизни: традиционно кочевой человек рождался и жил в войлочной юрте среди предметов из войлока, кожи и дерева, а уходя в Вечность, был обернут лишь в ткань, оставив все лишнее… В нашем проекте Саркофаг – символ кокона, колыбели или лодки, отправляющейся в вечное плавание…
В проекте мы стремились совместить традиционные для нашей культуры понятия и современные формы выражения. Поиски новых путей очень актуальны у художников Кыргызстана. Сегодня у нас заметно расслоение среди художников – одни представляют официозное искусство, обслуживающее государство, другие – салонное коммерческое, и, наконец, третьи – альтернативное искусство, свободное в своих поисках. Для последних определился и подход к традициям: просто повторять отработанные приемы неинтересно, нужен новый, индивидуальный подход.
Хотелось бы пожелать коллегам не бояться отказываться от наработок, стремиться к большей свободе самовыражения.