Бухара была известным торговым городом на Великом шелковом пути. Ее центр представляет собой сокровищницу исторических и архитектурных памятников средневековья, которые находятся под защитой государства. Правительство Узбекистана уделяет большое внимание защите и сохранению исторических зон города. В 1994 г. Бухара была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО как памятник мирового культурного наследия. В 1997 г. в Бухаре отмечался ее 2500 – летний юбилей.
Этот город может рассматриваться в качестве основы для определения индивидуальных особенностей новой национальной архитектуры Узбекистана. Ряд культурных мероприятий и международных конгрессов стал частью процесса интенсификации нового понимания роли исторических центров республики. В XX в. произошел конфликт между типично традиционной “фактурой” Старого города и различными современными урбанистическими структурами. Сегодня мы должны ответить на вопросы: каким образом современное узбекское общество, в частности градостроители и архитекторы, могут разрешить конфронтацию с недалеким советским прошлым, какую роль играет политическое и культурное влияние русского и советского периодов? Может ли разнообразие идеологического, регионального и культурного влияния быть оценено позитивно и трансформировано в нечто новое?
Бухара под властью России и в советский период. Урбанистическая структура и базовый дизайн всех домов этого периода с их принципом размещения комнат и декором берут свои корни в древних традициях Центральной Азии и демонстрируют постоянство на протяжении долгого времени. Бухара начала XIX в. – это компактный замкнутый город состоящий из цитадели, шахристана, собственно города, рабада и пригорода. В 1868 г. с распадом суверенного Бухарского эмирата начался процесс внутренних политических изменений. Первоначально военные интересы России, проявившиеся в строительстве казарм и гарнизонов, начали приобретать экономический характер. Затем начался процесс вмешательства в местную экономику, а инфраструктура торговли и бизнеса изменялась в удобном для России направлении.
На карте (ПарвеновФенин), содержащей 500 общественных зданий, которые функционировали уже около 1900 г., нанесены такие российские военные сооружения, как гарнизоны и военные склады. Согласно письменным источникам, в городе было 365 жилых кварталов, 60 внутригородских базаров, а также 20 – около городских ворот, крупнейший из которых находился возле Самаркандских ворот. Наиболее значительный продовольственный базар располагался вокруг Регистана. Компактные базары с прилегающими караван-сараями, находящиеся на перекрестках улиц, были покрыты куполами. Некоторые из них существуют до сих пор. Непосредственная реконструкция центра города невозможна. В любом случае мы могли бы провести восстановление некоторых караван-сараев и торговых точек, которые не существуют сегодня, на основе аэрофотосъемок 1930 г., запечатлевших вытянутый по форме базар с маленькими магазинчиками и караван-сараями позади них.
В 1920 г. Бухара стала Народной республикой, и вскоре начались социалистические преобразования. До этого население Бухары в большей или меньшей степени придерживалось традиционного образа жизни. В 1929 г. был принят первый пятилетний план индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. С ускоренным процессом индустриализации и упразднением частной собственности начался поиск новых социалистических форм жилья и градостроительства. Численность населения – 70 000 человек в 1911 г., уменьшившаяся до 50 000 в 1920 г., начала расти, а город реконструировался с новым дизайном его центральной части. Внутри самого города также возникали новые структуры, которые постепенно вытесняли традиционные, хотя предпринимались попытки сочетать существующие архитектурные элементы с современными формами.
Проводилась большая работа по развитию социальной и технической инфраструктуры города, улучшению системы водоснабжения. Была построена сеть электроснабжения, появились новые улицы, старые были расширены, а узкие тупиковые проходы между домами, типичные для восточного города, сделали сквозными. Под идеологическим и политическим влиянием исторический центр города постепенно утрачивал функцию духовного и экономического центра. Открытые пространства, которые существуют и сегодня, иллюстрируют этот факт. Коммерческие здания и многие религиозные сооружения были разрушены. Новые здания и целые комплексы социалистической культуры выросли вокруг старого городского центра. В 1930 г. в Бухаре насчитывалось 82 начальные и средние школы, 10 профессионально-технических учебных заведений, в том числе педагогический институт и несколько филиалов университета. Были построены здания нового типа для общественных, административных и культурных целей, в том числе клубы, Дом Советов, библиотеки, музеи, административные здания, больницы, поликлиники. В 1924 г. была создана Русско-Бухарская кинематографическая компания.
Это направление в значительной степени было поддержано решением о придании Бухаре статуса города-музея, что нашло отражение в планировочной концепции 1976 г. Не вся историческая структура подлежала сохранению. Только отдельные исторически-значимые здания объявлялись памятниками, призванными производить впечатление на туристов, так как развитие туризма стало главной задачей для Бухары. Около 15% старой Бухары должно было находиться под защитой, а Министерство культуры Узбекистана учредило общее руководство для консервации исторических зданий. Около 35 мечетей, медресе и мавзолеев были признаны памятниками материальной культуры. На границе исторического центра города было ограничено новое строительство. Здесь были расположены новые колхозные базары, а базары с лавками и караван-сараями в старом городе были снесены. С 1960 по 1975 г. население города с 70 000 человек увеличилось до 140 000. В современной Бухаре – примерно 300 000 жителей. Строительство жилья было приоритетной задачей. В жилищном строительстве, формах жилья и типах зданий в это время превалировала рационализация и стандартизация.
В 1962 г. была сформулирована концепция нового “идеального” города, разработан план его расширения в расчете на 250 000 жителей. Город включал такие центральные элементы, как спортивные сооружения, госпиталь, торговый, административный и культурный центры. Развивались промышленные площади, строились жилые кварталы. Предполагалось развитие системы общественного транспорта, включая широкие кольцевые дороги. Расширение города определялось городской осью, ориентированной на юг. Связующим элементом вновь планируемой части города с его исторической частью являлась центральная городская площадь. Проспект шириной 150 м разделялся на полосы движения и парковые полосы пятью рядами деревьев. Он выполнял роль городского центра в непосредственной близости пересечения главных улиц. Связь между старым городом и осью новых застроек была выделена как представительская зона с доминирующим партийным зданием областного комитета и другими современными постройками административного назначения.
Расположение важных административных комплексов в юго-восточной части вдоль центрального проспекта к югу было заимствовано из более ранних проектов. Был спланирован новый центр города. Долгосрочное действие этой планировочной концепции продолжается до сих пор. Модифицированный план, сочетающий идеи 1976 и 1977 гг. был реализован. Часть из этих целевых общественных зданий является важным свидетельством узбекской архитектуры того периода. Некоторые фасады с их геометрическими формами украшены в стиле традиционных восточных орнаментов. Высокий комплекс областного исполнительного комитета доминирует над целой территорией до сегодняшнего дня. Некоторые запланированные здания заменены другими. В градостроительстве отразилось продолжительное сосуществование идеалов прошлого и настоящего, которые нелегко разделить. Базовой единицей жилых территорий социалистического города стал так называемый микрорайон – совокупность идентичных по форме жилых домов.
Предполагалось, что каждый микрорайон представляет собой жилой комплекс с определенным набором услуг сферы обслуживания. Несколько микрорайонов образовывали крупный стандартизированный жилой массив с более полным набором услуг. В Бухаре существует четыре жилых района и соответственно четыре промышленных района с населением в 40 000 человек. Жилые комплексы состоят из четырех, пятиэтажных зданий, образующих единый комплекс. К ним подведены автомобильные дороги и пешеходные тротуары, параллельные большому бульвару. Система микрорайонов обеспечивает равный доступ ко всем элементам городской инфраструктуры. Достаточно просторный тип новых районов контрастирует с плотной застройкой в историческом городе и составляет ей конкуренцию, вследствие чего исторический центр потерял свою роль.
Бухара в годы независимости. Процесс роста окраин города и ветшание центра зашел уже далеко. Но с обретением Узбекистаном независимости и началом процессов капитализации и приватизации старые формы жилья вновь стали высоко цениться. Старый город и новые жилые районы с индивидуальной застройкой становятся все более привлекательными. Городскую сеть новых районов образуют частные участки площадью около 150 – 400 кв.м, на которых осуществляется индивидуальная застройка. В строительстве все более используются традиционные материалы. Их применение стало превалирующим после того, как были приняты во внимание климатические условия и культурные традиции области.
Эти тенденции коснулись и микрорайонов. Поскольку дома стали частной собственностью, балконы, выходящие во двор, были закрыты с целью расширения жилой площади или для большей уединенности, улицы стали более интересными, с точки зрения коммерческого использования. Что касается социальной инфраструктуры, то различные общественные здания, спортивные сооружения, клиники и административные здания сейчас реставрируются и ремонтируются. Социалистические идеалы градостроительства семидесятых трансформируются и ассимилируются современными задачами градостроительства. Небольшие здания социального, административного и культурного назначения, которые были стандартными элементами каждого микрорайона и его подрайонов, все чаще используются в коммерческих целях.
С обретением Узбекистаном независимости Бухара стала переживать переходный период. Многие факторы, среди которых и социалистическая градостроительная концепция, привели к обветшанию физической и социо-экономической структуры городского центра и оказали огромное влияние на город. Какого рода цели должны быть поставлены? Какая урбанистическая стратегия необходима для того, чтобы обеспечить, оживить и улучшить качество урбанистической структуры при новых условиях? Необходимо разработать программы и методы, позволяющие избежать полного обветшания существующих структур. В этой связи должно быть намечено возвращение изначального многофункционального характера центров. Поэтому необходимо создать стратегию управления и усилить институционную базу для того, чтобы провести структурные и функциональные изменения и улучшить экономическую ситуацию.
Такие аспекты, как защита природных ресурсов и современное развитие, также стали темой международной дискуссии. Обеспеченное существование должно быть гарантировано всем жителям. Оно должно включать экологический, социальный, культурный и экономический аспекты. Потребности современного поколения должны удовлетворяться таким образом, чтобы не ставились под угрозу шансы последующих поколений в удовлетворении их потребностей. По причинам, связанным с природными и человеческими ресурсами, поселения в свое время были адаптированы к экстремальной окружающей среде, были созданы традиционные структуры, которые должны быть сохранены и сегодня, ибо они помогут достичь непрерывного развития.
Советский период характеризовался эйфорией планирования, определенные модели градостроительства и развития города являются своеобразным феноменом социалистического города. Многие из этих моделей не лишены определенной дальновидности. Во всех пост-социалистических городах ранее привилегированные зоны потеряли свой социальный статус, и наметились сильные тенденции в сторону частного жилья для новой буржуазии в новых кварталах городов. Но по причине демографического роста и экономической ситуации в таких странах, как Узбекистан, мы видим новую трактовку социалистического жилья. В настоящее время неформальные процессы обретают почву на всех уровнях и во всех сферах города.
Наши будущие совместные исследования помогут определить, что мы можем взять из прошлого, какой урбанистический рисунок может быть трансформирован в будущий принцип урбанистического развития и в образные идеи. Как развивались города в Узбекистане в сравнении с городами восточной Европы? Понимание процессов развития и функциональных связей, точное знание и, наконец, предложение идей, касающихся новых функций старых структур в расширенных социалистических кварталах и в новых жилых зонах, могут сделать город привлекательным.
Автор: Аннет Ганглер