Cреди многообразия видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана определенное место принадлежит гобелену. Яркий период его развития связан с 1970-ми годами, с Ферганой, родиной многих известных мастеров гобелена Узбекистана. 1990-е годы были довольно проблематичными для этого вида искусства, и лишь выставки последних лет свидетельствуют о том, что гобелен вновь занял свое достойное место в палитре современных видов искусства. Во второй половине 1990-х годов в Узбекистане формируется группа молодых гобеленистов, чьи работы – свидетельство активного поиска новых путей развития этого интересного вида искусства. И хотя в большинстве своем они постигли азы мастерства самостоятельно, работают разобщенно, вне творческих контактов, и каждый ищет свой, индивидуальный путь, свой способ выражения, их работы объединяет владение техникой гобелена, новое понимание роли материала, осмысление декоративной формы. Работы последних лет наглядно демонстрируют, что кризисный период в этом виде творчества позади.
Последнее десятилетие активно занимается гобеленом Милена Тюрина. Ученица Л.Талдыкиной, она прошла настоящую школу мастерства и у московских и петербургских гобеленистов. Работы Тюриной выставляются на республиканских и международных (Москва, Украина) выставках с 1990 г.; в начале 1990-х в Ташкенте состоялось и несколько ее персональных выставок. Работы М.Тюриной отличаются разнообразной тематикой – одни манерой исполнения, контрастными цветовыми сочетаниями напоминают графические полотна, другие отражают темы природы присущим мастерице изысканно-тонким художественным языком. Сюжеты гобеленов рождаются спонтанно, от впечатлений от увиденного или услышанного, и тогда замысел ищет своего наиболее адекватного выражения.
В гобеленах М. Тюриной ярко прослеживается экспериментальное начало – классический плоскостной гобелен с его акцентом на рисунке. Выразительность фактуры тканого полотна сочетается с поиском нестандартных формальных приемов, позволяющих расширить представления о возможности художественного текстиля. В своих работах М.Тюрина с успехом синтезирует ткачество, вязание, плетение, вышивку различными видами материалов – шерстью, синтетикой, а также металл, обработанный или необработанный шерстью, делающий акцент на объемность композиции. Увлечение конструктивными элементами привело и к использованию рельефных рам, придающих работам вид своего рода текстильных картин. М.Тюрина стремится усилить декоративную сторону своих работ и делает это максимально выверено и без излишеств (“Соната времени”, 1998 г., “Чувство”, 2001 г.).
Сочетание гобеленного полотна и металлической пластики, обработанной шерстью, – своего рода визитная карточка работ Тюриной, которая делает их узнаваемыми на любой выставке. Металлические детали (тонкая проволока, обмотанная шерстью) не только придают объем композиции, но и сообщают ей элемент графичности, отточенности рисунка. Их применение всегда оправдано по смыслу работы. Так, в гобелене “Водопад” (1997 г.) изысканные линии металлических деталей призваны передать впечатление движения потоков воды, в гобелене “Энергия” (1998 г.) вертикальная металлическая конструкция на фоне гладко тканого полотна воплощает в себе саккумулированное экспрессивное начало. Среди гобеленов Милены Тюриной есть как орнаментальные, так и сюжетные композиции. Сюжетные работы – зачастую сложные многофигурные сцены или портреты, в которых мастерица с успехом выявляет изобразительные возможности текстиля. Их рисунок точен и выразителен, колорит отличается богатой нюансировкой, придающей гобелену сходство с живописным полотном.
Поиски новых тем побудили Милену обратиться в последние годы к традициям народного ткачества, этой неисчерпаемой кладовой для современных художников и мастеров. Знакомство с искусством ковра настолько увлекло Милену, что она прочла почти всю доступную литературу по этой теме. Не только книги, но и сами старинные ковры, загадочность их рисунка, понятного лишь посвященным, удивительный колорит сдержанных тонов, хранящих глубину цвета многими десятилетиями и даже столетиями, стали мощным импульсом для нового этапа творчества, в котором ярко прослеживаются этнографические мотивы. Одна из работ этого цикла – гобелен “Песня степи” (2002 г.), в котором Милена стремилась с помощью символов и знаков передать наиболее значимые ценности, сопровождающие женщин степных кочевий.
В декор этого сложносоставного тканого панно вплетены изображения домашних животных, верных спутников кочевников, немногочисленные цветочные кусты, и, конечно же, женские украшения, серьги. Незамысловатый на первый взгляд сюжетный ряд дает возможность прочувствовать философичность жизненного восприятия людей, живущих в гармонии с природой, понять, что главное в жизни – это состояние равновесия с окружающим миром. Колорит гобелена выдержан в традиционной гамме красных и охристых тонов, с активным включением белого – извечного символа чистоты и света.
Нельзя не заметить, что Милена творчески относится к использованию традиционного наследия, избрав путь не копирования и повтора известных приемов, а их творческой интерпретации, что дает ей возможность совместить классические мотивы и современное понимание формы. Каждая новая работа Милены Тюриной – это поиски новых идей и тем, она не останавливается на достигнутом, и в этом – залог дальнейших творческих достижений молодого художника.
Автор: Эльмира Валиева