Яркой звездой на небосклоне изобразительного искусства Узбекистана явилось творчество Жанпулата Башарова. Знакомясь с его работами, понимаешь, что Жанпулат никогда не был равнодушен к жизни. В напряженной борьбе со смертью он торопился изобразить красоту окружающего мира, его гармонию. В начале творческого пути Жанпулата привлекала графика. Им были оформлены и проиллюстрированы произведения Турсунбая Саматова, в их числе “Бахт сайераси мехмони” (“Гость с планеты Счастья”), выполнены акварельные иллюстрации к сказкам народов мира – индийской “Анбе ва Ранбе” (“Анбе и Ранбе”), немецкой “Болакай” (“Мальчуган”), индонезийской “Донишмонд Сулейманшох” (“Мудрый Сулейманшах”), индийской “Айер чиябури” (“Хитрый шакал”), к сказке “Тонгга пешвоз чиsайлик” (“Навстречу заре”) и т. д., созданы серии рекламных плакатов на разные темы, микроплакатов “Человек и природа”.
В полную силу талант художника раскрылся в 90-е годы, когда он почти полностью перешел на масляную живопись. Жанпулат сразу заявил о себе как блестящий колорист. Его живопись многогранна. Произведения – “Натюрморт с кумганом и нарезанной дыней”, “Натюрморт с арбузом”, “Изобилие” и др. ассоциируются с голландской школой, вместе с тем в них отчетливо звучат национальные традиции. Металлический кумган, керамическая посуда, спелая дыня, нарезанная на куски, передают атмосферу среднеазиатской осени с ее изобилием. В работах “Изобилие” и “Натюрморт с арбузом” тщательно, с огромной любовью и скрупулезностью прописаны фрукты, а в “Натюрморте с арбузом” кусок арбуза не разрезан, а как бы разломан. Сахарные крупинки на его сломе так убедительны, что кажется – дотронься и они брызнут, а темные косточки в переспелой мякоти вот-вот выскочат. Обращает внимание материальность предметов, их живая фактурность, в то же время трогает общее состояние мотива, его эмоциональный настрой.
Эволюция творчества Жанпулата отражает тяготение к произведениям ассоциативно-метафорического и символического планов, что позволяет ему создать глубоко философские, бытийные, а не бытовые и описательные произведения. Более поздние его работы близки к постимпрессионизму. Для них характерны “буйство” ярких, насыщенных, пламенеющих красок, обращение к “открытому”, “декоративному” цвету, к картинам, построенным на соотношении больших цветовых масс. Таковы натюрморт “Пионы”, “Автопортрет в цветах”, “Автопортрет в интерьере”.
В “Автопортрете в интерьере” отражается душевная драма художника. Он изобразил себя в колпаке шута. Жизнь человека в обществе, где она предопределена социальными нормами, всегда уподоблялась театральному представлению, которое разыгрывается согласно фабуле и в котором каждый участник наделен своей ролью. В такой жизни, случается, мерещится нечто неестественное и даже шутовское. Еще Платон (который сам был одержим идеей обуздания личности во имя общественного блага) сравнивал людей с куклами, а шутов – с пророками. Открытые, насыщенные краски произведения создают атмосферу тревоги.
Полотно “Пейзаж с водопадом” – это уравновешенная, классическая композиция, тщательно прописанная, но решенная современно. Вдали – горы с падающими в реку потоками воды. Пейзаж воспринимается как олицетворение вселенской панорамы, он проникнут всеобщим одухотворенным настоем. Водопад символизирует талант художника, впадающий в широкую реку мирового искусства. В панорамном пейзаже “Вечное движение” две стихии – небо и земля изображены во встречном движении. Художник с помощью цветового решения величественно и монументально передал вечную борьбу света и тени, добра и зла, дуализм природы и мира. Автор интересно использует цветовые и линейные ритмы, выразительно обогащающие композицию произведения, и добивается большого эмоционального воздействия на зрителя. Так, в картине “Дворик” он использует плотные, фактурные мазки, подтеки и расплывы краски, которые обладают особой чувственной прелестью.
В пейзаже “Лунная ночь” свет луны падает на весеннюю землю, покрытую легкой, пушистой травой, и на купы деревьев, отбрасывающих холодный свет на темное, ночное небо. Звезды горят и мерцают в безбрежном пространстве. Насыщенный тон земли и неба усиливает мистическое лунное сияние. Лунный свет буквально вскипает, из него начинает “хлестать” лунная река, разливающаяся во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Даль, воздух и общее состояние ассоциируются с трагическими произведениями Ван-Гога, который говорил: “Цвет сам по себе выражает нечто; этого нельзя избегнуть; это надо использовать…”, “Любовь двух любящих надо выразить посредством бракосочетания двух дополнительных цветов, посредством их смешения…, – получится цвет не буквально правдивый, с точки зрения натуралистов, но напряженный, выражающий какое-либо движение пылающего чувства; если цвет или рисунок давать с совершенной точностью в соответствии с натурой, то никогда не достигнешь такого потрясения…”
Пользуясь экспрессивной живописью, Жанпулат ищет в ней отзвук своим переживаниям, миросозерцанию, мыслям; в этом случае интеллектуальное начало в работах перевешивает чувственное. Он не мыслил себе произведения вне общечеловеческой, “вечной идеи”, и эта идея облекается у него в некую литературную фабулу, для которой он находил в живописи пластически убедительную форму, но никогда не переходил на позиции иллюстратора, а всегда оставался на высотах философских обобщений, утверждая собственное видение мира и свой художественный почерк. Таково полотно “Полет души”, в котором нашли отражение жизнь и душа художника, изображенная в виде светлой летящей птицы на фоне квадрата. Художник пытается понять идею сущего, разгадать смысл жизни и смерти, предназначение и роль человека в жизни и обществе. Его душа – органическая часть мира и Вселенной, она бессмертна в искусстве.
Дыханием тонких красочных сочетаний – красного, алого, пурпурного, оранжевого, бордо или драгоценной россыпью синего, изумрудно-зеленого и бирюзы со сверкающими бликами белого овеяны бессюжетные произведения художника. Это работы под общим названием – “Ассоциации” – картины-абстракции “Нежность”, “Красная точка”, “Прикосновение” и др. Жанпулат как бы трансформирует свои эмоции и впечатления на языке чистого, абстрагированного от какой-либо изобразительности цвета. И тогда они обретают характер колористических импровизаций, в глубинной основе которых – и субъективные, личностные переживания автора, и специфически художническое восприятие мира в динамике цвета.
Особой выразительностью отличаются автопортреты художника, где он решительно вторгается в психологические глубины человеческой личности. Так, в “Автопортрете с бабочкой”, “Портрете с дымящейся сигаретой” Жанпулат Башаров не ограничивается передачей внешнего сходства или выявлением какой-либо одной, пусть даже и выразительной черты. В своих портретах он передает неповторимую индивидуальность внутреннего мира, будучи окутанным особой атмосферой излучаемого им чувства. Лицо и руки служат Жанпулату главным средством характеристики образа, который передает не столько стабильное душевное состояние, сколько выражает как бы цепь наслаивающихся друг на друга переживаний. Портреты олицетворяют артистичность натуры, определенную аристократичность духа. Они дополняют друг друга, подчеркивая определенную грань в жизни художника.
“Портрет старика” – собирательный образ. В нем художник подчеркивает генетическую связь времен и народов. Он пытается сложными композиционными и цветовыми поисками получить емкое выражение замысла и создает портрет старого человека, словно прожившего века, но символизирующего современность как мудрость, цельность и первозданную чистоту прошлого. Образ древний, но живой, олицетворяющий вековую культуру.
У него всегда особая цветовая гамма, свой тональный и цветовой камертон. Обладая внутренним зрением, Ж.Башаров находил необходимый ключ к каждому произведению, создавая атмосферу, где образы обретают силу красоты и изящества, особого утонченного изыска. Происходит словно переход одного в другое, вечное движение духа и формы. В этом – необычность и сила художника. Он создавал свои миры, опосредованно чувствуя героическую романтику Космического, знал, где и когда усилить тон, или, как говорят художники – ударить цветом, пятном или линией и добиться желаемого акцента.
Жанпулат Башаров – особый художник, он нашел и утвердил себя в “абсолютном, синтезированном искусстве”. Он использовал геометрические и растительные формы орнаментального, национального искусства Узбекистана, его ритм и своеобразную пластическую выразительность, но в то же время его произведения сами могли бы обогатить как традиционное народно-прикладное, так и монументальное искусство, послужить организации и оформлению интерьера и экспозиции, использоваться современными дизайнерами. Картины художника несут зрителю массу ассоциаций, развивая творческое воображение, мир фантазии и подсознательного. И все строится на уровне таланта, внутренней культуры и крепкой профессиональной основы. В жизни Жанпулат был человеком скромным. Считал, что его работы говорят сами за себя, он никогда не искал ни славы, ни популярности.
Незадолго до смерти он создал картину “Ангел”, которая оказалась пророческой. Ангел с опущенными крыльями опирается на полумесяц. Он трубит в трубу, словно извещая человечество о чем-то важном. Композиционно расположив его по диагонали, художник создал ощущение слегка падающего назад Святого, но вместе с тем он его и утверждает – лик, труба и взор Ангела обращены вверх на небо. Фактически в лице Ангела художник изобразил себя. Картину Жанпулат повесил у изголовья, над своей кроватью, и с работой не расставался, как с оберегом. В картинах живописца Жанпулата Башарова нас очаровывают и поражают краски, небо и солнце Узбекистана, его свет и удивительная природа, прошлое и настоящее, и мы, вслушиваясь в это многоголосье, попадаем в особый мир ощущений и словно живем в его произведениях, растворяясь в них.
Художник утвердил себя в натурном, реалистическом и абстрактном искусстве, стремясь передать гармонию, духовность и время как относительные понятия. У него было желание вырваться из повседневной жизненной обыденности в мир воображаемого, в мир прекрасного, сохранив при этом конкретность и субстанциальное содержание эпохи и времени, как непосредственное явление истины. Творчество Жанпулата Башарова – это эмоциональные поэтические и экспрессивные высказывания. Так он воспринимал и ощущал мир и приобщал нас к сопереживанию, силой своего дарования давая возможность увидеть его внутренним зрением, почувствовать необыкновенную красоту и противоречие сущего. Наверное, в этом – один из секретов притягательности его произведений.
Автор: Сергей Немцович