В этом году общественность республики отмечает 50 – летний юбилей действительного члена Академии художеств, народного художника Узбекистана, лауреата Государственной премии Акмаля Икрамджанова.
Начало творческой биографии Акмаля Икрамджанова приходится на рубеж 70-х – 80-х годов, когда во всем постсоветском пространстве ослаб натиск декларативных указаний, уменьшились ограничения в поиске новых средств художественного выражения и, одновременно, усилилось внимание к индивидуальному самовыражению, поиску новых эстетических идеалов. Наставниками Акмаля, окончившего Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде, были известные живописцы Е. Моисеенко, А.Мыльников, В.Орешников, А.Королев, благодаря которым была заложена та серьезная академическая база, которая с первых шагов отличает творчество молодого живописца. Его первые произведения – “Натюрморт”, “Портрет студента Каюмова”, “Автопортрет”, “Железнодорожник”, “Огни” – демонстрируют глубокое усвоение традиций мировой школы реалистического искусства, их сочетание с национальной тематикой и колоритом.
С первых же шагов определился и его интерес к портретному жанру. Художника привлекает не столько внешний, сколько внутренний мир человека, раскрываемый с помощью различных вводимых в структуру композиции “говорящих” деталей. В своих портретах он стремится показать близость современника к традициям многовековой культуры. В картинах “Автопортрет”, “Эхо веков”, “Фотокорреспондент Н.Шарипов”, “Травматолог К.Олимов”, “Ветеран труда И.Икромов”, “Чингиз Ахмаров”, “Хикмат Рахмонов”, “Пикассо” красной нитью проходит мысль о том, что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. В портретах, выполненных в последнее десятилетие, чувствуется стремление раскрыть внутреннюю и внешнюю красоту человека с помощью цвета и колорита, через пластическую выразительность линий. Так были созданы “Автопортрет”, “Камила”, “Посол Турции В.Чотуя”, “Посол Японии Магасаки”, “Портрет Улугбека”, “Хосият”, портреты дочерей “Малика”, “Мадина”.
Столь же привлекателен для живописца и мир природы. Интерес к этой теме особенно ярко проявился после его поездок в Сурхандарью в 1980-е гг., когда в творчестве художника произошли серьёзные перемены: с его полотен с новой силой зазвучала музыка цвета, многоцветье красок, их чарующий яркий колорит стал отличительной особенностью этого цикла работ. Он увидел притягательную поэзию в природе, людях, в их повседневном быте, среде обитания. В результате был создан цикл произведений, посвященный Сурхандарье. В них он тонко подметил и природу края, и типичные картины из жизни людей, что позволило создать обобщенные образы символического характера. Таковы работы “Земля сурханская”, “Мелодия земли”, “Бодамхан-ая”, “Рахим-бобо” и другие.
Не оставляла его равнодушным и социальная тематика. Акмаль смог выразительным образным языком передать жизнь в ее разнообразных ситуациях, взаимоотношения между личностью и обществом. Это особенно заметно в картинах “Жертва”, “Арал – боль моя”, “Трагедия Гиссара”, “Вечное совершенство”, где социальная тема выступает не как идейный заказ или конъюнктура, а как художественный принцип – изображение конфликта между человеком и природой, проблем экологии. В отличие от вышеназванных произведений в триптихе “Мелодия земли” звучат оптимистические ноты, возвышающие красоту земли и народа, на ней живущего, в колорите преобладают нежные, пастельные краски, тихая спокойная мелодия.
80-е годы с их сложной социальной подоплекой внесли в творчество художника какое-то внутреннее напряжение, предчувствие значительных социальных перемен. В цикле произведений этого периода заметно стремление к монументальности как в тематике, так и в изображении. Художник отдает предпочтение величественным образам, наполняет свои полотна философскими размышлениями. Так появляются картины “Полет синих птиц”, “Жертва”, “Молния”. Завершающей работой этого периода стала картина “Красная петля”, которую можно назвать как жанровым полотном, так и пейзажем. Сильное социальное направление характерно для его триптиха “Натюрморт-37″, (“Жизнь в тюрьме”, “Приговор”, “Незаконченный портет”), в котором рассказывается о жертвах репрессий 1937 года.
С 1990 годов начинается новый этап в творчестве А.Икрамджанова. Эти годы, как и предыдущие, характерны поиском новых тем, усилением аллегорического и символического звучания, стремлением к монументализации образов. Так же заметны попытки обращения к творческому опыту мировой культуры, в частности, сюрреализму. В этом плане показательно произведение “Взгляд”, посвященное образу Сальвадора Дали.
Большое впечатление на художника произвела поездка в 1990 г. в Индию. Ее богатая и разноликая культура, история, природа и люди, легенды и поэмы покорили душу художника. Его интересуют человеческие взаимоотношения, традиционные представления и образы, связанные с такими чувствами, как любовь и преданность – в результате создается целостное по композиции и цветовой палитре, необыкновенно красивое полотно “Кама-сутра”. Начало всего живого и его символ – любовь передаются посредством искренних взаимоотношений мужчины и женщины.
Поездка в Индию, знакомство с культурой эпохи Бабуридов послужили толчком для обращения к собственной истории и культуре. В результате появились такие произведения, как “Камолиддин Бехзод”, “Влюбленные”, “Лейли и Меджнун”, “Одинокий дервиш”, “День ангелов”, подтверждающие, что в творчестве художника появилось новое направление. В картинах этого цикла преобладает лирико-романтический настрой. Они притягательны не только ярким, звучным колоритом, интересной выстроенностью сюжета, но и способностью заставить зрителя задуматься над темами истории.
Ещё один аспект творчества А.Икрамджанова связан с обращением к жанру натюрморта. В натюрмортах А.Икрамджанова отражены большой творческий опыт, его знакомство с лучшими достижениями “малых голландцев”. Выстраивая композицию, взаимоотношения цветов, художник словно сообщает им жизнь, соединяя разные предметы в единый, целостный организм. Вместе с тем натюрморты Икрамджанова отличаются ярко выраженным национальным звучанием. Произведения А.Икрамджанова пробуждают в душе человека теплые чувства и высокие помыслы. Автор своим творчеством доказывает, что красота – это проявление национальных и общечеловеческих эстетических ценностей. Среди художников Узбекистана Акмаль Икрамджанов является одним из самых ярких живописцев, который, оставаясь верным академическим принципам рисунка, создает произведения, полные национального колорита и звучания.
Автор: Тиляб Махмудов