Дмитрий Янов – Яновский – один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которых хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельности которого обязан своим существованием в республике один из самых значительных и единственный в своем роде музыкальный проект – Международный фестиваль современной музыки “Ильхом – ХХ”. Д. Янов – Яновский является инициатором и художественным руководителем этого фестиваля.
“Что наиболее впечатляет, так это мастерство, с которым он из красочных нитей, берущих свое начало от весьма различных традиций и влияний, ткет музыкальную ткань – всегда изысканную, прекрасно оформленную и ярко индивидуальную”, – так характеризует известный английский композитор Джеральд Мак’Берни Д.Янов – Яновского – одного из наиболее интересных авторов, представляющих сегодня композиторскую школу Узбекистана.
Уже первые опыты Дмитрия как композитора были успешными. Годы учебы в Ташкентской консерватории, где он обучался композиции в классе своего отца Феликса Янов – Яновского, оказались ознаменованными крупными достижениями. Так, в 1983 г. его кантата “Мастера” заняла 3-е место на конкурсе молодых композиторов в Москве. Там же, в Москве, в 1985 г. за струнный квартет Янов-Яновский получает 1-ю премию, а за фортепианный концерт – поощрительный приз. В этом же году в Алма-Ате на XIX кинофестивале композитор стал обладателем приза за музыку к мультипликационному фильму “Золотой лист”. 1990-е годы приносят Д.Янов-Яновскому ряд побед на международных конкурсах: 1991 г. – 2-я премия на Международном конкурсе духовной музыки во Фрибурге (Швейцария) за сочинение “Lacrumosa”, 1992 г. – главная премия конкурса композиторов “Alea – III” в Бостоне (США) за произведение “Presentiment”, а также приз за лучшую музыку на кинофестивале в Нанте (Франция) за музыкальное оформление картины “Камми”, 1995 г. – приз союза кинематографистов Узбекистана “Грифон” за музыку к мультсериалу “История ислама”, созданную в соавторстве с Феликсом Янов – Яновским.
Победы Д.Янов – Яновского на различных конкурсах – лишь внешние вехи его деятельности, хотя они и подтверждают плодотворность работы композитора. Лишь музыка может дать представление о ценности создаваемого композитором. Его сочинения исполняются на многочисленных международных фестивалях известнейшими музыкантами и коллективами мира. Среди них – Дан Апшоу – американская певица, виолончелист Йо-Йо Ма (США), чрезвычайно популярный в настоящее время в Америке и странах Запада, клавесинистка Элизабет Хойнацка (Франция), ударник Герт Соренсен (Дания), “Kronos Quartet” (США), “Arditi Quartet” (Англия), ансамбль “Xenia” (Италия), оркестр Бруклинской академии музыки и т.д. Диски с музыкой композитора были выпущены в Италии, Франции, США. Хотелось бы только, чтобы его сочинения исполнялись чаще и в нашей республике.
В музыке Д.Янов – Яновского глубокая содержательность сочетается с оригинальностью замысла, обусловливающей и новые, необычные формы. Не случайны поэтому поэтические названия его произведений: “Sotto voce” (“Тихим голосом”), “Ad amorem” (“К любви”), “Lux aeterna” (“Свет вечный”), “Ритуал”, “Соприкосновение”, “Пробуждение”, “Музыка сновидений”. Кажется, в самих этих названиях уже звучит музыка. Одно из сочинений имеет в названии лишь … многоточие. В нем композитор использовал стихи А.Пушкина, причем отдельные фразы из них. Однако он так скомпоновал их, что стихи приобрели совершенно новую окраску, иной смысл и звучат так, словно написаны не в XIX столетии, а сегодня. Эксперимент автора несколько другого рода – “Мадригал” для виолончелиста, где музыкант не только играет, но и читает текст.
Следует отметить, что сам композитор считает излишним разъяснять смысл названий своих работ. Одно из несомненных достоинств музыки автора – ее необычайно яркая образность, способность вызывать в воображении слушателей яркие зрительные ассоциации. Может быть, именно это – одна из причин успешной работы композитора в кино и театре. Д. Янов – Яновский создал музыку более чем к сорока художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также почти к двадцати театральным постановкам. Так, кинофильм “Кя дя”, музыку к которому он написал , был удостоен призов на семи международных фестивалях и демонстрировался в Ретроспективе лучших фильмов в центре Дж.Помпиду в Париже.
Спектакли, музыку для которых написал Д.Янов – Яновский, идут на сценах театров различных стран. Например, пьеса “Императорский безумец” входила в репертуар Московского драматического театра. Для театра “Ильхом” была написана музыка к спектаклю “Дом, который построил Свифт” (режиссер М.Вайль). Совместно с группой современного американского балета “Shapiro and Smith Dance” коллективом этого же театра был осуществлен еще один проект – фильм-спектакль “Отель Вавилон”, заказанный организаторами Европейского международного фестиваля театров в Реклинг – Хаузене (Германия), где в 1997 г. и состоялась его премьера. Спектакли “Девочка со спичками” и “Притча о любви дарованной” на музыку Д. Янов – Яновского ярко обозначили новую линию в Молодежном театре столицы: в них отсутствует, казалось бы, самый необходимый компонент любого драматического спектакля, а именно – слово, текст. Зато на первый план выходят такие стороны театрального действия, как сценическое движение, хореография и, конечно же, музыка. Именно она задает ритм действу, определяет его характер и во многом обусловливает успех представления в целом.
В тесном содружестве композитора с художественным руководителем Молодежного театра Наби Абдурахмановым проходила работа над спектаклями “Холстомер”, “Созвездие Омара Хайяма”, “Принцесса Турандот”, “Тартюф”, которые утвердили статус Молодежного как театра самобытного, зрелищного. Ощущение чуда – одно из необходимых условий постижения любого вида искусств. Завораживающая атмосфера возникает при исполнении сочинений Д.Янов-Яновского. Одна из причин этого – фактурные, тембровые особенности произведений, построенных так, что в них почти теряется грань между звучанием и тишиной – понятиями почти равнозначными, потому что создается впечатление звучания не только музыки, но и окружающего пространства. Характерно в этой связи название одного из произведений композитора –”Звучащая темнота”. И еще: звуковое пространство сочинений обладает волнующими душу свойствами и потому, что оно являет собой не просто, так сказать, “готовый продукт” творчества, а словно предстает в процессе своего возникновения, словно рождается прямо на глазах. Для сочинений Д.Янов – Яновского характерна импровизационность. Так построено, например, произведение “Presentiment” (“Предчувствие”) для камерного оркестра и магнитофонной ленты – из насыщенного, но “расплывчатого” пространства постепенно возникают все более определенные мелодические фразы. Как результат этого долгого восхождения торжественно звучат интонации азана, записанного на пленку и обработанного так, словно его исполняет не один человек, а хор.
Слушатель произведений композитора ощущает себя сопричастным к таинственному акту творчества – рождению Гармонии из Хаоса. У Д.Янов – Яновского есть ряд сочинений, обнаруживающих его связь с традициями узбекской музыки. В произведениях “Такыр” для ударных инструментов и струнного оркестра, в “Музыке сновидений” для клавесина, чанга и магнитофонной ленты узбекские интонации получают оригинальную трактовку, звучат в неожиданном контексте. Д.Янов – Яновский умеет извлечь из традиционных инструментов нетипичные для них звуки и интонации. Или, наоборот, использует приемы звучания какого-либо узбекского традиционного инструмента. Так построены, например, несколько сочинений из цикла “Chang – music” для разных составов. Кажется, что в них звучит чанг, хотя на самом деле его здесь нет.
В январе 2002 г. Д.Янов – Яновский представлял музыкальное искусство Узбекистана в Европе, где в рамках Международного проекта “Шелковый путь” в концертных залах Брюсселя, Кельна и Амстердама с огромным успехом исполнялось его сочинение “Ночная музыка: голос в листве”, которое наряду с другими произведениями автора показывает, как много может дать талантливому человеку общение с культурами разных народов.
Автор: Лола Уралова