Шахрисабз – один из городов Узбекистана. Пышной зеленью садов раскинулся он в верховьях Кашкадарьи. Многочисленные горные ручьи и саи, стекающие к главному руслу реки, несут не только живительную воду, но и плодородный ил. Именно на массовых отложениях водных протоков, образовавших небольшую равнину, еще в древности возник локальный земледельческий округ. Археологические исследования выявили в его границах большое количество поселений и усадеб поры античности и средневековья.
Сегодня Шахрисабз далеко перерос средневековые границы, но, как и раньше, он утопает в изумрудной зелени садов, а над ними, словно вырвавшись из морской глубины, возвышаются величественные творения зодчих XIV – XV вв. Общеизвестно, что страна, город или селение обретают популярность и всеобщее признание благодаря какой-либо исторической достопримечательности, событию или иной особенности, что и становится его своеобразной визитной карточкой. Шахрисабз прежде всего ассоциируется с дворцом Ак-сарай. С историей возведения дворца связано много удивительных легенд. Согласно одной из них, Темур, задумав построить величественное здание, призвал к себе зодчего и изложил свою цель. Зодчий, выслушав правителя, попросил соизволения допустить его в государственную казну. Получив на то разрешение, мастер на глазах у Темура начал делать блоки для фундамента из глины, смешанной с золотом.
Увидев невозмутимость правителя, он разломал блоки и возвратил золото в казну. На вопрос Темура: “Почему ты это сделал?” – зодчий ответил: “Чтобы убедиться в твердости намерений повелителя приступить к строительству здания, требующего огромных затрат”. Вторая легенда гласит: после завершения основных строительных работ Темур стал торопить мастеров с выполнением художественной отделки дворца. Но последние не торопились покрывать здание майоликой и мозаикой. И когда разгневанный правитель велел привести главного зодчего, выяснилось, что тот исчез, повесив цепь в центр главной арки дворца. Поскольку равного ему мастера не удалось найти, здание стояло не завершенным. А спустя какое-то время, зодчий внезапно появился и, убедившись, что цепь на входной арке значительно опустилась, приступил к декоративному украшению дворца.
На грозное требование Темура объяснить свое столь странное бегство и внезапное появление, зодчий ответил: “Я не посмел ослушаться указа повелителя, но и выполнить его не мог, и в том, и другом случае меня ожидала суровая кара, ибо столь величественное здание должно осесть и прочно устояться в земле, в противном случае весь нанесенный орнамент подвергся бы разрушению”. Великий правитель по достоинству оценил мудрость и находчивость мастера.
Здание дворца в Шахрисабзе строилось более четверти века. Испанский посол Рюи Гонзалес де Клавихо, следовавший (в 1404 г.) через Шахрисабз ко двору Темура в Самарканде был потрясен и очарован этим чудом архитектуры и оставил его подробное описание, заметив при этом, что великолепное художественное оформление дворца еще не завершено. По описаниям современников и очевидцев, а также по материалам проведенных на памятнике археологических работ можно воссоздать общую планировку, масштабы и художественный облик Ак-сарая. Согласно письменным свидетельствам, дворец состоял из нескольких парадных, жилых и хозяйственных комплексов, сгруппированных вокруг отдельных дворов.
Поражают общие масштабы дворца – только парадный двор, который удалось восстановить по микрорельефу, был в ширину 120 – 125 м, в длину 240 – 250 м. Размеры остальных дворов, равно как и внешний периметр дворца ввиду сильного разрушения микрорельефа в XV – XVI вв., восстановить не удалось. На основании исчисления пропорций сохранившихся элементов памятника с определенной долей уверенности можно сказать, что высота главного портала достигала 70 м. Он был увенчан арочными зубцами (“кунгра”), угловые же башни на многогранном цоколе в высоту были не менее 80 м, ширина главного входного портала составляла 50 м, а арка имела самый крупный в Средней Азии пролет, равный 22,5 м.
Особое место в художественном облике Ак-сарая занимает архитектурный декор, представленный во всем многообразии узоров и цветовых решений. Причем мастера при использовании различных приемов учли и то, что главный портал дворца ориентирован на север, т.е. “лицом” к столичному Самарканду. Ввиду слабой освещенности зодчие применили здесь только плоскостную разбивку и соответственно сплошное декоративное исполнение. Применение кирпичных мозаик, в основном синих, голубых цветов, образующих крупные геометрические и эпиграфические узоры на фоне шлифованного строительного кирпича, придает порталу особую колористическую мягкость и величественную таинственность.
Особой изысканностью и цветовой насыщенностью отличаются разные мозаики и майолики в нише портала. В филигранно исполненный растительный орнамент вписаны изящные каллиграфические надписи в основном коранического содержания, но встречаются и светские. Среди декоративной облицовки сохранилась надпись, где приводится дата выполненных работ – 798 г. (1395 – 1396) и имя мастера – Мухаммад Юсуф Тебризи (из азербайджанского города Тебриза). По свидетельству Клавихо, осмотревшего Ак-сарай, “в этом дворце был очень длинный вход и очень высокий портал, и сейчас у входа по правую и левую руку были кирпичные арки, покрытые изразцами, разрисованными разными разводами. Под этими арками были вроде маленькие комнаты без дверей, и пол в них покрыт изразцами; это было сделано для того, чтоб тут сидели люди во время пребывания царя. Сейчас за этим была другая дверь и за ней большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями. Посреди двора стоял большой водоем. Двор был шагов триста в ширину, и через него входили в большой дом, в котором была очень высокая и широкая дверь, украшенная золотом, лазурью и изразцами очень красивой работы. Посредине над дверью был изображен лев, положенный на солнце, по краям точно такое же изображение – это герб царя Самаркандского. После этого посланников повели смотреть палату, которую царь назначил для того, чтобы сидеть и пировать со своими женами, очень обширную и роскошную; перед ней был большой сад со многими тенистыми и разными фруктовыми деревьями; в нем было много водоемов и искусственно расположенных лугов; при входе в этот сад было такое обширное пространство, что много народа могло бы с наслаждением сидеть тут в летнее время у воды и под тенью деревьев. Так роскошна работа этого дворца, что для того, чтобы хорошо все описать, нужно ходить и осматривать все понемногу”.
Дворец Ак-сарай – крупнейший комплекс гражданской архитектуры не только Средней Азии. Разрушение величественного здания историческая традиция приписывает Абдуллахану, который при очередной осаде непокорного Шахрисабза якобы приказал разломать великолепные постройки Темура и его потомков. Как бы то ни было, но уже во второй половине XVIII в. от некогда роскошного царского дворца сохранились лишь пилоны и часть арки главного портала. Строительство дворца Ак-сарай воплощало идею Сахибкирана о превращении Шахрисабза во вторую столицу государства, а создание мемориальных комплексов Доруссаодат и Доруттиловат отражало его стремление сделать родной город духовным центром Мовароуннахра.
Мемориальный комплекс Доруссаодат (“вместилище власти”) предназначался для всего династического рода Темуридов и был заложен в связи с неожиданной смертью в возрасте 20 лет старшего сына Темура – Джахангира. Спустя несколько лет над могилой царевича при участии хорезмских мастеров было возведено чрезвычайно высокое здание – мавзолей Джахангира. Придворный летописец Темура Шарафиддин Йазди пишет: “И с правой, и с левой стороны фасада того здания он приказал отстроить эмирзаде Джахангиру и другим потомкам и благородным макбараты (усыпальницы) и новые хазира”. На продольной оси мавзолея под коническим куполом размещался склеп, предназначенный для самого Темура.
В комплексе Доруссаодат похоронен и второй сын Темура двадцатидевятилетний Умаршайх, который в 1393 – 1394 г. погиб при осаде крепости Курд в Иране, и тело его было перевезено из Шираза в Шахрисабз. Здания Доруссаодат были разрушены при вторжении во второй половине XVI в. в Шахрисабз войск шейбанидского правителя Абдуллахана II. Из наземных сооружений сохранился лишь мавзолей Джахангира. В середине XIX в. рядом с ним была возведена многокамерная мечеть Хазрати Имам с купольным залом и расписным айваном. Вокруг двора находились жилые помещения.
Ансамбль Доруттиловат (XIV – XV вв.) сформировался к юго-западу от Доруссаодата на окраине древнего кладбища. Именно здесь первоначально был захоронен Эмир Тарагай – отец Темура, скончавшийся в 1360 – 1361г. Мемориальный комплекс Доруттиловат формируется после смерти (1370 – 1371 г.) видного религиозного деятеля Шамсиддина Куляла – основоположника суфизма, духовного наставника Эмира Тарагая и самого Темура, учителя Бахауддина Накшбанди. Могила его сразу же стала местом поклонения многочисленных последователей. Рядом с могилой шейха Куляла находилось здание медресе Доруттиловат, в одно из помещений которого был перенесен прах Эмира Тарагая. При Темуре могила Куляла была облицована плитами из ониксовидного мрамора. Позже, при правлении Улугбека, над местом погребения Шамсиддина Куляла на остатках более раннего и скромного здания был возведен купольный мавзолей, напротив которого и на единой с ним оси в 1435 г. была построена мечеть Кок-Гумбаз (Голубой купол). Надпись на ее портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Она также известна как пятничная соборная мечеть Шахрисабза.
Спустя два года после строительства мечети, в 1437 – 1438 г., по распоряжению Улугбека у южной стены мавзолея Шамсиддина Куляла сооружается усыпальница (макбарат) для потомков и представителей темуридского рода. Среди мраморных надгробий XV – XVII вв., перенесенных в усыпальницу в разные времена с соседнего кладбища, имеется несколько образцов с упоминанием имен термезских сайидов. От этого происходит второе, более позднее, название усыпальницы – Гумбази-Сайидон (Купол Сайидов). Таким образом, вокруг замкнутого двора медресе Доруттиловат на протяжении XIV-XV вв. образовался одноименный единый мемориальный ансамбль – Мавзолей Шамсиддина Куляла, само медресе с гурханой эмира Тарагая, соборная мечеть и макбарат – усыпальница Улугбека. Между двумя знаменитыми мемориальными ансамблями Шахрисабза – Доруссаодат и Доруттиловат – располагалось старинное кладбище, где погребены представители местной знати и духовенства.
Автор: Зафар Хакимов