Кеш – средневековая область, состоящая из отдельных рустаков – районов в пределах Зарафшанского хребта и Гузардарьи, одноименный столичный центр которой, как считают археологи, находился на месте Китаба и Шахрисабза. История Кеша значительно древнее средних веков, ее истоки связаны с периодом развития древнейших городов на территории Узбекистана и Средней Азии в целом.
Еще в 80-х годах прошлого века в Китабо-Шахрисабзском оазисе археологи Ташкентского университета обнаружили руины крупного городского центра – Узункыр площадью 70 га. В VII – VI вв. до н.э. Узункыр был окружен мощной оборонительной стеной и имел также внутреннюю крепость. Недалеко от Узункыра находилась цитадель Сангиртепа, которая была обнесена двумя линиями глинобитных оборонительных стен толщиной 10 м каждая. Поэтому она получила название Сангир – Каменная крепость.
Древнейшая архитектура Сангира датируется IX – VIII вв. до н.э. В то далекое время одна из областей Согдианы была известна как Гава Сугда (дословно – “Согдийское селение”). Эти сведения содержатся в Яштах, одной из ранних частей “Авесты”. Интересно, что термин “Гава” (Гау) широко распространен в Китабо – Шахрисабзском и Яккабагском оазисах, а также в близлежащих горах. Это названия современных селений, археологических памятников и географические понятия. Скорее всего именно восточная часть долины Кашкадарьи 2900-2800 лет назад называлась Гава Сугда.
Более 23 веков назад, когда армия Александра Македонского сокрушила Ахеменидскую державу и за пять лет войн, пройдя огромное расстояние от Балкан до севера Афганистана, подошла к Оксу – Амударье, перед эллинами открылись пути в согдийскую область Наутаку, где скрылся Бесс – сатрап Бактрии и Согдианы. Он убил последнего ахеменидского царя Дария III и объявил себя “царем Азии”. В области Наутака, в небольшом селении, окруженном стенами с воротами, Бесс был пленен Птолемеем Лагом – полководцем Александра. Руины таких селений квадратной, округлой и подтреугольной планировки, окруженных земляным валом оборонительных стен, с одним въездом известны в предгорьях Яккабагского хребта.
В VII – VI вв.до н.э. Гава Сугда стала называться Наутака. Древнесогдийский термин “Наутака” означает “Новое селение”, и можно согласиться со специалистами, которые считали, что происхождение этого слова связано с более или менее солидным сооружением, что “така” имеет также значение “мощь”, “могущество”, “сила”. Вероятно, Наутака получила свое название благодаря строительству огромной крепости Узункыр, укрепленной мощными оборонительными стенами. Кроме того так именовался не только город, но и обширная область расселения согдийцев от Зарафшанского хребта до Урадарьи.
Как сообщает древнегреческий историк Арриан, в начале 327 г. до н.э. Александр Македонский расположил свое войско в Наутаке на отдых. Он выбрал ее не потому, что в этой плодородной области было много продовольствия и кормов, но по чисто стратегическим соображениям. С приходом весны Македонский пошел к Согдийской скале (крепости) в горах Гиссар, где укрывались непокоренные согдийцы во главе с Оксиартом. Высокие и мощные стены Согдийской скалы поразили Александра, но не испугали. Царь решил избежать кровопролития и предложил Оксиарту сдаться. Но правитель Наутаки был уверен, что лишь богам суждено взять штурмом его заоблачный замок. Для штурма крепости Александр Македонский выбрал триста фракийцев, фессалийцев и македонцев, знавших горы с детства. Под предводительством Клита они за ночь достигли замка. Осажденные вынуждены были сдаться. В плен попала и семья Оксиарта.
К III в. до н.э. город на месте Узункыра был заброшен и опустел. Новый городской центр области основали на месте современного Китаба на правом берегу Аксударьи. В источниках он известен как Сухе или Сусе. Скорее всего, это искаженное название согдийского слова “Сугуд” или авестийского “Сугда”, т.е. Согдиана. Античный город на месте Китаба занимал площадь почти в 40 га и имел мощную цитадель, укрепленную жилую часть и пригород. Он функционировал вплоть до конца VIII в.
Особый расцвет древнего города на месте Китаба приходится на VII в. В это время он получает название Кеш. Из письменных источников и надписей на монетах известны имена трех правителей Кеша данного периода – Дичже (конец VI – начало VII вв.), Шиш-пир (до середины VII в.) и Ахурпат (вторая половина VII в.). При Шиш-пире Кеш установил дипломатические отношения с соседними государствами Востока и стал столичным центром всего Согда.
Раннесредневековый Кеш располагался в густонаселенной равнине и был окружен множеством селений и садов. Город имел оборонительные стены и состоял из отдельных жилых кварталов. В Кеше развивались ремесленное производство и строительное дело, интенсивно шла торговля. Это определялось не только важным социально-экономическим и административным значением города, но и его расположением на оживленной караванной магистрали, которая вела в Самарканд, Ташкентский оазис и в Ферганскую долину, а в обратном направлении – в страны Среднего Востока.
Арабский географ Макдиси отмечает, что Кеш – большой город, постройки которого из глины и дерева, как в Бухаре, “он плодороден, из него вывозят ранние фрукты”. Ибн Хаукаль, указывая на обилие воды и “прекрасных садов” в Кеше, пишет: “В городе есть две большие реки: одна, известная под названием “река отбельщиков тканей”, вытекающая из гор Синам и текущая на юг от города, и другая река – Асруд, вытекающая из рустака Кашк-руд и текущая северней города”.
Уже в 699 г. Кеш осаждали арабы под предводительством полководца Мухаллаба, и вплоть до середины VIII в. народ Кеша упорно боролся против завоевателей, не желая признавать власть халифата. В это смутное время арабам не раз приходилось организовывать карательные походы в Кешскую область. Начиная с 776 г. Кеш стал центром антиарабского восстания под руководством Муканны. При подавлении этого движения Кеш был разрушен, и уже в IX в. некогда оживленный город опустел, и на месте Китаба более не обживался вплоть до XVIII в. Арабские географы отмечают, что старый город и крепость находились в разрушенном состоянии, хотя здесь функционировали соборная мечеть и тюрьма, а пригород Кеша был обжит.
Причину катастрофического упадка города в конце VIII в. арабские авторы обходят молчанием, возможно, потому, чтобы лишний раз не напоминать о довольно опасном для халифата восстании Муканны. Как считают исследователи, даже в IX в. представители династии Тахиридов с опаской относились к весьма воинственному населению Кеша. Для устрашения местных жителей наместники халифата приняли ряд решительных мер, что выразилось в разрушении оборонительных стен и крепости старого города, в насильственном выселении горожан. Такая политика полностью подорвала некогда важное социально-экономическое положение Кеша и была призвана навсегда уничтожить мятежный город и даже память о нем, как о бывшей столице Согда. Постепенно новое городское поселение складывается в 7 км к югу от раннесредневекового Кеша – Китаба в пределах его былой сельскохозяйственной округи на месте современного Шахрисабза, который также назывался Кешем, и который на новой основе продолжил историю городской культуры оазиса.
Быстрорастущий торгово – ремесленный город на месте Шахрисабза уже к XII в. достиг значительных размеров. С конца XIV в. старое название города – Кеш все больше уступает новому – Шахрисабз. Традиционные представления о Кеше – Шахрисабзе как зеленом городе со множеством добротных строений, были весьма устойчивыми. Позднесредневековый автор Махмуд ибн Вали писал: “Кеш – из городов Мавераннахра… Считают его одним из красивейших мест мира с весьма хорошим и привлекательным климатом. Поля и просторы его очень красивы и желанны…”
Расцвет и рост города связан с именем Амира Темура. В 25 лет он стал правителем Кеша. По его приказу зодчие построили здесь ряд замечательных архитектурных сооружений, прославивших Шахрисабз на Востоке. В 1404 г. Шахрисабз посетил испанский посол Рюи-Гонзалес де Клавихо. Восхищенный великолепием знаменитого дворца Ак-Сарай, европеец записал в дневнике: “Столько отделений и покоев, что было бы очень долго рассказывать”. Его поразили отделанные росписью и разноцветными изразцами стены приемных залов и покоев. Клавихо замечает, что “… даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой”.
В XV в. Шахрисабз имел прямоугольную планировку и подразделялся на отдельные кварталы. В северо-западном углу города проживали местная знать и духовенство, дома которых располагались недалеко от дворца Ак-Сарай. Центральная улица, начинавшаяся у Термезских ворот, разделяла Шахрисабз на две, почти равные части. В центре города она пересекала еще одну часть, магистральную, которая вела от восточных ворот к западным. Здесь были построены крытый торговый купол Чорсу, а в юго – восточной части Шахрисабза – архитектурные комплексы Дорутилават и Доруссиадат.
Перед городскими укреплениями был сделан глубокий и широкий ров, с переброшенными через него у ворот подъемными мостами. По одному из них и въехали в город члены испанского посольства ко дворцу Тимура. Еще в пригороде Клавихо отметил множество садов и домов, что позволило ему охарактеризовать Шахрисабз как “большой город”. Таким образом, в течение 2700 лет на территории Китабо – Шахрисабзского оазиса развивался древний город, который имел разные названия – Сугуд, Наутака, Кеш, Шахрисабз.
Автор: Анатолий Сагдуллаев