Творческая биография Равшана Миртажиева началась еще в 1980 г., и с первых же работ скульптора определилась основная направленность его произведений, связанная с патриотической тематикой.
Так, одна из его ранних скульптур “Мать и дитя”, созданная в 1985 г. и установленная в Андижанском вилояте, была посвящена трагическим событиям второй мировой войны, тем узбекским юношам, которые не вернулись с фронта. Именно эта тема – тема любви к родному краю стала возможной для ее воплощения в 1990-е годы, с провозглашением Республикой Узбекистан независимости.
В годы независимости в республике значительно возрос интерес к собственной истории, ее героям, событиям давних времен. История Узбекистана ныне стала тем стимулом, который питает творческую интеллигенцию республики. Обращение к исторической тематике, великим образам прошлого стало еще одной возможностью художника для воплощения идей патриотизма, насущных проблем современности, вечных тем, актуальных для любого народа и для любого времени. В этом плане можно отметить такие произведения Миртажиева, как “Темурмалик” (1990, бронза, 40 см), “Дождь” (1995, бронза), “Бабур. Тоска по Родине” (1996, бронза, 30х30 см), “Путник Бабур” (2000, бронза, 25 см), “Бехзад” (2000, латунь, 60 см).
Скульптор не раз обращался в своих поисках к образу Бабура, известного государственного деятеля, поэта и полководца, одного из представителей династии Темуридов. Этой теме посвящены два станковых и одно монументальное произведения. Главной темой в станковых работах стали чувства героя, тоскующего по Родине. Находя удачные пластические решения, художник мастерски воплощает свои идеи. В скульптуре “Бабур. Тоска по Родине” герой изображен в тот момент, когда он с безграничным волнением и уважением принимает привезенную ему в дар дыню – яство, взращенное на священной земле дорогой его сердцу Родины. Чувство тоски по Отчизне, наполняющее душу Бабура, раскрывается посредством гармонии формы и содержания. Скульптор убедительно передает мятущееся состояние своего странствующего героя, его душевные переживания, стремление перебороть муки томления по родной земле в произведении “Путник Бабур”, где герой изображен верхом на коне.
Иные по настроению работы “Дождь”, “Темурмалик”, “Бехзад”. В последней из них, посвященной великому художнику-миниатюристу Востока, скульптор использует стилистику миниатюрной живописи. В скульптуре “Дождь” чувствуется влияние творчества Дамира Рузыбаева и прежде всего его работ “Музы вдохновения” (1980), “Ибн Сино” (Авиценна) (1978). “Дождь” Миртажиева отличается глубокой связью с художественными национальными традициями.
Убедительно передает идею величия государства Темуридов, его непреходящую роль в истории мировой цивилизации монументальный памятник скульптора, посвященный Бабуру и установленный в Андижане. Достойны внимания и скульптурные образы жертв периода репрессий: памятник Абдулле Кадыри, установленный в Ташкенте в 1994 г., и Абдулхамиду Чулпану, воздвигнутый в 1997 г. в Андижане. В них нашли отражение стойкость духа и уверенность в своих идеалах, отличавшие национальную интеллигенцию начала ХХ в. Работая над тем или иным образом, художник глубоко изучает историю его жизни и деятельности, продумывет наиболее интересные и выразительные способы пластического воплощения в материале, чтобы наиболее полно и ярко выразить черты характера своего героя. Именно поэтому его поиски каждый раз служат обогащению гаммы форм и методов работы.
За годы плодотворной деятельности Миртажиевым создано немало как монументальных скульптурных произведений, так и станковых. Скульптор является участником ряда выставок как республиканских, так и зарубежных. Часть его работ находится в выставочных залах Японии, Франции, США. Произведения Миртажиева в станковой и монументальной пластике счастливо дополняют друг друга, поскольку каждый раз скульптор стремится к поиску новых средств художественной выразительности. И если в монументальных работах Миртажиев придерживается уже апробированных подходов в создании образа, то в работе над пластикой малых форм он легко выбирается из тисков требуемой формы и создает скульптуры в сугубо индивидуальном стиле, с использованием современных средств.
В процессе творчества Миртажиев любит воспроизводить задуманное в пластичном материале – пластилине, глине, а затем отливать произведения в бронзе. Вместе с тем он работает и с такими сложными материалами, как камень, мрамор, гранит. С глубокой искренностью откликается Р.Миртажиев на политические и духовные ориентиры страны, работая над созданием своих произведений, достигая все большей эмоциональной и художественной их выразительности.
Автор: Дилмурад Пулатов