Звучание оркестров узбекских народных инструментов в Узбекистане знакомо каждому с детства. Узбекская народная музыка, произведения современных композиторов республики, переложение и обработка популярной музыки народов мира стали привычной частью нашего музыкального быта. Растет количество профессиональных, учебных, самодеятельных коллективов, оркестров, ведущих активную концертную деятельность. Узбекский оркестр народных инструментов “Согдиана” был создан в сентябре 1991 г. по инициативе Анвара Хакимовича Ливиева – заведующего лабораторией по усовершенствованию узбекских народных инструментов, прекрасного знатока оркестрового искусства и Фирузы Равшановны Абдурахимовой – заведующей кафедрой оркестрового дирижирования Ташкентской государственной консерватории имени М.Ашрафи, замечательного музыканта и организатора.
В условиях суверенного государства, интенсивного возрождения национальных традиций появление нового исполнительского коллектива ознаменовало еще один шаг в деле развития узбекской музыкальной культуры. Узбекский оркестр народных инструментов “Согдиана” органично соединил в себе богатейшие национальные традиции и опыт современного развития узбекского музыкального искусства с достижениями других национальных культур. Исполнительский коллектив сразу же обратил на себя внимание музыкальной общественности. И это неудивительно, ведь в его составе музыканты самого высокого класса – преимущественно лауреаты международных, региональных и республиканских конкурсов, выпускники, педагоги и студенты восточного факультета Ташкентской государственной консерватории. Каждый участник оркестра, а их всего восемнадцать – яркая творческая индивидуальность, солист высокого класса. В оркестре представлено около 20 разновидностей узбекских народных инструментов – рубаб, дутар, уд, най, сурнай, кошнай, чанг и др.
За десять лет оркестр “Согдиана” сумел зарекомендовать себя как коллектив растущий, имеющий собственное творческое лицо. “Согдиана” – первый национальный исполнительский коллектив, объединивший различные жанры, формы музицирования, сохранивший навыки узбекского традиционного искусства и современной академической культуры. Оркестр владеет разнообразными музыкальными стилями и блестящей техникой. В его программу включена и традиционная музыка, и сочинения современных композиторов Узбекистана – М.Бафоева, Ф.Алимова, А.Мансурова, Н.Нарходжаева, А.Эргашева, европейских и российских композиторов – И.Баха, П.Сарасате, О.Фальо, Г.Свиридова, И.Гаврилина и др.
С оркестром выступают заслуженный артист Республики Узбекистан, солист Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои Ю.Жданов, исполняющий русские, украинские, итальянские народные песни, вокально-инструментальный дуэт М.Бекжановой и Д.Мирзаевой. замечательно исполняющих знаменитую лирическую песню-танец “Тановар”, шуточную “Омон ёр” и многие другие популярные народные мелодии. Большим успехом у слушателей пользуются народные инструментальные мелодии, прекрасно звучащие в исполнении солистов оркестра. В их числе колоритная старинная узбекская мелодия “Хануз” (Гафур Норбаев). В новом интонационном и эмоциональном ключе зазвучала в исполнении ная (Г.Норбаев) – виртуозная пьеса “Шутка” И.Баха. Блестяще исполняет финал фантазии П.Сарасате на темы оперы Ж.Бизе “Кармен” чангист Д.Муталов. Выразительно звучит в интересной обработке А.Ливиева народная мелодия “Оромижон”. Она воспринимается как оригинальная сюжетная картина, овеянная неповторимым ароматом сельского быта, увлекающая достоверностью изображаемого.
Каждое произведение, исполняемое оркестром, характеризуется яркой эмоциональной образностью, красочностью тембров, богатством художественно-эстетических ассоциаций. Узбекские народные инструменты – най, чанг, рубаб, уд, дутар, дойра предстают перед слушателями как воплощение сущности национального, как выражение души народа. Знакомые мелодии звучат по-новому, обогащенные талантом, художественной силой исполнительского коллектива, становясь живой музыкой современности. Артисты оркестра привносят на концертную эстраду неподдельную искренность и правду переживания, глубокую сердечность и доверительность.
В оркестре “Согдиана” играют такие замечательные солисты, как Султан Касымов (дутар), Одил Назаров (кашгарский рубаб) и Мухиддин Атаходжаев (рубаб прима). Коллектив, объединяющий столь разные исполнительские индивидуальности, добивается слаженного звучания, удивляя единством творческих намерений. Уже в своих первых выступлениях по областям республики (1991 г.), в концертах в Навои и Бухаре коллектив показал высокий профессиональный уровень, доказал, что и в камерном составе можно весьма успешно выступать на самых различных концертных площадках. Оркестр неоднократно участвовал в передачах Узбекского телевидения, выступал с тематическими программами, лекциями-концертами. В сентябре 1994 г. по приглашению директора ГАБТа оперы и балета имени А.Навои Б.Кариевой оркестр начал работать в этом театре. “Согдиана” покорила слушателей Германии, Франции, Испании, России, Казахстана, Египта и других стран.
“Согдиана” знакомит слушателей различных стран с узбекской музыкой, демонстрируя возможность узбекских народных инструментов, на которых, благодаря их усовершенствованию, исполняются музыкальные произведения многих народов мира. В 1994 г. в Нью-Йорке при содействии комитета защиты мира Шри Чинмоя был издан первый буклет “Согдиана” на английском языке. Кульминационным моментом в творческой биографии коллектива стало выступление в ноябре 1995 г. в Ташкенте в зале Национальной ассоциации международных культурно-просветительских связей Узбекистана на серии вернисажей, посвященных 50-летию ООН. В Доме дружбы собрались представители творческих союзов, журналисты. Оркестр “Согдиана” дал присутствующим возможность окунуться в мир музыки и поэзии древних и современных музыкальных традиций Востока.
Важной датой в истории коллектива является 1996 год, когда оркестр был удостоен звания лауреата Международного фестиваля и получил сертификат признания высокого профессионального уровня в городе Логроньо (Испания), где “Согдиана” как первый восточный музыкальный коллектив, принявший участие в международном фестивале, привлек внимание специалистов и слушателей разнообразием тембров, разновидностью узбекских национальных инструментов. Испанцев поразили узбекские национальные инструменты най, кошнай, сурнай, дойра, нагора, чанг.
Международное признание “Согдианы” и ее участников постоянно возрастает. В ноябре 1996 г. наист Гафур Норбаев принял участие в Международном фестивале-конкурсе исполнителей на духовых инструментах в Сеуле (Южная Корея), где занял первое место. Встреча в Мюнхене “Согдианы” и Баварского ансамбля камерной музыки является еще одним шагом в углублении творческого содружества музыкантов Востока и Запада. Немецкий композитор Питер Кизеветтер написал для узбекского коллектива “Пьесу”, а для совместного исполнения – произведение “Из далека”; узбекский композитор Фархад Алимов сочинил для немецкого ансамбля пьесу “Кизлар ракси” (“Танец девушек”), для совместного исполнения – “Сюиту” в трех частях.
“Согдиана” не удовлетворяется достигнутым и постоянно работает. Опытный, энергичный и инициативный дирижер Ф.Р.Абдурахимова рационально использует репетиционное время. Немало внимания на репетициях уделяется воспитанию культуры штриха, овладению приемами выразительной артикуляции, причем не только в сольном их варианте, а применительно к специфическим условиям ансамблевого (группового) музицирования. Подобная кропотливая работа, подкрепляемая тщательной шлифовкой художественных и технических деталей исполнения (вплоть до унификации аппликатурных моментов, фразировки, агогики) служит превосходной школой оркестрового профессионализма. Напомним, что для последнего как раз характерно сохранение ясного представления о целом – повышенное внимание к деталям музыкального языка.
Разумеется, не все сразу подвластно молодым исполнителям, однако организованная работа коллектива вселяет оптимизм и веру в успех дела. Радует отношение музыкантов к игре, то состояние внутреннего подъема, который переживает каждый член оркестра. Сегодня “Согдиана” – полноценный творческий коллектив, способный решать сложные и ответственные исполнительские задачи. Особенность работы в нынешнем, юбилейном для “Согдианы” году – не только многочисленность разучиваемых программ, но и их крайнее разнообразие. Наряду с произведениями крупных форм оркестр успешно осваивает довольно обширный репертуар, рассчитанный на массового слушателя. И это особенно важно, потому что главное назначение искусства – служить своему народу, быть ему полезным, воспитывать его и обогащать духовно. В 2001 г. благодаря организаторскому таланту и настойчивости Ф.Р. Абдурахимовой был проведен I Международный фестиваль ансамблей и оркестров народных инструментов “Ташкент бахори – 2001″, где участвовали гости из Франции, Индонезии, Татарстана, Казахстана, Кыргызстана со своими исполнительскими коллективами.
Хочется особо отметить, что одним из ярких и впечатляющих событий данного фестиваля явилась выставка узбекских народных инструментов, которая продемонстрировала, с одной стороны, неисчерпаемое богатство и эстетическую ценность старинных традиционных народных инструментов, а с другой – современных узбекских народных инструментов, свидетельствующих о возросшем уровне научного конструирования и производства экспонирующихся инструментов силами опытных мастеров научно-исследовательской экспериментальной лаборатории “Миллий чолгу” при Ташкентской государственной консерватории имени М.Ашрафи.
Автор: Азада Ташматова