В конце XIX – начале ХХ в. на территории Намангана существовала местная художественная школа зодчества, основанная на традициях этого времени. Здания, возводимые ее мастерами, отличались богатством объемно-пространственных решений и художественного декора. Большое значение в зодчестве Намангана имели мечети, которые строились в основном в центре махалли или кишлака, “всем миром” (хашаром) или на средства состоятельных людей.
Многие мечети стали называться “Сирли”. Этот термин обычно употреблялся по отношению к глазурованным изразцам, однако на местном наречии – чаще к орнаментальному декору, созданному масляными красками. Вместе с тем слово “сирли” имело еще и значение – “тайный”. Таким образом, вид архитектурного декора, используемый для квартальных мечетей, послужил основой для названия этих культовых сооружений. Названия “Сирли” (декорированная масляной краской, глазурью) и “Гулли” (расписанная цветочным орнаментом) имеют мечети, возведенные в конце XIX – начале ХХ в. в Намангане и в Наманганском, Туракурганском, Чустском и Папском районах.
Следует отметить, что со временем декор мечетей претерпел заметную эволюцию. В описаниях “Жизни пророка Мухаммада” сказано: “Стройте мечети пониже, а города ваши – повыше”. Во времена же Халифа Усмана (VIII в.), когда исламская религия набирала силу, разрешено было строить “дома Аллаха” более высокими и, по возможности, ярко разукрашенными. Интерьеры и экстерьеры мечетей стали украшаться богатым художественным декором. И хотя впоследствии под влиянием различных социально-политических изменений перестали возводиться монументальные сооружения, которые стали намного проще по своим конструктивным особенностям, традиция богатого декора все же сохранилась. Большинство наманганских мечетей, построенных в начале XIX – XX в., возведено в виде зданий, имеющих в одном из углов двора большое помещение (с 1, 2, 4 и более колоннами в интерьере), окруженное с одной, двух или трех сторон айваном (террасой на колоннах).
В национальном зодчестве большинство строений, в том числе и мечети, имели плоские перекрытия, оформленные в интерьере традиционными деталями вассажуфт (полукруглые парные брусочки, заполняющие расстояние между несущими балками). Потолки строений со столбно-балочной конструкцией перекрытия оформлялись следующим образом: верх стены украшался карнизом, поддерживаемым боковой балкой (араки сарров), над карнизом накладывались лепные украшения (шарафа), а также вырезанные из ганча фигурки (занжира), кант (хошия), снова занжира – на стену укладывались балки, несущее перекрытие, а между балками – брусочки (васса). Расстояния между балками и стенной частью декорировались дощечками (кабза), украшенными орнаментом. Каждый элемент имел свой традиционный орнамент. Разновидностей орнаментов множество.
Боковая балка, например, украшалась орнаментами патниси, кушбанд, сандука (поднос, двойная линия, сундук) и др. Лепные украшения покрывались орнаментами гули битта (один цветок), бодом (миндаль) и т.д. Иногда карниз айвана перед залом мечети украшался кайваном (прямоугольно ломаный высокий абрис). Деревянные колонны мечетей Наманганского, Туракурганского и Чустского районов не круглые, а граненые и отделаны несложной по форме резьбой, а деревянная облицовка потолка и балки орнаментирована в стиле ислими (растительный) и гирих (геометрический). Основным украшением потолка служили сложенные поверх прочных балок деревянные бруски.
Цветового решения орнаментов добивались сочетанием теплых – красный, желтый, светло-желтый, коричневый – и холодных – синий, голубой, фиолетовый – тонов. Краски занимают особо важное место в чарующих переливах и блеске декора. Народные мастера знали секреты их приготовления. К примеру, замачивали урюковый клей, а затем, профильтровав, смешивали его с краской, что придавало ей густоту и насыщенность. Выполненные подобной краской орнаменты долго сохраняли свой блеск и красоту (1, с.14).
В системе декора наманганских мечетей ведущую роль играли роспись и резьба по ганчу или дереву. Особенно оригинально украшение мечетей Сирли в Наманганском и Мавлоно Лутфилло в Чустском районах. Если в обрамлении потолка мечети Сирли между двумя рядами орнамента ислими использован орнамент хандасий, то сам потолок мечети обрамлен сразу двумя рядами орнамента ислими, а в третьем ряду использована геометрическая композиция – гирих. В основе цветовой гаммы украшений мечети Сирли преобладают красные и светло-желтые цвета, а колорит орнамента мечети Мавлоно Лутфилло составляют синие и голубые. Простые крупные формы орнаментов использовались в украшении айванов всех мечетей. Поскольку на верандах много света, то основные цвета, более яркие по тону, накладывались густо. Стены террас украшались в основном резьбой по ганчу, простенки между окнами и панно над дверью, ведущей в зал мечети, – резьбой по ганчу в технике кирма. В боковинах оконных проемов использовался орнамент занжира.
В декоре мечетей Намангана широкое распространение получили орнаменты, присущие прикладному искусству Ферганской долины: традиционные восьмиугольники, кушбанд, хандасий, бодом, гулли и др. В их цветовой гамме прослеживаются традиции художественной школы Намангана. Интерьер основного помещения мечетей более прост по своему убранству, чем потолок веранды. Декор преимущественно наложен на стену киблы (западная сторона, куда обращаются мусульмане, совершая намаз), которая разделена декором на три части по горизонтали: нижнюю (панель), среднюю и верхнюю (антаблемент). Верхняя часть стены богато украшена. Средняя, помимо ниш (косамон), отделана также крупными панелями, окаймленными орнаментом (2, с.6 – 7). Потолки оформлены и разукрашены так же, как и потолок террасы, однако здесь использовано гораздо меньше разновидностей орнаментов. Стены оштукатурены ганчем, в некоторых местах отделанным орнаментальным декором. На гладком фоне изображены вазы с цветами. Арабской вязью написаны аяты из священного Корана. Хотя основная часть декора приходится на стену с михрабной нишей, нижняя часть всех стен также украшена панелями (изора).
Подобную систему декора можно наблюдать также в мечети Абдурахимбой (еще одно, местное названиe ее – сутли-молочная) (XIX в.), находящейся в кишлаке Гурумсарай. Здесь нижняя панель стены по всему периметру декорирована орнаментом гирих. В среднем ряду находятся две ниши, где на гладком фоне видны изображения ваз с цветами. Верхний ряд последовательно украшен орнаментами хошия, шарафа, ислимий и занжира. Таким же образом украшены основные помeщения мечетей Шайх Исок Эшон (1869, Наманган), “Гузапоя” (XVIII в., Касансайский район), Чодак (XVIII в., Папский район). Однако орнаменты потолков их террас проще, чем аналогичный декор мечетей Сирли.
Известно, что каждый цвет имеет свой особый смысл. К примеру, синий, небесный, именовался “отец красок”, а зеленый – “мать красок”, поскольку эти цвета обычно были фоновыми. Они придавали помещению ощущение чистоты и прохлады. Цвет же, получаемый смешиванием двух вышеупомянутых красок, словно излучает тепло отцовской и материнской любви. Красный цвет уподоблялся огню, желтый – высохшей траве. Точно так же, как горсть высохшей травы сгорает на огне ярким пламенем, красный цвет на желтом фоне дает яркий, пламенеющий тон. Как цвета красок, так и формы орнаментов использовались согласно своему значению.
Таким образом, орнаменты мечетей Сирли Наманганского района, построенные в конце XIX – начале ХХ в., – настоящие образцы искусства. Красота их отделки и украшений наводит на мысль о том, что зодчие и мастера старались воспроизвести прелести рая и, вложив в свои творения философские воззрения ислама, призывали в “дом” Аллаха для заочной беседы с Ним. Прекрасные орнаменты мечетей Сирли воплотили в себе тайну их чарующей красоты. Так в художественном оформлении мечетей нашли свое скрытое воплощение религиозно-философские воззрения зодчих и мастеров.
Автор: Талибжан Ахмадалиев