Богатейший декор архитектурных памятников Узбекистана привлекает внимание всего мира. Высокое мастерство и художественный талант древних зодчих, создавших неповторимый облик Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Коканда, Ферганы, Узгена, волнуют душу и наполняют нас чувством гордости за свой народ и свою родину.
Декоративная отделка памятников гармонична, рациональна и универсальна, соответствует назначению здания, его пропорциям и культурным традициям народа. Впечатляющую композицию в архитектурном декоре создают различные сочетания трех типов орнамента: растительного, геометрического и эпиграфического. Из них самым распространенным является геометрический орнамент (гирих). В искусстве Средней Азии он появился в средние века и с тех пор применяется в резьбе по дереву, ганчу, мрамору, в терракоте, кирпичной кладке, мозаике и настенной росписи. Расцвет гириха, обусловленный успехами в строительстве, приходится на IX-XII вв. Достижения точных наук и строительного дела открыли орнаменту широкий путь для отвлеченных построений. Получив научную основу для развития и благодаря усовершенствованиям методов расчета, геометрический орнамент, смог найти применение не только на ровной плоскости, но и на сферических поверхностях арок и сводов (1).
Выдающийся математик, уроженец Хорасана Абул ал-Бузджани (940-998) написал сочинение “Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений”. В ней он впервые дает решение большого числа задач геометрического построения с помощью линейки и циркуля постоянного раствора. По его расчетам правильность узора заключается в возможности разделить его без остатка на “равные части относительно некоторого геометрического признака”. Эти “равные” части могут быть совместимы или обладать отраженным равенством (зеркальностью) (2).
Гирих строится на сетках, образованных раппортным повтором определенной композиции (узла), пропорции которой и определяют сферу применения орнамента.
Интерес к гирихам как уникальным творениям человечества не утрачен и по сей день. Исследованием этого вопроса с середины 30-х годов занимались такие ученые-искусствоведы, как Б.Денике, Л.Ремпель, Г.Пугаченкова, Г.Гаганов, Б.Засыпкин, Н.Бакланов, М.Булатов, П.Захидов. Ими были собраны и анализированы свитки с орнаментами, переходящие из поколения в поколение и находящиеся в руках у ремесленников. На сегодняшний день такими аналитическими работами занят народный мастер Узбекистана, почетный доктор искусствознания Закирхан Баситханов (3). Теории орнамента посвящены работы А.Ригля (общие основы изучения орнаментики), а также исследования и статьи Э.Херцфельда, С.Флери, А.Поупа, К.Кресвелла, Экюннеля, Ф.Аккерман и других зарубежных ученых.
В современной архитектуре гирих наряду с растительным узором используется в качестве украшения как на фасадах зданий, так и внутри помещений. Его великолепные образцы имеются в Государственном академическом Большом театре им.А.Навои: ташкентский, хивинский, бухарский, кокандский и самаркандский залы, окружающие центральный зрительный зал, самобытны и прекрасны.
Бухарский зал наиболее насыщен узором, где наиболее последовательно представлены традиционные мотивы орнамента, архитектурные детали и техника резьбы по ганчу. В пропорциях панно, в ритме членений, в характере и мас штабах рисунка усто Ширин Мурадов – признанный мастер, почетный член АН Узбекистана, автор и исполнитель проекта этого зала – отразил характерные приемы бухарской интерьерной архитектуры. В орнаментике этого небольшого помещения можно выделить две основные темы: 1) стена, сплошь покрытая мелкой резьбой по ганчу, оживленная зеркалами, и 2) потолок со сталактитовым карнизом (шарафа-тассак). Стены мягко освещены, на глади подсвеченного потолка контрастно выделяются энергичные формы карниза и объемных потолочных розеток. В орнаментике этого зала явно прослеживаются уравновешенность, соответствие, порядок,соразмерность, подобие, родство и пропорциональность всех составляющих, а главное – высокая техника исполнения. В этом зале мастер применил все известные виды резьбы, но в каждом отдельном случае ее техника оправдана размерами панно, характером избранного узора. Чувство меры никогда не покидало мастера. Оригинально сочетает он мелкую резьбу и крупный орнамент. Здесь использована резьба по ганчу в технике пах-пардоз на зеркалах. Зеркальный фон хорошо выделяет узор и не требует резкого свето-теневого рельефа. Этот прием является ключом к достижению эффекта легкости и рельефности резьбы (4).
Самую большую группу его работ представляют орнаменты для резьбы на плоскости. Они характеризуются широтой мотивов, богатством узоров, гармоничностью композиционных построений. В этом можно убедиться, рассмотрев панно на одной из стен бухарского зала. При создании этого узора Усто Ширин Мурадов умело использовал три разновременных гириха. Рисунок образован из двенадцатиконечной звезды, вокруг которой расположены пятиугольники. Продолжения их сторон дают геометрические фигуры, получившие у бухарских мастеров наименование “газпай” (лапа гуся). Он встречается в украшении потолка дворца Нуруллы-бая в Диглан-Кале (Хива, XVIII в.). Рисунок образован из шестиконечной звезды с равносторонними шестиугольниками вокруг (гирихи шаши). Он характерен для архитектурных памятников времен Темуридов. Рисунок образован из равностороннего шестиугольника, в котором размещены шесть Т-образных геометрических фигур – по три в противоположные стороны. Эту композицию можно назвать солярной, если нижняя часть изображаемых фигур обращена к центру окружности, и бортовой (бордюрной) композицией, когда нижняя часть фигур обращена к наружному краю окружности. Этот орнамент встречается в бордюрах некоторых миниатюр, а также в декоре архитектурных памятников. При создании композиций указанными гирихами народные мастера пользуются и по сей день, но еще никто не смог так умело и продуманно наложить их друг на друга, как Усто Ширин Мурадов.
В отличие от многих других узбекских художников-наккошей, исполнявших только растительные узоры, он прекрасно сочетал построения растительных узоров с линейно-геометрическими. Иногда геометрическая основа в его работах проявляет себя в традиционной форме, как сетка, ячейки которой заполнены орнаментом, но чаще – как подоснова, помогающая созданию растительного узора. В этом мы убеждаемся при рассмотрении еще одного панно из этого зала. Известно, что вспомогательные геометрические построения чаще всего составляют равносторонние треугольники, квадраты, прямоугольники. Для центрических композиций типа медальонов и розеток Усто Ширин использовал в качестве подосновы радиально-лучевую сетку. Сетки или сложные гирихи присутствуют у него почти во всех построениях. Заполнением гирихов растительным узором устраняется сухость геометрических орнаментов и создается впечатление легкого кружевного полотна.
Работы Усто Ширин Мурадова являются свидетельством неиссякаемости народного таланта, преемственности и новизне работ мастеров-орнаменталистов. Искусство орнамента никогда не умрет, оно будет обогащаться прогрессивными приемами новой строительной техники и возрождаться в интерьере архитектурных сооружений будущего.
Литература:
1. Ремпель Л.И.. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 1961. С.177-178.
2. Булатов М.С.. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии. IХ-ХV вв. М., 1978.
3. Боситхонов 3., Зохидов П. Меъморчилик санъати. 36-39 б.
4. Ноткин И.И. Бухарская резьба по ганчу в работах Усто Ширин Мурадова. Ташкент, 1961.
Хуршида Салиева