Возрождая традиции крымскотатарской вышивки. Исмет Заатов

Выпуск №1 • 3074

Вышивка традиционно была одним из самых распространенных и развитых видов декоративно-прикладного искусства крымских татар. Еще в средние века существовали профессиональные цеховые объединения вышивальщиков “кезаджей”, в которых вышивкой занимались мужчины. Эти цеха работали по заказу ханского двора, знати и духовенства; поставляли свою продукцию в страны Средиземноморья, Малую Азию, Россию. Цеховые организации имелись в каждом крупном городе Крыма – в Феодосии (Кафа), Евпатории (Кезлев), Белогорске (Карасубазар), Бахчисарае. Однако наиболее массовый размах вышивка как форма домашнего рукоделия приобрела в народной среде, и занимались ею в основном женщины.

Устойчивое сохранение традиций ткачества и вышивки было обусловлено тем, что орнаментированные ткани были непременным атрибутом домашнего быта, национального костюма и религиозных обрядов (обручение, свадьба и т.п.). В конце XIX – начале XX в. широкое бытование имели такие изделия, как белые домотканые покрывала, скатерти, салфетки, головные шарфы-накидки (“марама”, “шербенти”). Эти изделия составляли непременную часть приданого невесты. Кроме того, к обручению невеста должна была собственноручно вышить серебром учкур (пояс-шнур для мужских шаровар, преподносится во время сватовства), тизбез (полотенце, употребляемое женихом для омовения ног), емени (носовой платок), два кисе (кисеты для табака для жениха и подарков почетным гостям), маленький кисет, обшитый серебряной тесьмой (шерстью), на дно которого пришивалось мелкое золото (нусфис), носовой платок для жениха, также вышитый по углам серебром или цветными нитями (желтый, черный, красный, синий) и чорапбав (подвязки для мужских чулок).

Этих предметов могло быть и больше, к ним, например, добавлялась пара шелкового белья (тюб-антер), рубашка (чегре кольмек), носки (чорап), футляр для часов (саат-кап), вышитые диванные подушки для парадной комнаты (дувар ястык). Рукоделием невесты одаривалась как новая родня, так и почетные гости, победители свадебных скачек. Перед свадьбой у невесты в доме под музыку проходила церемония развешивания приданого: в центре комнаты под потолком крепился обруч, от которого радиально расходились веревки с развешенным рукоделием, приготовленным невестой. Затем эти предметы заворачивались в узел (бокча), также вышитый по углам серебром.

Вышивка выполнялась по домотканым хлопчатобумажным тканям, позднее стали использоваться готовые привозные ткани – бархат, атлас, которые расшивались шелком, шерстью, иногда золотыми, серебряными нитями или золотым шнуром фабричного производства. В каждом селе, городе были свои мастера-рисовальщики, которые снабжали своими рисунками и все близлежащие селения. Основу декора крымскотатарской вышивки составлял цветочный орнамент, нередко встречались и надписи, в которых были заложены пожелания здоровья и благополучия. Однако попадаются надписи и с ярко выраженным обличительным характером. Так, известный исследователь крымскотатарской вышивки Е.Спасская приводит переводы надписей с полотенец: “Невежде, глупому, двуличному человеку нравится только внешний вид и форма”, “Мы, женщины, ячейки всего благородного (драгоценного, нравственного), ничто для него”, “Пойди, понравься такому глупцу и невежде, отдай ему все святое, когда он не знает в нем вкуса” (1, с. 46). Такие надписи довольно ярко характеризуют положение женщины в обществе.

Изделия конца XIX – начала XX вв., разнообразные по технике и уровню исполнения, свидетельствуют о том, что узорное ткачество и вышивка, особенно золотой нитью с использованием драгоценных камней, распространенные большей частью в городской среде, находились на высоком уровне развития. Не случайно именно в это время изделия крымскотатарских мастеров становятся объектом пристального изучения и исследований, охватывая все больший круг любителей старины, коллекционеров и ученых-крымоведов. В 30-е гг. XX в. из области домашнего ремесла искусство вышивки переходит в область промысловой кооперации.

Как отмечали организаторы артелей, они “сыграли огромную роль в выявлении творческих сил и политическом развитии особо косной массы женского татарского населения” (2, с. 108). Так, в Бахчисарае появляется первая кооперативная артель крымскотатарской народной вышивки “Ильк Адым” (“Первый шаг”), где работала известная мастерица Исьма Мансурская. В Евпатории под руководством крупнейшего исследователя крымскотатарской вышивки П. Чепуриной была организована знаменитая художественно-кустарная артель “Эски Орнек” (“Старинный узор”). 25 мая 1935 г. в Москве, в Государственном музее восточных культур, по собранным ею материалам и изготовленным в артели образцам была открыта выставка крымских тканей и вышивок. В этой артели некоторое время работала инструктором прекрасный знаток крымскотатарского орнамента, мастерица-вышивалыщица Адавие Эфендиева. В совершенстве владея техникой традиционной вышивки и ткачества, Адавие создавала неповторимые произведения искусства, орнаментальные композиции, которыми пользовались все артели Крыма.

Большую роль в деле сохранения традиционных крымскотатарских ремесел сыграла Зулейха Бекирова – известный специалист по ткачеству и крымскотатарской вышивке. З.Бекировой были разработаны эскизы национальных орнаментов для коврового производства Казахстана, Туркмении, Северной Осетии.

К сожалению, эти артели, работавшие исключительно на экспорт, просуществовали недолго и вскоре были расформированы. Кризис начала XX в., охвативший народное декоративно-прикладное искусство и приведший к упадку ремесленного производства в Крыму, возможно, и был бы преодолен, если бы судьба самого народа не сложилась столь трагически. Поголовное выселение крымских татар из Крыма в 1944 г. привело практически к полному забвению традиций народного творчества на родной земле.

Старшее поколение крымских татар сыграло большую роль в сохранении навыков прикладных ремесел, традиций, быта и культуры народа. Так, проживавшие в селе Палванташ (Андижанская область Узбекистана) крымские татары не утратили традиции производства килимов, и по возвращении в Крым продолжают ткать ковры, в которых теперь заметно и влияние узбекского ткачества.

Из всех видов народных ремесел наиболее активно возрождается сегодня вышивка. В начале 90-х гг. в ряде районов полуострова были открыты курсы, где традиционному искусству обучаются крымскотатарские девушки. С 1990 г. приехавшая из Москвы по приглашению Координационного Центра по возрождению крымскотатарской культуры З.Бекирова вела курсы традиционной крымскотатарской вышивки и ткачества.

В деле возрождения народных ремесел принимают участие и профессиональные художники. Известный мастер и знаток народного искусства Мамут Чурлу является автором серии текстильных панно, выполненных традиционной крымскотатарской двусторонней вышивкой. Свои произведения Чурлу нередко создаёт в соавторства с талантливыми народными мастерицами, которые, воплощая замыслы автора, привносят в изделие свой почерк и талант.

Гордостью крымскотатарского декоративно-прикладного искусства является золотое шитье. В 1991 г. в Симферополе в рамках проекта “Возрождение крымскотатарской вышивки – золотое шитье по бархату” на базе малого предприятия “Орнек” по инициативе его основателя С. Меметова были созданы курсы национальной вышивки и золотого шитья. В Симферопольской артели “Элял” налаживается производство сувенирных золотошвейных изделий. Главная задача мастериц – восстановить забытые формы изделий, традиционный орнамент и технологию вышивки.

Прекрасными образцами современного золотого шиться являются изделия Э.Муратовой и Э.Османовой. Вышивка была их увлечением, но по приезде в Крым они закончили курсы золотого шитья и вот уже на протяжении нескольких лет их произведения украшают выставки декоративно-прикладного искусства в Крыму, Москве, Киеве, Турции, Германии.

Талантливым мастером золотого шитья является Д.Галактионова, потомственная мастерица, внучка народного мастера А.Калафатова. Ныне Галактионова живет в Ташкенте. Её произведения хранятся не только в музеях Средней Азии, но и в Прибалтике, Германии, Америке. Д. Галактионова является автором многочисленных золотошвейных изделий – ковров и гобеленов. Продолжая традиции крымскотатарского ткачества, мастерица привносит в свои произведения видение и мироощущение современного профессионального художника.

Колоссальный интерес, который проявляет общественность Крыма к традиционной крымскотатарской культуре, является несомненным залогом того, что все виды народного творчества, в том числе и вышивка, вновь возродятся к жизни на родной земле, а лучшие ее образцы займут достойное место в музеях.

Литература:
1. Спасская Е. Татарские вышивки Старокрымского района. Известия восточного факультета Аз-ГосУниверситета. Баку, 1926. Т.1.
2. Чепурина П. Орнаментальное шитье Крыма. М.Л., 1938.

В оформлении использована графика Р.Нетовкина.

Исмет Заатов

Pin It

Comments are closed.