Халчаян… Впервые об этом памятнике античности юга Узбекистана стало известно еще в конце 1959 г. Тогда при земляных работах на территории машинно-тракторного парка колхоза им. Калинина Денауского района Сурхандарьинской области из-под ковша бульдозера были подняты куски каменной и фрагменты крашеной глиняной скульптуры. Прибывшая туда видный ученый Г. Пугаченкова установила, что эти находки, по-видимому, были частью оформления скрытой под землей постройки. Первые же разведочные зачистки бугра приоткрыли новую страницу в истории бактрийской культуры. Все это явилось результатом учреждения в системе Института искусствознания с 1960 г. искусствоведческой экспедиции, в задачи которой входило как исследование памятников искусства и архитектуры прошлого на территории Узбекистана, так и традиций современных художественно-прикладных ремесел. В результате проведенных работ на Ханака-тепа с 1960 по 1963 год были открыты остатки дворцового здания I в. до н.э., когда-то богато оформленного глиняной пристенной скульптурой и росписью.
Дворец был невелик (35×26 м) и очень компактен по планировке. Он состоял всего из 10 помещений. Главный фасад с входом был обращен на восток. Функционально дворец был разделен на три части. Центральная часть – айван с шестью колоннами. Отсюда просторный вход и два узких коридора по обе стороны от него вели в прямоугольный приемный зал. В северной части здания были устроены узкие коридоры и камеры, где, возможно, пребывала стража, в южной, также состоявшей из коридоров и помещении, располагалась сокровищница. Во дворце, по-видимому, владетель устраивал аудиенции и трапезы, на которых в самом узком кругу решались важные вопросы.
Безусловно, самой ценной находкой Халчаяна являлись великолепные и неповторимые скульптуры из местной глины. Наряду с изображениями знати и ее окружения (всего более трех десятков скульптур) здесь присутствовали запечатленные в скульптуре фигуры мальчиков-гирляндоносцев, головы девочек, скомороха, арфистки, лютнистки, сатира, масхарабоза, Геракла, Ники, Афины, всадников и других персонажей.
Любопытные находки были сделаны 40 лет спустя учащимися 41 средней школы Денауского района, расположенного на территории колхоза Халчаян (в годы независимости колхоз им. Калинина был переименован в честь выдающегося памятника древности), и собраны в школьный музей, инициатором создания которого стал директор школы, учитель немецкого языка Урал Пардаев. На некоторых из них, представляющих научный интерес, следует остановиться особо.
АНТЕФИКС. Среди архитектурных деталей из Халчаяна заслуживают внимания терракотовые антефиксы, оформлявшие черепичный край кровли.
Во время наших раскопок халчаянского дворца было найдено около 10 разновидностей антефиксов. Все они могли использоваться не только в зданиях особого назначения, подобно дворцу на Ханака-тепа, но и вообще в монументальной архитектуре античного Халчаяна. Антефикс из школьного музея, возможно, также являлся частью оформления богато украшенного здания, зафиксированного под руинами вышеназванного тепа.
Сохранность антефикса хорошая, глина, обжиг. Оттиск в матрице, обрез по краю и с тыльной стороны украшен стилизованным рельефным растительным орнаментом. Он отличается от изображений на других антефиксах расположением пальметы, в центре которой находятся три выпуклых квадрата, окруженных лепестками, а верх венчается бутоном с расходящимися по обе стороны листьями. Вокруг, внутри ободка, расположены два ряда лепестков. Размер небольшой: высота – 14 см, ширина нижней части – 8,3 см, верхней – 4,5 см, толщина внизу – 3,5 см, вверху – 2 см.
Находки антефиксов на территории античных памятников Халчаяна наглядно иллюстрируют процесс усвоения бактрийской архитектурой эллинистических деталей, но переиначенных на местный манер.
РЕЛЬЕФ НА ПЛИТКЕ. Сохранность хорошая, глина. Обжиг. Оттиск в матрице с последующей обработкой, ангоб красный. В широкой части плитки изображено животное, похожее на лежащего верблюда: голова повернута вправо и назад, и он как бы прикасается к голове второго животного тоже, возможно, верблюда. У первого животного четко вырисовываются один глаз, рот и отверстие носа, а у второго, лежащего сзади, – крылья и хвост. Оба животных обрамлены стилизованным рельефным растительным орнаментом в виде листьев. В трех местах оставлены круглые отверстия (д-0,5 см) и в одном месте – отверстие прямоугольной формы (1,5×0,5 см).
Назначение этой находки пока остается неясным.
ГОЛОВА ЖЕНЩИНЫ. Фрагмент, обжиг. Оттиск в матрице. Общая высота – 8,4 см, высота лица – 6,5 см, ширина – 6,5 см, толщина – 5,4 см.
Прическа в виде прямых прядей, обрамляющих лицо и перехваченных надо лбом диадемой – повязкой. В центре диадемы сохранились следы медальона. Пряди волос спускаются до предплечья, их концы подгибаются, закрывая оба уха. Задняя часть головы сглажена, волос нет. Аналогичные женские статуэтки встречаются в ряде кушанских памятников Северной Бактрии, но с различными трактовками типажей причесок и других элементов.
Сзади сверху оставлен паз (д-0,5 см) для подвешивания либо для закрепления на штырь.
РИТОН. Выполненные в виде рога ритоны предназначались для возлияний. По свидетельству древних римских и греческих историков, ритоны впервые появились в Индии. Они изготовлялись из рогов животных, металла, керамики, дерева и других материалов. Возлияние производилось через нижнюю часть ритонов с отверстием, изображающую голову животных. Позднее ритоны получили широкое распространение в древнем Иране, Риме, Бактрии и Парфии. Особенно известны парфянские ритоны из древней Нисы, изготовленные из слоновых клыков, датированные II в. н.э. Всем известно, что и сейчас на Кавказе по народному обычаю гостю вино подают в ритоне.
Среди находок в музее имеется очень оригинальный экземпляр керамического ритона. Он по размерам некрупный: высота – 12 см. В верхней части имеется резервуар для жидкости. Ширина его – 2,5 см, толщина стенки – 2,3 мм. Верхняя часть тулова имеет вид шара, книзу она сужается и образует изгиб, а в завершающей части, где имеется слив (д-1 мм), изображено рогатое животное. Один рог его отбит, другой частично сохранился. Глазок изображен налепными кружочками. Верхняя часть – под венчиком, перед туловом изображено человеческое лицо. Брови, веки и зрачки глаз, губы переданы посредством лепки. Нос, уши и выступающий подбородок (борода?) также выполнены схематично в виде налепов. В нижней части ушей имеются отверстия, очевидно, для сережек. По нашим измерениям, емкость рассчитана примерно на 150 граммов жидкости. По фактуре изготовления и форме, а также месту находки халчаянский ритон мог быть датирован в пределах V-VIII вв. н. э.
Наличие слива в нижней части наводит на мысль, что он, возможно, мог использоваться еще и как соска-поильник. Аналогичных ритонов либо сосок-поильников пока в этом регионе не было найдено.
КАМЕННАЯ БАЗА. На первый взгляд эта каменная архитектурная деталь первоначально была изготовлена как база торовидной формы, без каких-либо обработок. Но впоследствии другой скульптор изготовил из нее эту богато декорированную архитектурную деталь для украшения помещения.
Находка была извлечена с глубины 2,5 м на месте снивелированного холма. База (как условно мы будем ее называть) трехступенчатая, вторые и третьи ступеньки по всему кругу декорированы в виде гофр (их всего 17). Основание подквадратное: 39,8×38 см, высота – 10 см. На нем покоится двухступенчатая часть (высота – 17,5 см). Диаметр верхнего круга равняется 21 см, а нижней части, которая покоится на квадратном основании, – 30 см.
Гофры в верхней части закруглены, и в них устроены столбики, имитирующие кружочки, концы гофр заострены, в них имеются ромбообразные проемы в виде окон. Между гофрами также размещены замысловатые узоры в виде окон и ромбиков.
Аналогичных архитектурных деталей пока на памятниках Северной Бактрии не обнаружено. Словом, находка напоминает “Вавилонскую башню” в миниатюрном исполнении. В заключение отметим, что читателям журнала мы представили лишь незначительное количество находок, выставленных в школьном музее Халчаяна. В дальнейшем надеемся на основе более обстоятельного отбора материала еще раз вернуться к этой теме. А сколько интересного ждет своих исследователей в школьных музеях Шурчинского, Гагаринского, Шерабадского и других районов Сурхандарьинской области! Их глубокое изучение внесет достойный вклад в познание материальной и художественной культуры Северной Бактрии-Тохаристана.
Баходир Тургунов