Богата и разнообразна керамика Узбекистана. Исторически здесь сложилось несколько школ гончарного ремесла, каждая из которых по-своему оригинальна и неповторима. Ярким своеобразием колорита и орнаментального декора отличается керамика Гиждувана, районного центра близ Бухары. Истоки зарождения здесь гончарного промысла уходят своими корнями в глубь столетий, однако самые ранние из сохранившихся образцов гиждуванской керамики относятся лишь к XVIII в. Столетиями Гиждуван снабжал керамикой почти всю Бухарскую область, сюда приезжали учиться гончарному делу мастера из Шахрисабза и Самарканда, Хивы и Ургенча.
Сегодня, на рубеже веков, керамика Гиждувана наиболее ярко представлена в творчестве братьев Алишера и Абдуллы Нарзуллаевых, потомственных мастеров, представителей шестого поколения династии гончаров. История их семьи – это и история гончарного промысла в крае. Их отцу, известному в республике мастеру Ибадулле Нарзуллаеву, пришлось на своем веку пережить все тяготы, выпавшие на долю ремесленников.
Еще немногим менее полувека назад традиционные ремесла в буквальном смысле слова погибали, уступая место массовой продукции промышленных предприятий. Искусство гончаров пришло в упадок, исчезла традиция ремесла, переходящая от отца к сыну, стали забываться технологические тайны приготовления глиняной массы и красителей. В 1961 г. в Гиждуване была разрушена последняя гончарная мастерская. Волею судьбы усто Ибадулле пришлось работать на ташкентских, московских, рижских предприятиях, выпускающих керамику. Благодаря этому ему удалось не растратить свое мастерство, сохранить традиции гиждуванской школы гончарного ремесла, развить их и передать своим последователям. По возвращении на родину усто Ибадулло в 1976 г. стал отстраивать свою мастерскую заново. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что гончарное дело в Гиждуване не умерло, сыновья уверенно продолжают дело своего отца.
Мастерская братьев, расположенная прямо на территории их большого дома в Гиждуване – своего рода мини-предприятие, где налажен весь процесс производства керамических изделий, включающий подготовку глиняной массы и красителей, формовку и роспись уже готовых изделий и их последующий обжиг. В небольшом коллективе, сложившемся из односельчан и единомышленников, каждый занят своим делом. Чаши, пиалы, вазы и другие изделия из керамики, созданные в мастерской Нарзуллаевых, – настоящие произведения искусства. Мастера считают своим долгом работать в рамках едва не утерянной традиции. Для них важно сохранить ее.
Из Гозлика, находящегося в окрестностях Бухары, братья привозят белую глину. Чтобы поверхность созданных ими вещей не потрескалась, они подмешивают в глину камышовый пух. В процессе обжига он выгорает, создавая микрополости, необходимые для расширения материала при сильном нагревании.
В гиждуванской керамике известно около 60 традиционных форм изделий. Столь же традиционен и арсенал орнаментальных форм, включающий в себя свыше 300 устойчивых рисунков. Их вариации дают возможность создавать все новые и новые композиции, проявлять свободу творческой фантазии в рамках традиции.
Основные черты гиждуванской керамики – характерная зеленовато-коричневая гамма, словно вобравшая в себя природные краски края, фигуративная роспись и абровые разводы, вторящие узорам популярных узбекских тканей. “Коричневый тон наше достижение – считают братья Нарзуллаевы. Необычайно теплый по колориту, с золотистым отливом, бархатистый, он действительно придает керамике неповторимое очарование; драгоценными вкраплениями смотрятся на нем желтые, зеленые или синие детали орнамента. Для изготовления красителей мастера используют окиси различных металлов. Следуя традиции гончарного дела Бухары и Самарканда, отдают предпочтение свинцовой глазури. Композиция узора блюд и ляганов состоит, как правило, из центральной части и окружающей ее орнаментальной обводки. Края ляганов обводятся вначале узкой каймой, следующая бывает более широкой и украшается рисунком. Это преимущественно волнообразный растительный побег ислими, а также несложный геометрический орнамент – извилистые линии, косые кресты, ромбы с диагональной штриховкой, точки.
Всю центральную часть блюда обычно занимает ведущий элемент декора. Например, на темном фоне рисуется большой цветок или птица, а пространство вокруг заполняется растительными мотивами, подчеркивающими красочность основного рисунка. Главный элемент выполняет при этом и функцию осевой симметрии.
Второй вид композиции – секторный, при которой центральная часть блюда делится на 6 или 8 секторов, заполняемых мелкими растительными узорами. Цветы и растения занимают главное место в декоре изделий. Наиболее часто встречается орнамент “бодомгул” (цветок миндаля), “даста гул” (букет цветов), “парра гул”, “мадохил” (медальон). Реже используются геометрические мотивы.
К числу наиболее часто используемых зооморфных тем относится изображение птиц. Обычно мастера помещают в центре лягана упрощенный рисунок павлина или павлиний хвост “товуспати” (павлинье перо), мотивы “думибургут” (хвост орла), “белая птица”, “белый лебедь”, “сова”. Причем птица зачастую напоминает цветок – это одна из характерных особенностей гиждуванского рисунка.
Керамика Гиждувана отличается живописностью. Свободное, непринужденное движение кисти придает рисунку легкость и динамичность.
Сегодня интерес к гиждуванской керамике необычайно велик. Мастерская семьи всегда полна посетителей, а в небольшом экспозиционном зале, организованном в одном из помещений гостеприимного дома, собраны работы деда, отца и самих братьев Нарзуллаевых. В их числе те, которые Ибадулла Нарзуллаев привез из Москвы и Риги. Выставленные на обозрение керамические изделия – своего рода летопись гончарного искусства XX в. Гиждувана.
Нарзуллаевы постоянно участвуют в областных республиканских и зарубежных выставках. Изделия, изготовленные этими талантливыми мастерами, хранятся в Музее народно-прикладного искусства, Узбекистана, в коллекции Национального банка Узбекистана, в частных коллекциях многих стран мира.
Сурайе Алиева