Торговые сооружения Бухары XV-XVI вв.
Великий Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и функционировавший со второй половины II в. до н.э. (1, с. 11), обусловил активное развитие в крае внутренней и международной торговли.
Одним из крупнейших культурных и торгово-ремесленных центров на этом пути являлась Бухара, насчитывающая в своем историческом развитии около двадцати пяти веков. В течение всего этого времени она локализовалась на одном месте и сохраняла свою основную структуру.
Издревле город был трехчастным и состоял из крепости, расположенного западнеенее шахристана (древнего ядра города) и окружавших их предместий – рабадов. Территорию шахристана пересекали две древние взаимно перпендикулярные центральноосевые улицы. По их сторонам располагались торговые постройки, образующие торговые ряды. Проезжая часть этих основных торговых магистралей города была перекрыта деревянными балками с последующей обшивкой плоской кровли деревом, выстилкой камышом и др.
Отметим, что крытые торговые улицы с незапамятных времен были известны на Среднем Востоке. Позже, в периоды расцвета государства эти перекрытия получают более монументальное воплощение. Они исполняются в виде купольной галереи из жженого кирпича. Таковы были по описанию испанского посла Руи Клавихо де Гонсалеса торговые улицы, здесь Самарканде в начале XV в. По его свидетельству, улица “сверху вся была накрыта сводом с окошками, через которые проходил свет” (2, с. 135).
Внутригородские рынки и торговые улицы согдийцев арабские источники называли “сук”, рынки на перекрестках получили название “чор-су” или “чахарсук”. Здесь впоследствии нередко сооружали торговый купол – ток, от которого расходились четыре и более крытых торговых улиц. Часть такой крытой улицы, отходящей рукавом от торгового купола, сохранилась поныне в Бухаре при куполе Токи Телпак Фурушон XVI в.
Отлаженная инфраструктура различных торговых учреждений издавна формировалась в Бухаре. Особенно интенсивно это происходило в IX-X вв., когда Бухара, будучи блистательной столицей могущественного государства Саманидов, пережила наиболее яркий период развития культуры, экономики и ремесленного производства. Судя по описаниям Мухаммада Наршахи, автора книги “История Бухары” (X в.), здесь насчитывалось значительно более тысячи торговых лавок, выделялись специализированные рынки, среди которых он упоминает также базар “щелкающих фисташки”, Ат-торон – продавцов пряностей и др. (3, с. 71).
Второй период весьма значительного расцвета город претерпел в XVI в., когда вновь приобрел статус столицы теперь уже государства Шейбанидов. В это время в связи с великими географическими открытиями и использованием морских путей в Индию и Китай начало угасать межконтинентальное значение сухопутного Великого Шелкового пути. Тем не менее, в столице – Бухаре продолжалось активное развитие ремесел и торговли, рассчитанных на международную торговлю с сопредельными странами.
Торговые учреждения Бухары специализировались на производстве и продаже определенных видов товаров, что было характерно для городов Средней Азии и, в частности, Бухары еще в доисламское время (4, с. 52). Эту особенность отмечали и авторы XVI в., например, английский путешественник Энтони Дженкинсон, пребывавший в Бухаре с 12 декабря 1558 г. по 2 марта 1559 г. Он писал: “Каждое ремесло имеет здесь особое место и свой особый рынок” (5, с. 182). О коммерческом значении столицы свидетельствуют и другие строки Дженкинсона: “В городе Бухаре ежегодный съезд купцов, приезжающих караванами из прилегающих стран – Индии, Персии, Балха, России и разных других, а в прежние времена и из Китая, когда оттуда можно было свободно проехать…” (5, с. 184).
Во внутренней и особенно во внешней торговле активно участовали представители светской и духовной знати. В вакуфных документах как владельцы торговых сооружений фигурировали правитель Бухары Баки Тархан, приближенный Убайдуллаха Лятиф Мирек (7, с. 62) и др.
Известно, что духовный глава государства Ходжа Ислам на протяжении 1544-1563 гг. скупил 104 лавки и мастерские, а его сын и преемник Ходжа Саъад позже выстроил еще 12 объектов – “дуканов, торговых рядов (расти-базар), крытых базаров, караван-сараев и торговых бань” (7, с. 58).
Самым примитивным торговым сооружением был дукан – лавка для производства и сбыта продукции, либо просто для торговли. Лавки представляли собой обычный навес – айван “с одной стеной и крышей”, либо помещение “с деревянной крышей” и часто прилегающим к нему по фасаду айваном; иногда такая лавка была двухэтажной, с балаханой в верхнем (втором) ярусе (4, с. 54-55). Блокировка таких дуканов создавала торговые ряды – раста.
Более монументальную и выразительную архитектуру имели торговые купола – токи и крытые рынки – тимы. До наших дней в Бухаре сохранились три торговых купола и тим, используемые по первоначальному назначению.
Торговые купола – токи в XV-XVI вв. строились, как и в прежние времена, над перекрестком основных магистралей. Их возведение до недавнего времени исследователи, исходя из хронограммы бухарского поэта Мушфики, относили к 1586-1587 гг. В настоящее время на основе вакуфных и других документов ученые-востоковеды Г.Джураева и Б.Бабаджанов уточнили дату строительства каждого отдельного пассажа и тима.
Это были чисто утилитарные сооружения, дошедшие до нашего времени без какого-либо декора, с обнаженными конструкциями многокупольного перекрытия, что было красиво само по себе. Однако автор данных строк считает, что в период расцвета столицы государства – Бухары они наверняка имели определенный декор. Например, майоликовую облицовку купола, стенопись интерьеров.
В силу непрестанной активной эксплуатации этих сооружений, расположенных над перекрестком многолюдных улиц, их первоначальный декор со временем был утрачен и не восстанавливался вновь, так как последующие периоды характеризовались экономическим упадком страны. Поэтому, наверное, многие предшествующие исследователи описывают эти сооружения как утилитарные постройки, где декор не был предусмотрен изначально. В зависимости от местоположения в сети улиц бухарские торговые купола имели различную форму, но при этом одинаковую структуру. Центральное пространство над перекрестьем улиц перекрывал крупный купол на мощных устоях. Его обводила купольная галерея с лавками и мастерскими по периметру внешних стен пассажа.
В частности, таков самый крупный и наиболее ранний из трех сохранившихся в Бухаре купол Токи Заргарон, предназначенный для продажи ювелирных изделий. Этот пассаж был сооружен еще в до-арабское время. Он, вероятнее всего, оформлялся купольными сооружениями, сменявшими друг друга на протяжении нескольких столетий. Сохранившееся здесь по на стоящее время здание, судя по тому, что оно упоминается в мемуарах Зайн ад-Дина Васифи в начале XVI в. как бухарский чахар-сук близ медресе Улугбека, можно датировать XV в. (7, с. 1). По нашему мнению, оно было подвергнуто капитальной реконструкции в XVI в. и поэтому часто его относили к последней четверти данного столетия. Это было довольно крупное сооружение размерами 45,4×43,5 м с крупным куполом диаметром 14 м и высотой 16,7 м, окружающие купол галереи достигали высоты 5-7 м (И, с. 8).
Вторым по величине из сохранившихся является купол для производства и продажи головных уборов. Он возведен, судя по вакуфным данным, не позднее 1570-1571 гг. над перекрестком пяти улиц, сходящихся под разными углами (8, с. 86). Его общие размеры – примерно до 38 м в диаметре, пролет зала – 10 м, сохранившийся участок торговой улицы – 28 м, ширина проезда – 14 м (11, с 4). Сооружение имело несколько названий, которые либо сменяли друг друга, либо существовали одновременно: Чахар-сук-и Аханин, Токи Китоб Фурушон, Токи Ходжа Мухаммад Паррон, а также самое распространенное и дошедшее до наших дней название – Токи Телпак Фурушон.
Самый меньший купол, Токи Саррафон (ростовщиков-менял), возведенный на пересечении двух дорог шахристана, не имел обводной купольной галереи. Представление о его величине могут дать основные размеры: план – 25×24 м, внутренний диаметр купола – 12 м, высота с куполом – 16,5 м (11, с. 12). Здесь к одному из четырех скошенных углов зала примыкала квартальная мечеть, к другому – бани Саррафон, к двум следующим – места менял-ростовщиков. Над входом в мечеть исследователями была выявлена надпись – “завершено это строительство в дни царствования… Убайдуллах-Бахадур-хана в 1534-1535 гг.”, вероятно, датирующая и весь комплекс построек данного пассажа (9, с. 10).
Отметим, что при Шейбанидах и особенно во второй половине XVI в. Бухара стала центром частного предпринимательства, кредита и обмена денег. Активизировалась деятельность саррафов, занимавшихся в основном обменом иностранной валюты на местную, крупных денег на мелкие и наоборот, но также и ростовщичеством, хранением денег и ценностей. В Бухаре существовал дом менял Сарраф-хона, караван-сарай саррафов и даже целый квартал Саррафон с одноименными улицей, мостом, мечетью и с вышеназванными сохранившимися и функционирующими поныне торговым куполом и баней Саррафон.
Интересен факт, что “шариат запрещал мусульманам заниматься ростовщичеством, однако в обход запрета отдельные лица прибегали к завуалированной форме взимания процентов с предоставленной ими денежной ссуды. При этом в акте исчисление ростовщического процента выражалось платой якобы за хранение какого-либо предмета домашнего обихода, например, обычного ножа, принадлежащего человеку, получившему ссуду” (6, с. 56).
В XVI в. южнее площади Регистан, прилегавшей с запада к городской крепости Арк, находились еще три ныне утраченных торговых купола. Первый из них – Чахарсук-и Думба Фурушон (продавцов курдючного сала) известен менее всего. Два других пассажа существовали еще в начале XX в. Эти три купола, судя по нашим исследованиям, располагались в периметральной застройке площади Регистан в следующем порядке: с запада на восток – пассаж Тиргарон, медресе Ходжа Нихол, мечеть Искандархон, купол Анар Фурушон и далее пассаж Думба Фурушон.
Меньшим из них был весьма схожий по архитектуре с пассажем Саррафон купол XVI в. Чахарсук-и Анар Фурушон – продавцов гранатов (11, с. 112). Позже он стал более известен как Токи Ард Фурушон или Аллафи. Самым большим здесь был купол Токи Тиргарон, который имел еще три забытых названия: Чахарсук-и Тах-и Шур (у солончака); Абдуллахан (вероятно, по имени строителя Абдуллахана II) и Регистан (8, с. 87). По внешнему облику он напоминал самый крупный из сохранившихся в Бухаре купол Токи Заргарон (И, с. 112).
Крытые рынки-тимы XVI в. в Бухаре также имели столпно-купольные конструкции перекрытия. Единственный сохранившийся в Бухаре Тим Абдуллахана прежде назывался Тим-и Калон (Большой тим). Он был выстроен в 1577-1578 гг. на главной торговой улице специально для продажи шелковых тканей. В ядре его подквадратного плана выделялся обширный купольный зал с прилегающими к нему по периметру торговыми лавками. Его размеры: 39×42 м, диаметр зала – 14 м, диаметр купола – 10 м, купола галереи – 2-4 м (11, с. 14). Вплоть до начала XX в. в Тиме торговали шелковыми и другими тканями, которые хранились в специальных шкафах-сундуках. Эта традиция была возобновлена в 1990-е гг., и сейчас здесь ткут вручную и продают шелковые ткани. Рядом с Тим-и Калон в конце XVI в. размещался Чахарсук-и Дарун (внутренний пассаж), который имел около тридцати лавок-дуканов для продажи бакалеи, сапог, ковров и др. (8, с. 89). В источниках упоминается и выстроенный из жженого кирпича Тим-и Лячак Фурушон, предназначенный для продажи платков и также состоявший из различных дуканов (8, с. 89).
В заключение отметим, что многокупольные торговые сооружения Бухары – тимы и токи отличались выразительностью своей объемно-пространственной композиции. В отличие от средневековых торговых пассажей Шахрисабза и Самарканда она была более живописной, решалась свободнее, контуры здания не всегда имели прямоугольные формы (Токи Телпак Фурушон), но при этом выделялись четкой планировочной структурой и более зрелой архитектурой. От этих пассажей ответвлялись русла основ ных в городе крытых торговых улиц. В целом Бухара сохранностью используемых поныне торговых сооружений XV-XVI вв. – крытого рынка и трех торговых куполов – представляет уникальное явление в архитектуре Средней Азии и Среднего Востока.
Литepaтypa:
1. Ртвеладзе Э.В. Великий Шелковый путь. Ташкент, 1999.
2. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М., 1990.
З. Наршахи Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары. Ташкент, 1897.
4. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX – начало XX вв.). Ташкент, 1980.
5. Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию в 1558-1560 гг.//Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л., 1932.
б. Мукминова Р.Г. Бухара – столица ханства, город купцов и искусных мастеров//ОНу. 1997. № 9-11.
7. Агзамова А.А. К истории торговли Бухары XVI – первой половины XIX в.// ОНУ. 1997. № 9-11.
8. Джураева Г.А. Новое о гражданских сооружениях позднесредневековой Бухары (по материалам письменных памятников ) / / Позднефеодальный город Средней Азии. Ташкент, 1990.
9. Бабаджанов Ю. Эпиграфические и источниковедческие исследования по памятникам архитектуры Бухарской области/Архив НИИ искусствознания. Приложение к папке ИА (М), № 1152.
10. Ремпель Л.И. Далекое и близкое: Бухарские записи. Ташкент, 1981.
11. Маньковская Л.Ю. Паспорта на торговые сооружения Бухары/ Архив НИИ искусствознания. Папка ИА (М). С-48. № 1152/а.
Мавлюда Юсупова