Дурдана Гадирова,
исследователь
(Азербайджан)
Орнаментальные ковры – образцы декоративно-прикладного искусства – содержат в себе отображение художественных традиций, образа жизни, мировоззрения и религиозных ценностей их создателей. Многочисленные узоры, превратившиеся в декоративные элементы на этих коврах, создают свой художественный и смысловой образ, выражая отношение к важнейшим понятиям реальной жизни. Один из таких узоров – мотив амулета-оберега, вытканный на коврах.
Ранние формы реальных амулетов существовали еще с древних времен. Амулет прикрепляли на верхнюю одежду, надевали в качестве колье, браслета, кольца и других предметов украшения. Он был широко распространен у кавказских, восточных и других народов. При проведении многочисленных археологических раскопок было найдено множество амулетов как в виде изображения, так и символического, ритуального предмета. Найденные материалы доказывают, что еще в древности амулет использовали для предохранения от болезней, дурного глаза и других неприятностей. С эпохи возникновения Ислама амулеты использовались более широко. Начиная с этого периода, на амулетах появляются имена Аллаха, волшебные имена ангелов, аяты Корана. При написании аятов на амулете, в качестве чернил – в основном использовалась святая вода шафрана, розы и т.д. Кроме того, на амулетах нередко писались заклинания и заговоры.
Можно сказать, что многие народы мира используют амулет, а зачастую женщины этих народов, надев его, чувствуют себя «защищенными».
Некоторые арабские верующие утверждают, что, использование амулетов – талисманов и заговоров было оправдано, поскольку амулеты (т.е. хранящиеся в них или написанные на них записи) прежде всего использовались для защиты от дурного глаза, бесов и злых духов (1). Возможно, что из-за возникшего по таким причинам сильного чувства веры амулеты продолжают сохранять свое значение и по сей день. Используемые как основное средство для защиты, амулеты изготавливаются из кожи, ткани, дерева, серебра и других материалов. Они обычно имеют треугольную, прямоугольную, круглую (в виде мутакки) форму. Простые амулеты состоят только из вышеотмеченных форм и веревочки для подвески. Однако бывают также амулеты сложной формы. В некоторых из них в нижней части форм, составляющих основу амулета, подвешиваются цепи. А на кончике цепей закрепляются подвески в виде семян кардамона, которые чтились как волшебные предметы еще с древних времен. Есть амулеты более сложной формы, нижняя и верхняя части которых имеют богатое украшение. Следует отметить, что более широко были распространены амулеты с кардамонами, подвешенными на цепях.
У народов тюркского происхождения – турков, узбеков, туркменов, казахов, каракалпаков и др. амулет имел широкое распространение. Наблюдается распространенность амулета также на Ближнем Востоке и в арабских странах. Амулет является одним из особо значимых предметов «украшения» и для киргизов, арабов, афганцев и других народов, у которых применяется как узор ковров. Согласно размещению таких изображений узоров, можно считать, что они также выступают в качестве защитного, магического элемента.
В Азербайджане амулет известен под названием хамаиль, у народов Средней Азии – как тумар, томар, у арабов, афганцев – как тавиз, на Ближнем Востоке и в других местах – как муска, томар, тильсим, талисман, амулет. Изображения амулета, широко распространенные у тюркских народов, можно также встретить в образцах искусства ткачества, вышивках, предметах декоративного искусства.
Амулет и по сей день имеет высокую значимость в жизни каракалпаков, имеющих тюркское происхождение (2), который они называют тумаром, хайкелем, тумаршой, являясь, можно сказать, неотъемлемой частью их одежды. Изображения амулетов также часто встречаются на вышивках, рубашках, коврах, юртах каракалпаков. В юртах каракалпаков либо сам амулет, либо его изображение размещается у входа в юрту, где он используется также в качестве «защиты», «оберега» от злых духов и другого зла (3).
Изображение амулета (тумар), широко распространенное в туркменском ремесленничестве, также часто встречается в их декоративно-прикладном искусстве, в том числе в изделиях ткачества. Оно называется асмалдык, выполняя ту же функцию. Асмалдыки, являющиеся предметами украшения домашних животных, особенно верблюдов, по своей форме похожи на один из вариантов амулетов. Асмалдык – это предмет украшения в основном маленького размера (100×100 см, 100×80 см, 90×110 см и т.д.), его нижняя и боковые стороны имеют прямую форму, а верхняя часть дополняется в виде треугольника. На асмалдыках встречаются изображения амулетов как простой, схематизированной формы, так и сложной, более реальной. Такие изображения обычно размещают на верхней – треугольной части асмалдыка. В качестве примера подробнее рассмотрим один из них, где на его верхней, центральной, части изображен амулет, имеющий более реальный стиль изображения. А на уровне кардамонов изображения амулета в центре, на боках, есть два изображения амулета. Эти амулеты, не похожие на амулет, расположенный в центре, отличаются также один от другого. Так, два изображения амулета, имеющие более схематичный вид, размещены на боковой части асмалдыка. Становится ясно, что туркмены также используют изображения амулета для защиты домашних животных от зла, болезни и т.д.
Часто встречаются амулеты периода османской Турции. Это можно объяснить тем, что амулет также был широко использован в быту османских турков. Амулеты этого периода привлекают внимание отличием украшающих их элементов. Здесь амулеты изготовлены в основном из серебра, украшены резьбой, рельефным тиснением и разными полудрагоценными камнями, религиозными писаниями, растительными элементами.
Изображение амулета, широко распространенное в искусстве ткачества тюрков, встречается на коврах каждого региона в основном на паласах, сотканных на таких территориях, как Мерсин, Токат, Конъя, Эскишехир, Элазыг и др. Здесь изображения амулетов, являясь как треугольными, так и прямоугольными, характеризуют их формы. Изображения амулета на турецких паласах свидетельствуют о том, что, выступая в качестве элемента узора, они одновременно выполняют свою «волшебную» функцию «защиты», «оберега». Следует отметить, что у тюрков изображения амулетов называются муски и незерлик (талисман от сглаза) (4).
Амулет был также широко распространен у жителей Азербайджана. Изображения их отличаются своеобразием. Они встречаются в основном в искусстве ткачества, более широко – на паласах – безворсовых коврах, а также на ворсовых коврах. Особенно широко распространены изображения амулета на коврах с медальонной композицией Карабаха, Ширвана и Губы. В качестве примера изображения амулета в ткачестве можно указать на ковры «Зейва», «Ордудж», «Гонагкянд», «Пирябядиль», «Гарагашлы», «Арчиман» и др. На Ширванском паласе, например, простые изображения амулета, превратившиеся в узор, расположены в ряд по краям основной рамы. Без сомнения, здесь изображения амулетов своим построением создают свой защитный образ.
На ковре «Зейва», сотканном в XIX в., изображения амулетов размещены по принципу последовательности – по краям промежуточного поля. Разноцветные элементы амулетов на этом ковре, будучи размещенными вдоль ковра, как бы образуют единство с системой бордюра для защиты ковра от окружающей среды. Как известно, в медальоне ковра отражается идея племенного единства, а в бордюре – идея границы своего мира. По принципу размещения здесь изображений амулетов можно заключить, что они здесь также выступают в качестве оберега.
Изображения амулетов на ковре, известном как «Ордудж», тоже как талисманы. На этом ковре изображения расположены как элементы узора на кромке ковра – по краям основной кромки в два ряда – один ряд направлен вниз, другой ряд – по направлению вверх. Однако их принцип размещения и здесь создает свой образ сильного оберега. На двух из трех прямоугольных медальонов на промежуточном поле ковра и на центральном медальоне серединного медальона есть четыре противоположных изображения амулетов.
В целом мы наблюдаем, что так же, как и ряд других элементов, существующих на коврах и на других предметах декоративно-прикладного искусства, изображения амулетов заняли свое определенное место в произведениях искусства. Хотя раньше изображения амулетов, чаще встречаемые на коврах Губы, изображались схематически, в последующие же периоды они становились более реалистичными. Если сравнить ковер «Зейва» XIX в. и ковер «Гонагкянд», сотканный в начале XX в., ясно видна линия развития изображенных на них амулетов.
На коврах «Пирябядиль», включавших в себя символы сил, и могущества, изображения амулетов также привлекают внимание своим своеобразием, заключающимся в том, что с композицией «Пирябядиль» размещены изображения амулетов по краю промежуточного поля. Множество изображений амулетов в центре ковра изображено в разных вариантах и в разных цветах.
Исследовав в целом амулеты и их изображения на произведениях прикладного искусства, можно сделать следующие выводы:
- Ранние формы амулетов существовали еще с древних времен;
- В культурах большинства народов мира можно встретить амулет и его изображение;
- После возникновения исламской религии амулеты, широко распространенные в культуре мусульман, развивались и дальше, пройдя путь формирования от простого к сложному;
- Богатые, сложные формы амулетов больше всего встречаются в культуре народов тюркского происхождения;
- Амулет, ставший предметом украшения, ювелирным изделием в культуре этих народов, в настоящее время также используется как волшебное, оберегающее средство.
Литература
1. Arabic magic. Tilsum and Hamail. oriental-magic.blogspot.com
2. David Richardson. Karakalpak Jewellery. 2009.
3. David Richardson. The Ko’k Ko’ylek. 2007.
4. Mine Erbek. Catalhoyukten gunumuze Anadolu motifleri. Ankara, T.C. kultur bakanl?g?, 2002.
5. Rzayev N?sir. ?cdadlar?n izi il?. Bak?. 1992.
6.Turkish Kilim Repair . wwwtraditionalrugrepaircom
7. Q?dirova Durdan?. Az?rbaycan?n namazl?q xalcalr?. Bak?: S?rq-Q?rb, 2008.
8. Иванов С. И. Орнамент народов Сибири (исторический источник). Л., 1963.