Камолиддин Бехзад – гордость Востока

Issue #1 • 599

Шахноза Касымова,
музеевед

Во второй половине XV в. культурную жизнь Мавераннахра и Хорасана представляли такие известные художники и миниатюристы, как Мирзо Улугбек и Али Кушчи, Абдурахман Джами и Алишер Навои, Камолиддин Бехзад и многие другие.
Захириддин Мухаммад Бабур литературно-художественную среду Герата этого времени называл «золотым веком» («асри тиллойи») или «Эпохой Султана Хусейна Байкара»: «Время правления Султана Хусейна Байкара было прекрасно благодаря достойным людям и бесподобному обществу. Несравненный город Хирий был центром Хорасана, где каждый был занят своим делом. А от усердия, великодушия и от корысти было одно стремление – сделать эту работу совершенной» (1, с. 258).
Камолиддин Бехзад (1455 – 1537) гордость иранцев, афганцев, узбеков, таджиков, арабов, азербайджанцев, турков и других народов Востока, жил и творил в Герате и Тебризе во второй половине XV – первой половине XVI в. Он своими превосходными произведениями внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, оставив потомкам бесценное наследие, прославив школу миниатюры Герата. В 1480–1507 гг. К. Бехзад возглавлял библиотеку Султана Хусейна Байкары, что способствовало развитию книжного искусства. Как художник К. Бехзад глубоко осознавал неповторимую красоту мироздания.
Большую роль в становлении Камолиддина Бехзада сыграли Алишер Навои, а также его учитель и наставник Мирак Наккаш. По этому поводу ученый из Герата Мойил Хирави писал: «На самом деле автор «Гулистони ?унар» (Кази Ахмад Гаффари) был прав, когда говорил, что Мирак Наккаш, бесспорно, является наставником К. Бехзада. Все современники Бехзада, в том числе и Хондамир, утверждают, что Мирак Наккаш был учителем Бехзада» (2, с. 6).
На первом этапе своего творчества К. Бехзад выступал как автор многофигурных сложных произведений, в которых наблюдается четкость форм и цвета, а в композиционных решениях – резкие противопоставления. В это время художник написал прекрасные иллюстрации к «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди (Галерея Уолтерс, Балтимор), «Бустон» Саъди (1488 г.; библиотека Египта, Каир), отличающиеся тонким лирическим звучанием.
Лирика и романтический дух, свойственные творчеству художника, наиболее ярко проявляются в иллюстрациях к произведениям «Хамса» Низами (конец XV в.; Британский музей) и «Лайли и Меджнун» Амира Хусрава Дехлави (библиотека Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург) (3, с. 12-13).
Редкий талант Камолиддина Бехзада ярко проявляется в произведениях, написанных им в жанре портрета. Так, в портретах Хусейна Байкара и Шайбанихана композиционное построение решено художником в восточном стиле, в традиционном двухмерном изображении, хотя в то время европейские художники писали портреты в трехмерном изображении, в пространстве. Портреты, написанные европейскими художниками, можно назвать психологическими. В отличие от них в портретах восточного художника отсутствует четкая передача психологических и анатомических черт, мимики изображаемого персонажа, а эту функцию выполняет изображение окружающих портретируемого предметов и цветов.
В портрете Хусейна Байкары эту задачу К. Бехзад решает с помощью полутонов, тонких линий, благодаря которым ярко передается характер персонажа. А в портрете Шайбанихана его внутренний мир раскрывается посредством изображенных бытовых предметов.
К. Бехзадом в начальный период творчества создано много произведений в жанре портрета, где герои изображены на лоне природы. Портреты отличаются сложностью композиционного решения. А в портретах, созданных художником в Герате, в отличие от предыдущих, К. Бехзад отказывается от изображения природы и лишних предметов, основное внимание уделяя внешнему облику своих героев.
Анри Матисс – один из величайших художников ХХ в. говорил, что для него неожиданные новости всегда приходят с Востока (4). Он считал К. Бехзада своим учителем. А «отец» искусства абстракционизма В. Кандинский, безмерно впечатленный выставкой «Мусульманское искусство», прошедшей в Мюнхене в 1903–1910 гг., писал: «Миниатюры Бехзада……Не верится, что их создали человеческие руки! Кажется, я стою перед творением, подобно сниспосланному с небес чуду… В произведениях Бехзада есть простота, вызывающая в человеке чувство изумления. Сложность их также удивительна. Изящество миниатюр ввергает человека в мечтания»(4).
В начале ХХ в. в своем творчестве знаменитый художник А. Матисс и другие европейские художники стали использовать в своей живописи и пластике цвета и особенности тонких линий миниатюр Камолиддина Бехзада. Подобно художникам Востока они как бы приблизились к природе, следуя искусству естественной условности. В манере изображения европейских художников появились тонкие линии, свойственные восточным художникам, что способствовало появлению своеобразного отношения к натуре.
Многие европейские художники XIX – XX вв, пользуясь таинственными особенностями изобразительного искусства Востока, развили искусство «воображения», заменив им искусство «подражания».
Творчество великого Камолиддина Бехзада оказало влияние и на богатое на изменения искусство ХХ в. Следует заметить, что кардинальные изменения в творчестве таких мастеров живописи, как Модильяни, Брак, Пикассо, Дерен, Вламинк, произошли под влиянием восточного изобразительного искусства, в частности К. Бехзада.
Широкую популярность творчество Бехзада в Европе получило в начале ХХ в. Тогда, в частности, появились такие произведения, как «Живопись миниатюры и художники Ирана, Индии и Турции», изданная Ф. Мартином в Лондоне (1912), «Исламская живопись» Арнольда (Оксфорд, 1928), «Живопись в рукописях Темуридов» И. Щукина (Париж, 1954), «Миниатюры Ирана» Робинсона (Лондон, 1957).
Такие ученые, как В. Бартольд, А. Якубовский, Е. Бертельс, Б. Гафуров, В. Захидов, И. Султанов, А. Хайитметов, особо отмечали невиданный до того рост литературы, историографии, философии, логики, этики и других областей культуры во второй половине XV в. Айбек, А. Семенов, Г. Пугаченкова, Л. Ремпель, Х. Сулайманов, Н. Норкулов и А. Умаров, изучавшие творчество К. Бехзада, посвятили ряд книг, статей и брошюр исследованию вопросов творчества великого художника и его места в истории искусства восточной миниатюры (5, с. 8).
К. Бехзад умер в 1537 г. в Герате. Поэт Амир Дуст Хашими близко к сердцу воспринял смерть Камолиддина Бехзада, и в стихотворной форме выразил свои чувства по этому поводу: «Единственный на целый век Бехзад был великим человеком, таких людей рождается очень мало. Смерть завершила его жизненный путь, смерть предала его тело земле» (6).

Литература
1. За?ириддин Мухаммад Бобур. Асарлар, уч жилдлик, II жилд. Тошкент, 1965.
2. Мойил ?еравий. Шогирдон ва устодони Бе?зод аз ниго?и со?иби «Гулистони ?унар» //Ориёна, 2-сон.
3. Пугаченкова Г. А. Камалиддин Бехзад – грани творчества. К 525-летию со дня рождения. Материалы научной конференции. Ташкент, 1984.
4. Аполлон, 1913, №10 (Германия).
5. М. Хайруллаев. Камалиддин Бехзад. (1455 – 1537). К 525-летию со дня рождения. Материалы научной конференции. Ташкент, 1984.
6. Устод Абдул ?афур. Ниго?и ба торихи ?унар?ои зебои Аф?онистон. //Ориёна, 1969, 2-сон.

Pin It

Comments are closed.