Мунаввара Абдуллаева,
режиссер
Утверждая, что «Театр – искусство коллективное», К. С. Станиславский точно и емко выразил весь творческий процесс создания спектакля. В раскрытии сути и содержания, особенностей идеи инсценируемого произведения немаловажен труд декоратора сцены, который, создавая декорацию, украшая сцену, подчеркивает, обогащает и действия актеров. Он – личность, выражающая общее содержание, а также цель постановки. Поэтому так важен творческий союз режиссера и художника при постановке любого спектакля.
Художник берет на вооружение изобразительное искусство, архитектурные сооружения и специальное освещение для создания эпохи, места действия, времени, конкретных условий. Эти атрибуты декорации, созвучные игре, движениям, исполнению актерами ролей, создают единое целое для успешного усвоения зрителем содержания спектакля. Однако к этим атрибутам всегда есть одно жесткое требование – они должны быть простыми и в то же время иметь целенаправленное назначение, то есть работать на раскрытие сути происходящих на сцене событий, а не мешать актерскому исполнению. Итог творческих поисков – будь это изобразительное или прикладное искусство, архитектурное сооружение – художник не должен находиться в отрыве от спектакля. Требования, предъявляемые художнику сцены, резко отличаются от требований, предъявляемых другим представителям живописи. Если в изобразительном искусстве художник фиксирует какой-то определенный пейзаж конкретного места, конкретное лицо, то художник сцены самостоятельно создает меняющуюся композицию сцены, выражающую одновременно цикл событий. Живописец раскрывает свое мироощущение, выражает свои идеи, видение мира на холсте, художник же сцены старается полнее раскрыть суть и содержание, идею драматического произведения.
Спектакль «Мирзо Улугбек» – яркий пример творческого содружества режиссера и художника в создании спектакля, поставленного по произведению Максуда Шайхзоды и подготовленного для показа на сцене в 1989 г. народным артистом Узбекистана Тургуном Азизовым и художником Убайдуллой Сайдалиевым. По их замыслу, Мирзо Улугбек по крутым ступенькам очень высокой лестницы взлетает ввысь – к Звездам, а отцеубийца Абдуллатиф, проклятый народом, падает в пропасть. Находка режиссера и художника сцены, завершающая спектакль, оказалась удачным разрешением ее концовки, финала и самой идеи.
Работа режиссера и художника начинается уже с выбора произведения. Прелюдия предстоящей работы – время взаимообмена мнениями о сценарии. Безусловно, и режиссер, и художник имеют свои задумки, видение и позицию. Но приоритетной все же остается единая цель – идея, выдвигаемая драматургом.
В начале работы и режиссер, и художник прежде всего должны ознакомиться и изучить прежние постановки (если они уже были). Если же данная постановка исторического плана или же из переводной зарубежной литературы, то важно исследовать период, социальный уровень и образ жизни народа, его отличительные черты, обычаи, традиции, дух времени и историческое значение произведения. Процесс творческого поиска режиссера и художника может вызывать полное согласие или разногласие между ними. Но как бы ни складывались обстоятельства и к какому бы решению они ни пришли, творческий подход, взгляды друг друга они должны уважать, поскольку единство мнений – это фундамент для дальнейшего творческого дуэта. Вручая художнику текст произведения для прочтения, режиссер делится с ним своими впечатлениями, мыслями о внешнем облике персонажей, их характерах, социальном происхождении, выдвигаемых проблемах, о конкретных ситуациях и о времени происходящих событий. В процессе ознакомления с произведением и художник, и режиссер высказывают свою точку зрения, свое видение основного драматического конфликта, понимание идейного содержания и образов, характеров персонажей. Лишь после детального изучения и обмена мнениями начинается творческое содружество. Прежде всего – так называемая «черновая читка», после которой и намечаются план декорации сцены, сценические предложения режиссера и т.д. Работа гримера, подбор костюмов, цветовое оформление и использование освещения продолжаются, начиная со дня прочтения режиссером и художником произведения и не прекращаются до постановки спектакля на сцене.
Так, для спектакля «Алишер Навои» (инсценирован в 1991 г. народным артистом Узбекистана Т.Азизовым. Произведение Уйгуна и Иззата Султана. Художник – Анатолий Жибоедов) художник нашел превосходную находку для раскрытия идеи произведения. Момент наивысшего напряжения событий в спектакле – проходящая ввысь по центру сцены длинная дорога из тонкой ткани. По всей длине ее начертано золотое наследие народа – названия произведений великого узбекского поэта А. Навои.