Дилдора Умарова,
искусствовед
Новое время требует переосмысления как своей истории, так и своего места в этом мире, пересмотра различных вопросов развития страны, в том числе искусства и роли художника в нем.
Восточная культура, в частности национальные традиции, народное ремесло, во многом определила специфику изобразительного искусства и творчества художников. Тенденция художественной этнокультуры свидетельствует о стремлении национального художественного сообщества к этнической интеграции и мобилизации с целью вхождения в общий поток развития не только истории искусства, но и в общее поликультурное пространство.
Черты национального художественного стиля в современном искусстве Узбекистана определяются отношением к традиции как к фундаментальной ценности национального узбекского наследия. Основные черты узбекского национального художественного стиля, определяемые преемственностью традиций узбекского народа, это – обращение к мифопоэтическим образам, мотивам, сюжетам, а также метафоричность, символичность, орнаментальность, созерцательность, сакральность, одухотворение матери-природы, героизация образа человека, использование художественной традиции на основе вариативности.
Путь свободного диалога направлений авангарда XX в. с богатыми традициями народного искусства во многом отражают произведения живописи Х. Зияханова, который нашел свой индивидуальный стиль в спектре современной живописи Узбекистана, обнаружил интересную интерпретацию пластики сюрреализма и кубизма для выражения поэтических символов и метафор Востока, его мифологии и истории. Х. Зияханов вырос в узбекской махалле и в дальнейшем очень часто бывал в отдаленных кишлаках страны, ему близка экзотика народного быта, национальные костюмы, предметы утвари и народно-прикладного искусства. Персонажами его работ часто являются как пожилые люди, молодые невестки, так и дети и даже домашние животные.
В своих произведениях художник отражает быт, историю и культуру узбекского народа, а его труды – подтверждение любви к нему. Узбекские народные песни, интерес к национальному орнаменту и костюму, к жизни и быту народа, к его истории дают темы и сюжеты для произведений. Это и есть те корни, которые питали его творчество.
Внутренний мир Х. Зияханова удивительно своеобразен. Он увиденное выражает и передает с помощью утонченной пластической геометризированной формы, предварительно обогатив свои познания, кропотливо изучая мир природы и быт людей Востока. Творчество художника относится к символико-метафорической тенденции. Свой внутренний мир, идею и замысел он передает через символы и метафоры, стремясь обогатить реальность бытия созданием новых метафорических композиций.
Произведениям Х. Зияханова присущи многообразность живописного творчества, монументальность, глубокий психологизм, цельность художественных образов, где национальное в определенном смысле является внешним показателем реализма, изображая «действительность», опираясь на философскую теорию отражения.
Будучи по специальности графиком, он занимался книжной графикой в разных издательских компаниях. Но его всегда привлекала живопись, и он стал писать маслом, начал изучать стили и направления в живописи. На начальном этапе творчества часто обращался к сюрреализму (предпочитал творчество Дали и Магритта). Картины того периода «Астральное тело» (1997), «Ветер цивилизаций» (1999), «Духи времени» (1999), «Боль» (1999), «Караванщик» (1999), «Долина расставания» (2000) написаны под влиянием вышеназванных мастеров.
После первой персональной выставки художника в Нидерландах (г. Дюйзбург) и посещения «Амстердам, RAI» на него сильное влияние оказало европейское искусство. Тогда перед ним открылась красота кубизма. Он – приверженец реалистических направлений, классики, и вдруг увидел смысл, логику и красоту ломаных линий, углов, красок и даже мир начал воспринимать по-новому.
С 1999 г. в творчестве Х. Зияханова появляется серия кубистических работ: «Побег» (2001), «Троица» (2001), «Баталия» (2001), «Купальщицы» (2000), «Мальчик с кумганом» (1999), «Бухарская женщина» (1999). Академик АХ Уз А. Хакимов отмечает: «С картины «День и ночь» (1999) начинается серия кубистических работ Х. Зияханова. Поводом послужила чисто техническая деталь – холст был согнут и пришлось подчинить этот слом структуре живописной пластики; в результате возникла кубистическая работа. Ее создание совпало с возникшим у художника интересом к творчеству Пикассо» (1, с.23 – 27).
Основа работ Х. Зияханова – национальное наследие узбекского народа. В большинстве его работ чувствуется влияние восточной культуры, а отчасти кубизма. Например, в таких его произведениях, как «Узбеки» (2010), «Наследник» (2008), «Кураш» (2010), «Переход» (2009), «Прогулка с долматинцем» (2012), «Идиллия» (2004), «Воспоминание» (2012), «Переулок» (2012), он отображает национальный узбекский быт, культуру, традиции, воплощая сюжеты в пластической манере кубизма. Художник признается, что относит свою живопись к «кубистическому декоративизму».