Азатгуль Ташматова,
музыковед
С обретением Республикой Узбекистан независимости произошли глобальные изменения во всех сферах музыкальной культуры, возродились исконные национальные традиции и духовные ценности.
В начале XXI в. в национальной музыкальной культуре нашей страны организуются и проводятся такие смотры-конкурсы, как «Ўзбекистон Ватаним маним», «Асрлар садоси», «Асрлар навоси», «Янги авлод», «Ниҳол», что открыло широкие возможности для выявления новых талантливых имен.
Участие молодых музыкантов-исполнителей и вокалистов в международных конкурсах и фестивалях, завоевание ими ведущих мест и Гран-при – доказательство пристального внимания, уделяемого в Республике Узбекистан искусству. Всемирное признание обрели международные музыкальные фестивали «Шарқ тароналари» и симфонической музыки «Ильхом-ХХ», проводимые в Узбекистане, благодаря которым происходит обмен опытом, налаживаются международные контакты между музыкантами и музыкальными деятелями.
Отрадно, что многогранное и разностороннее творчество деятелей узбекской культуры вызывает неизменный интерес зарубежных коллег, пожелавших воспринять опыт узбекских музыкантов, исполнителей, дирижеров, исследователей и педагогов. Положительно был оценен составленный автором этих строк «Каталог музея музыкальных инструментов «Миллий чолғу» («Народные инструменты») (2), ставший методологической основой для создания подобных каталогов в странах Востока.
До 90-х гг. ХХ в. в Узбекистане было два профессиональных оркестровых коллектива – Государственный академический оркестр народных инструментов имени Тухтасина Джалилова, созданный в 1938 г., и Государственный оркестр народных инструментов имени Дони Закирова, ведущий свою историю с 1957 г. В 1991 г. усилиями заслуженного деятеля искусств Узбекистана профессора Фирузы Абдурахимовой был создан первый в республике камерный оркестр узбекских народных инструментов «Согдиана», который развивался быстрыми темпами и за короткое время завоевал признание не только узбекского народа, но и музыкальной общественности всего мира, свидетельство чему – гастрольные поездки в такие страны, как Россия (1994), Федеративная Республика Германия (1995), Испания (1996). Кроме того, коллектив принимал участие в VII Международном фестивале арабской музыки в Каире (1998), в IX Международном музыкальном фестивале во Фрейебурге (1998), в Мюнхене (1999), в Индии (2006).
В ноябре 2013 г. в Музее прикладного искусства Узбекистана в рамках выставки «Прикладное искусство Узбекистана: вчера и сегодня» по реализации проекта «Конституция – мое счастье» (“Қомусим – бахтим маним”) состоялась официальная презентация еще одного музыкального коллектива – камерного оркестра узбекских народных инструментов «Навруз», руководитель которого – Шерзод Умаров. Это стало возможным благодаря содействию Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана, Музея прикладного искусства Узбекистана, Дирекции академических и народных художественных коллективов Ташкентской области, объединения «Хунарманд» и Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии.
В коллективе оркестра «Навруз» 17 талантливых исполнителей, играющих на таких инструментах, как най, кошнай, сурнай, чанг, канун, рубаб прима, кашгарский рубаб, афганский рубаб, дутар прима, дутар альт, дутар бас, гиджак и дойра. Все они – лауреаты международных и республиканских конкурсов – мастера своего дела. В составе участников – выпускники и студенты восточного факультета Государственной консерватории Узбекистана, которые вносят свой вклад не только в развитие инструментального искусства, но и в дело оркестрового исполнительства на узбекских народных инструментах.