Культурно-историческое наследие Узбекистана, находившегося в центре древних торговых караванных путей, свидетельствует о наличии в нем богатой традиции рекламы. На базарах Бухары, Самарканда, Ташкента, Термеза, Ферганы, через которые в древности и средневековье проходили магистрали международной торговли по Великому шелковому пути, формировались разнообразные формы и приемы рекламы товаров (1, с. 10). Для распространения информации и рекламы товаров на базарах важнейшую роль играли специально подготовленные люди, называемые «глашатаями». Они должны были повседневно информировать большие скопления людей в городах. Причем информация глашатаев носила разнообразный характер – от политических призывов до сугубо торговых объявлений. Этот простой метод в свое время считался успешным средством развития торговли.
На письменах из Древнего Хорезма, кушанской Бактрии, Согда античного времени сохранились сведения о различных видах ремесленной продукции, пищевых продуктах, упоминания о масштабах торговли в той или иной местности, восхваляющие мастерство строителей, возводивших тот или иной памятник. Это свидетельствует о формировании уже в те далекие времена рекламы как фактора продвижения товара на международный рынок (1, с. 51-65).
Дальнейшее развитие в VII – VIII вв. н.э. получила реклама в связи с вхождением Среднеазиатского Междуречья в орбиту единого мусульманского мира. Своеобразную рекламу товарам среднеазиатского местного производства создавали и многочисленные арабские путешественники, посещавшие регион начиная с VII – IX вв. н.э. (2).
Позже в символических образах и афоризмах настенной росписи архитектурных памятников появилась социальная реклама, отражающая политическую идеологию времени. Яркий пример тому – надпись на портале дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе периода правления Амира Темура: «Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки».
В настоящее время рекламное дело развивается как самостоятельная отрасль предпринимательства, приносящая прибыль. Наряду с социальной и политической рекламой все большее внимание уделяется коммерческой. С развитием частного предпринимательства совершенствуются и появляются ее новые формы и виды.
Современная реклама поднялась до уровня искусства. В ней находят отражение события, происходящие в мире, стране, отдельном регионе.
Реклама идеологического характера в каждую эпоху, в том числе в годы независимости, имеет для общества важное воспитательное значение. Так, в социальной рекламе текст в основном приводится на государственном языке. Билборды социальной рекламы содержат краткие, емкие тексты, например: «Мустақиллик – олий неъмат» («Независимость – великое благо»), «Буюк ва муқаддассан, мустақил ватан!» («Велика и священна независимая страна») и т.д. Трудовая деятельность городского жителя полностью связана с социальными сферами и использованием технических средств. Это очень важный фактор, который должен учитываться при создании рекламы. Дизайн ее для столичного мегаполиса и областных регионов существенно отличается.
Реклама города должна органично вписываться в окружение. В качестве примера приведем расположение рекламной продукции на одном из центральных перекрестков вблизи Алайского рынка, где пересекаются три центральные улицы: Шахрисабзская, Амира Темура и Навои. Реклама здесь оправдана. Непрерывный поток пешеходов и транспортных средств обусловливают размещение здесь больших плакатов и билбордов. На перекрестке установлены наружные рекламные щиты разной величины. С восточной стороны перекрестка, у отеля «Центральный», установлен призматрон. Это сооружение вместо одного рекламного билборда, как раньше, объединяет три сменных рекламных щита. В городе призматрон экономит арендную площадь, а динамичное движение большого объема привлекает внимание не только вблизи, но и издалека (рис. 1).
Призматрон стоит и в противоположном – западном углу перекрестка. Установка их именно здесь вызвана возможностью ознакомления большого числа потенциальных потребителей с потоком рекламы. Водитель автомобиля, остановившись у светофора, увидит и призматрон. За короткий отрезок времени вынужденной остановки пассажиры ознакомятся с определенным количеством рекламируемых сведений и услуг. Все это позитивно сказывается на эффективности работы рекламных компаний.
Северная сторона перекрестка (у гостиницы «Дедеман») оснащена большой видеопанелью, позволяющей одновременно ставить несколько рекламных роликов. Это современное средство наружной рекламы целесообразно использовать на больших, открытых площадях и улицах. Самые значительные видеопанели стоят на перекрестках Алайского рынка и площади Дружбы народов. Огромные мониторы знакомят с социальной, коммерческой рекламой, а также с информацией о текущих событиях, культурной жизни страны, с прогнозом погоды (рис. 2). На южной его стороне установлена разовая, простая форма наружной рекламы: плакаты и баннеры. Обычно на них размещается текстовая и визуальная информация о выставках «Узэкспоцентра» – целенаправленная, без громоздких украшений реклама, отвечающая на вопросы «что? где? когда?» (рис. 3).
На всех больших перекрестках улиц города есть рекламы-призывы к бдительности и охране окружающей среды, например: «бдительность – залог спокойствия в стране».
Реклама для отдаленных регионов отличается простотой, при этом используется яркий колорит, текст на государственном языке. Рекламные щиты делаются с минимальными затратами, так как плотность населения меньше, чем в городе. Здесь нерентабельно использовать электронно-цифровые технологии. В поселках рекламируются товары, исходя из потребностей сельского населения.
Виды рекламы по цели и способу применения можно разделить на временную, сезонную, постоянную и тематическую. Например, с приходом весны пробуждается природа, меняется погода и окружающая среда. Наступает новый сезон, меняются потребности людей. На городских билбордах вместо рекламы обогревателей, как было зимой, появляется реклама прохладительных напитков. Это, разумеется, сезонная реклама. К временной рекламе относятся афиши, плакаты с рекламой нового фильма, акции и.т.д. В разряд постоянной входит реклама социального, воспитательного и художественного значения. Она считается массовой независимо от места, времени и аудитории. Тематическая – это реклама, относящаяся к одной теме. Например, накануне празднования независимости нашей страны повсюду можно встретить плакаты и билблорды, сообщающие о данном событии.
Композиционное построение, соответствие формы и содержания, художественный уровень – составляющие компоненты рекламы. Успех рекламных кампаний зависит от профессионализма дизайнеров, идущих в ногу со временем, хорошо знающих психологию потребителей. Иногда приходится видеть продукцию рекламных компаний, копирующих образцы рекламы зарубежных коллег. Причина – недостаток творческого стремления, поиска нового дизайнерского решения в связи с отсутствием у нас профессиональных вузов, готовящих специалистов для данной сферы.
В современном градостроительстве немало нерешенных проблем эстетического плана. Отсутствие в структуре городского хокимията комиссии дизайнеров повлекло за собой появление дисгармонии рекламы в архитектурном и ландшафтном дизайне. Примеры можно наблюдать в некоторых жилых районах (рис. 4), где первые этажи домов используются не по назначению, а в коммерческих целях. Каждая коммерческая точка стремится выделиться, используя рекламные щиты и таблички разного размера и колорита.
Что касается рекламы в Ташкентском метро, то в апреле 2011 г. со всех станций и из вагонов Ташметрополитена убрали рекламу коммерческого содержания. На ее месте появилась информация о правилах безопасности внутри метрополитена и социальная реклама.
Из года в год в республике растут виды предоставляемых услуг и продукции, в связи с чем усиливается социальное и экономическое значение рекламы. Изучение истории развития рекламы, этапов ее становления – один из злободневных вопросов современной науки. Решение проблемы подготовки высококвалифицированных современных дизайнеров может позитивно сказаться на развитии всей этой отрасли.
Литература
1. Хакимов А. А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент, 2010.
2. «Искусство стран и народов мира» (краткая художественная энциклопедия) Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Ред. коллегия: Баранов Н. В., Веймарн Б. В., Виппер Б. Р., Иогансон Б. В. Гл. ред. А. М. Контор, В. М. Полевой, В. Д. Синюков, А. А. Федоров. В 5 т. М., 1962-1972.
Подписи к рисункам:
Рис. 1. Призматрон
Рис. 2. Видеопанель
Рис. 3. Плакаты реклам
Рис. 4. Образец дисгармонии рекламы в архитектурном и ландшафтном дизайне