Зооморфные образы изобразительного и прикладного искусства Узбекистана изучены основательно, однако изображению рыб внимания уделялось меньше.
Тюркское слово «балиқ» (рыба) раньше звучало и писалось «балиғ», а нынешнее оформилось сравнительно недавно (1, с. 598). Изначально оно означало «город». В книге «Девону луғотит турк» М. Кашгарий, перечисляя названия древних городов, использует данный термин (2, с. 176). Тюрки, например, называли город Пекин «Хонбалиқ», а город «Бешбалиқ» существует в восточном Туркестане.
Исследователи считают, что обожествление рыбы, преклонение перед ней зародилось в глубокой древности. В книге «Авеста» зороастрийцы связывают наводнения, причины их возникновения с волнением рыб (3, с. 10 – 11 ).
Рыбы почти всегда изображаются вместе или рядом со змеей, дельфином и лягушкой. И это не случайно. Древние мифы гласят, что мир держится на трех «китах»: это птицы – они же олицетворение «небесной» сферы существования, космогонические знаки-символы; животные – олицетворение «земной» жизни, знаки-символы, связанные с земной сферой существования; и существа из хтонического мира, обитатели подземного царства – змеи, лягушки, дельфины и рыбы – связующее звено между жизнью над и под землей.
Настенная живопись Балалыктепа сохранила фрагменты с изображениями рыб. Археологи нашли множество костей, чешуйки рыб в Калалыгыр-2 в Хорезме. Они утверждают, что в древности здесь совершали обряд жертвоприношения рыбой, которая во время церемонии подавалась на стол как самое изысканное блюдо. Кулон «Золотая рыбка», вошедший в коллекцию «Сокровища Амударьи», отлит из золота. Местные жители наделили его защитными функциями, поэтому носили не только как украшение, но и как амулет, оберег. В местечке Баграм, что в Афганистане, во время раскопок археологи нашли множество прозрачных склянок и флакончиков для лекарств в форме рыбы. На зеркале из Айртама на его тыльной – бронзовой стороне выбита композиция: плывущих двух крупных рыб на морской волне. Это еще одно свидетельство культа рыбы, которую почитали, боготворили и перед которой преклонялись (4, с. 32 – 37). .
Некоторые исследователи включают рыбу в категорию символов, олицетворяющих плодовитость, сладострастие, в то же время, по их мнению, она символизирует холод. Иногда рыбу противопоставляют птице, иногда – это обобщенный образ небесных сил. Так, в японских старинных преданиях на спине огромной рыбы, живущей в водах мирового океана, стоит земля. По преданиям других народов, ночью рыба глотает или во рту носит солнце. Кроме того, она ассоциируется с плодородием, урожайностью водного царства, выступает и в качестве отрицательного существа – огромной рыбы, черной силы хтонического мира, глотающей людей, корабли (5, с.80). В декоре узбекского прикладного искусства множество элементов, связанных с образом рыбы. Отчетливо сохранились они в керамической посуде VIII – IX вв. В XI – XII вв. образ рыбы прочно вошел в резной элемент узора. Местные наккоши хорошо освоили и мастерски изображали как контур всей рыбы, так и отдельные ее части, например, глаза на золотых и серебряных изделиях. Керамисты использовали при изготовлении посуды узоры «хвост рыбы», «голова рыбы». Рисунок украшал многие вещи.
Образ рыбы на ассоциативном уровне – языке символов – трактовался как символ чистоты, изобилия, как оберег, его включали в художественный орнамент архитектурных памятников. В выпуклых украшениях из ганча – фризах айвана дворца в Варахше (средневековый город Бухары), среди мифических чудовищ изображена и рыба. Особое место в коллекции Государственного музея истории Узбекистана занимают три выпуклые разноплановые фигурки рыб (6, с. 10 – 11 ).
Одна из них выполнена из красной глины, или ганча. Композиция: равнобедренный треугольник – рельефные фигурки трех рыб, закрепленных одна за другой, – имеет глубокий философский смысл. Навершие треугольника, острием обращенное вверх, ассоциируется с горой, огнем и символом мужского начала, обращенное навершием вниз – с пещерой, водой, урожайностью и символом женского начала. Сама же геометрическая фигура – равносторонний треугольник – бог, божество, богиня, гармония, соразмерность (7, с. 4 – 6). Построение конструкции треугольника именно из фигурок рыбы еще раз доказывает поднятое до культа обожествление.
Второй узор, широко распространенный в прикладном искусстве (ганче), – «рыбий хвост» кольцом. Изображение рыбы на волнах, с водными растениями символизирует достаток, изобилие.
Третий узор – «рыбий нос». На рельефных изображениях чаще всего встречается узор, где две рыбы расположены голова к голове. Силуэты рыб красного оттенка даны в виде чередующегося ритмического рисунка.
Изображения несколько измененной формы можно встретить у мастеров, украшавших рукоять ножа узором «рыбий глаз» – технически очень сложный и трудоемкий процесс. В результате цена вещи возрастала (8).
Изображение в круге двух рыб в дуалистическом учении символизирует день и ночь. В настенной живописи Балалыктепа хорошо сохранились такие композиции (9, с. 145 – 147).
Образ рыбы как символ используется и в живописи таких современных художников, как Д. Новаков, Е. Камбина и др. В своем творчестве к нему обращается Акмаль Нур, раскрывающий через символику пространство и время, события и чувства (10). В его картинах действительность выражена через мистический ноктюрн – символ-образ рыбы. В картине «Аксимда сенсан» («Ты – мое отражение», 2000 г.) родник в форме рыбы наполнен до краев чистой прозрачной водой. На ней – отражение красавицы на фоне белых облаков и лазурного неба. Весь ее облик, выражение задумчивого лица передают смятение влюбленности. Художник использует множество оттенков красного цвета, выражающих молодость, умиротворенность, радость, смелость и любовь. В средние века в живописи поощрялся синтез белого с красным, выражавший чистоту и гуманность, великодушие. Сокровенные думы девушки, как сон наяву, отразились на водной глади. Красное яблоко – символ любви, влюбленности состоит из двух половинок. Одну будто заглатывает родник – рыба. Эффект создан находкой художника, заменившего глаз половинкой яблока с белой мякотью и четырьмя семенами. Здесь все: признание, тайное желание, любовь. Свидетель встречи – одинокая луна.
Героиня картины «Тумор» («Амулет», 2001 г.) – невеста в подвенечном платье. Ее голова покрыта накидкой с узорами из золотых нитей. Наличие среди них нескольких амулетов-рыб – свидетельство верности. Расположенные на уровне щек по обе стороны и плывущие навстречу две рыбы – олицетворение будущего достатка, крепкого брака. Эта же тема звучит в картине «Меджнун» (2004 г.). Вертикально расположена на светло-золотом фоне квадрата белая с открытым ртом стремящаяся ввысь рыба – фигура Меджнуна с поникшей головой, закрытыми глазами. Красное яблоко во рту – символ влюбленности. К юноше прислонился олень, подбадривающий его. Хвост рыбы покрыт разноцветными камнями. Рыба здесь – также символ любви.
Композиция картины «Умид булоғи» («Родник надежды») выстроена на светло-зеленом фоне, на котором изображены две фигуры. Влюбленные: юноша и девушка в национальных одеждах тянутся друг к другу. С полузакрытыми глазами они бросают корм рыбам, которые хватают его. Здесь рыба – символ новой семьи, размножения, достатка.
Художник использовал образ рыбы в картинах «Богиня», «Меджнун», «Невинный век», «Бог Сайхуна», «В летний день», «Девственность», «Полет любви», «Плод», «Жажда», «Жон ва Жонон» («Душа и душечка»), «Остров любви», «На реке любви», «Мой мир», в которых миф и романтика – единое целое с художественно-эстетическим. С помощью символов, изображенных на картине, зритель беседует с таинственным собеседником, постигая духовные ценности Востока, вселенной, человечества. Это направление, открытое художником, ценно возвышением его до уровня национального, религиозно-философского, художественного мышления.
В произведениях изобразительного и прикладного искусств разных народов образ рыбы имеет различное значение. У некоторых народов рыба, живущая в реках и озерах, символизирует потусторонний мир, поэтому его высекали на надгробных памятниках.Вода всегда символизировала урожайность, плодородие, достаток. В легендах сказано, что пятый год двенадцатилетнего животного цикла – год рыбы – бывает дождливым. Значит, этот год будет плодородным, урожайным и спокойным на всей земле.
Литература
- Ўзбекистон Милиий Энциклопедияси. 1 том. Тошкент., 2000.
- Қошғарий М. Девони луғотит турк. Тошкент,1960. 1 том.
- Мамбетуллаев М. Бургут тасвирли Кердер косачаси // SAN’AT. 1999. №1.
- Ремпелъ Л.И. Цепь времен. Ташкент, 1987.
- Мингбоева Д. Тимсоллар тилсими. Тошкент, 2007.
- Исмоилова Ж. Варахша саройининг ганч безаклари санъат. 2008. №3-4.
- Ўлмасов А. Жанубий ўзбекистон қадимги меъморчилигида шакл ва бадиий образлар талқини// SAN’AT. 2001. №4.
- Хакимов А.А. Изобразительно-орнаментальные образы и мотивы прикладного искусства. Художественная культура Средней Азии IХ-ХIII вв. Ташкент, 1983.
- Кароматов Ҳ. Ўзбекистонда мозий эътиқодлар тарихи. Тошкент, 2008.
- Акмал Нур.Альбом-каталог. Ташкент, 2008.