Картины и рисунки – всего лишь картины и рисунки, но художник спрятан в своем мастерстве. В этой прекрасной мелодии внимай лишь певцу, ибо каждый сладостный звук струны исторгается им.
Джавад Нурбахш. Семь эссе о суфизме
Бухара – город с особой энергетикой, особой историей. На протяжении 25 веков город был местом, где соединялись разум и воля, дух и труд. Город, в котором ремесло всегда было искусством, а искусство – языком Бога. Благословенная, Священная Бухара – так называли ее в средневековье, такой она является и сейчас с ее величественными сооружениями, мечетями, суфийскими обителями, мазарами, минаретами, призывающими к извечному раздумью о смысле жизни и месте человека в этом мире, к поиску высшего знания.
Здесь много замечательных художников. Кто-то пишет большие живописные полотна, кто-то подражает старым мастерам- миниатюристам, кто-то стремится в быстрых этюдах запечатлеть умирающую старину.
В этом городе живет и творит Улугбек Мухамедов. Он нашел собственный путь и собственное видение города, его улиц, людей, окружающей природы. Он нашел особую форму и стиль, в котором главное – это постичь язык неба в его повседневном величии, выраженном в предельной простоте линий и красок. Его работы – очень небольшие по размеру акварели: 7х10, 8х24 см, но неважно, какого размера картины, главное в них – поиск высшего знания через самопостижение. В этих работах есть величие космоса и философская глубина, они смотрятся как эпические полотна. Его работы будят мысль и заставляют работать воображение, задавать вопросы и искать ответы, сопереживать и сотворить.
Улугбек родился 18 апреля 1969 г. в Ташкенте. Закончил Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова (1984-1992). С 2000 г. – член ТОХ Уз, с 2010 г. – академик Академии изобразительных искусств и дизайна Российской Федерации. Член ассоциации «Ижод» Узбекистана с 2011 г. Он участник многих выставок в республике и за рубежом (Франция, США, Россия, Швейцария), где высоко ценят его творчество, где он часто дает мастер-классы, вызывая восхищение современников-художников своей необычной техникой и мастерством. О его творчестве существует множество публикаций в западной прессе, о нем ведутся передачи на местном и западном телевидении, делаются записи на радио. Но у нас в стране его знают немногие. Волею судьбы он оказался в Бухаре и осознал – именно здесь ему хотелось бы жить и творить.
Сильное воздействие на духовное развитие Улугбека оказал суфизм – ат-Тасаввуф – особое мистическое течение в исламе, допускающее возможность непосредственного личного и интимного общения человека с богом посредством озарения, экстаза и любви к нему. Суфизм возник в Аравии в VIII в., распространился по всему мусульманскому миру и до начала ХХ в. сохранял огромное значение в религиозной и социальной жизни Центральной Азии. Бухара была одним из центров суфизма в средние века.
Суфизм, его идеи, сейчас привлекают многих современных художников Узбекистана. Но многие мастера в своих произведениях в основном используют его внешнюю атрибутику и наполняют картины образами дервишей, шейхов, каландаров – нищенствующих странников, пленительных луноликих красавиц. Улугбек же стремится постичь внутреннюю суть суфизма, привлекающего художника многоплановостью и многозначностью восприятия. Именно поэтому в его работах так много глубины и философии, рождающих множественность толкований. «Образ в образе, почти как сон во сне, вот смысл его метода», – сказал о нем Василий Золотцев, один из почитателей его таланта, организатор его выставки в Нью-Йорке.
«В акварелях я всегда старался изобразить дух моего родного города и дух старины», – говорит художник. Он нашел свою технику – акварель, которая создается на пропитанной черным чаем бумаге с зернистой фактурой, что великолепно имитирует старину. В последнее время У. Мухамедов также стал использовать отвар коры дуба. В процессе работы он сначала пропитывает чаем лист, а затем, буквально на одном дыхании, широкими размывами кисти изображает небо, пространство, воздушную атмосферу. И в самом конце работы легкими мазками обозначает одну или несколько человеческих фигур – и в миниатюрах появляется глубина поэтико-философского пространства. Микромир его произведений перерастает в макромир Вселенной. Поэтому произведения художника, несмотря на размер, масштабны. Он любит давать своим миниатюрам словесные комментарии: притчи, цитаты из произведений суфийских или современных поэтов, собственные ощущения, стихи, помогающие лучше понять замысел художника и роднящие их с традиционным искусством книжной миниатюры, где текст и рисунок дополняют друг друга.
Искусство У. Мухамедова метафорично. Художник максимально оперирует утонченными художественными изобразительными возможностями акварели, создавая образы, наиболее близкие нашему подсознанию и, в силу этого, имеющие мощное эмоциональное воздействие. Его работы, как и у суфийских поэтов и художников, рождают цепь ассоциаций и смыслов.
Подписи под рисунками
Возвращение каравана в Бухару. 2010. Б., акв.
Уличный мотив. 2011. Б., акв.
Пыльный день в Бухаре. 2011. Б., акв.
Раздумье. 2011. Б., акв.
… Устал верблюд. / Пески. Извивы желтых линий./ Миражи бледные встают – / Галлюцинации Пустыни. /И в них мерещатся зубцы / Старинных башен.
За чтением Корана. 2010. Б., акв.
Давай читать Коран! / Чуть нараспев читают не спеша / Арабские загадочные / звуки. / И кажется: нельзя совсем дышать, / Но – только слушать сердцем чутко (Д.С. Маркус)
Встреча. 2009. Б., акв.
Как будто звездный дождь омыл / Мои глаза лицо и плечи / А может, сон то просто был / И вновь рассвет торопит встречу!… /( стихи Веры Лукьянцевой)
На улице после дождя. 2010. Б., акв.
Истина где-то рядом. 2010. Б., акв.
Знойный день в горах. 2010. Б., акв.