Весна впервые объединила художников из разных стран (в этом году особенно широко было представлено искусство Украины и Японии), народных мастеров из всех уголков республики на самобытном торжестве. IX «Неделя изобразительного искусства + 5», открывшаяся по традиции в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана (АХ Уз) и прошедшая по всей стране, – это встреча творческих людей разных поколений как хранящих традиции древнейших ремесел, так и ищущих новые формы выражения.
Крымский стиль, украинские мотивы и восточный колорит
Первый день Недели изобразительного искусства Узбекистана, по традиции стартовавшей в День художника – 21 апреля, задал тон всему празднику. Он увлек гостей в путешествие по стране, где каждый пейзаж, портрет, абстрактная композиция – попытка мастера открыть мир внутри себя и найти себя в мире.
Организаторами проекта выступили АХ Уз и Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» при поддержке министерств высшего и среднего специального образования, здравоохранения, внутренних дел, Национальной компании «Узбектуризм», Национального агентства «Узбеккино» и ряда других организаций.
Неделя изобразительного искусства одновременно началась по всем областям и городам республики, а также в Каракалпакстане. Так, в Джизакской специализированной школе-интернате искусств прошла встреча учеников, воспитанников домов милосердия и детей с ограниченными физическими возможностями с живописцем, академиком АХ Уз Сагдуллой Абдуллаевым. В Сырдарьинском отделении Творческого объединения художников состоялись выставка работ молодых художников и встреча с писателем, писателем Нодиром Норматовым. Участникам выставки вручены памятные подарки и дипломы. Награды и дипломы АХ Уз и Наманганского хокимията получили учащиеся специализированных колледжей и вузов Намангана. Здесь же прошла творческая встреча с художником, академиком Аскарали Акпаровым.
Гостей столичного ЦВЗ в день открытия Недели ждало немало приятных сюрпризов. Живописным ковром развернулась экспозиция на втором этаже выставочного зала. Сильными по энергетике, запечатлевшими не тронутую человеком красоту природы, предстали пейзажи В. Трошиной («Осень», «Узоры прихода весны»), И. Шин («Родничок», «Бричмулла»), В. Енина («Алматинское озеро») и других авторов. Мелодия первозданной красоты звучала в работах керамистов А. Рахимова, Н. Кузиевой. На философский лад настраивали зрителей произведения из камня Э. Сафарян – «Будда», «Махатма». Неординарно решили тему Востока и современного урбанистического стиля в одежде дизайнеры А. Иноземцева – «Городской релиз», И. Сон – «Абровая кокетка».
Значительным событием стала персональная выставка украинского художника Мамута Чурлу. Родом из Узбекистана, Мамут и сегодня, живя в Крыму, хранит любовь к традициям народного творчества того края, где сложился как профессиональный мастер. Притягивают взор элегантностью и неожиданностью подачи знакомых узоров керамика «Куст граната», «Навруз», «Зеленый чай». В работах мастера прослеживается также приверженность «крымскому стилю». Мамут Чурлу – автор и куратор проекта «Крымский стиль», направленного на возрождение и развитие крымско-татарского искусства. В рамках проекта он организовал более 20 выставок в городах Украины и за рубежом.
Вместе с Мамутом Чурлу в Неделе изобразительного искусства принимали участие О. Ковальчук, кандидат искусствоведения, художник, доцент Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, а также А. В. Чебыкин, народный художник Украины, академик, ректор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, почетный зарубежный член Академии художеств Узбекистана.
Нынешний приезд художников из Украины стал очередным шагом на пути укрепления культурных связей между нашими странами.
Ветка сакуры на узбекской земле
Знаковым событием «Недели» явилось и проведение дней японской культуры, приуроченное к 20-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Японией. Проект стал возможным благодаря поддержке Посольства Японии в Узбекистане, Узбекско-Японского Центра развития людских ресурсов, Международного караван-сарая культуры имени Икуо Хираямы и Центрально-Евразийского клуба префектуры Гунма. На пути от Центрального выставочного зала к Мемориальному саду-музею имени К. Бехзада зритель мог встретить студентов художественных вузов и колледжей Ташкента, одетых в костюмы самураев; девушек в кимоно, с веерами со сказочными птицами и цветами, полюбоваться изделиями из фарфора тончайшей работы. Вместе с японскими фотографами, чьи работы демонстрировались на выставке, погружаешься в мечтательную созерцательность цветения сакуры, неспешно следуешь за процессией девушек в свадебных кимоно на фестивале Аидзу Тадзима Гион в Фукусиме, сопереживаешь с людьми, пострадавшими от трагических событий прошлой весны.
Посетителей мероприятий в рамках дней японской культуры ждали тайны «пути письма». Так переводится слово «каллиграфия», история которой в Японии началась в V в. н.э. С особенностями древнего искусства каллиграфии, включающего несколько стилей, каждый из которых призван доставлять эстетическое наслаждение, познакомила преподаватель курсов каллиграфии при Узбекско-Японском Центре развития людских ресурсов Гаянэ Матевосян. «В искусстве каллиграфии присутствует философия, многое связано с дзэн-буддизмом, – поясняет Гаянэ. – Это труд, который ко многому обязывает, требует от человека терпения и сосредоточенности. Кисть соприкасается с бумагой лишь на мгновение, все происходит на одном дыхании, но идти к этому надо осознанно. В языке японской каллиграфии главное – не осязание, не проникновение, а жест, танец».
Сюрпризом для увлеченных культурой Японии стал мастер-класс по оригами сотрудников Караван-сарая культуры имени Икуо Хираямы. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, а с 1960-х годов получил широкое распространение. Понять сложную математическую составляющую оригами смогли все желающие, смастерив из бумаги традиционных журавликов.
Память о Японии сохранят и студенты Национального института художеств и дизайна (НИХД) имени К. Бехзада – участники состоявшегося в Караван-сарае мастер-класса японского специалиста по художественному эмалированию и граттографии Йошико Сайто. Йошико живет в префектуре Гунма и участвует практически во всех мероприятиях созданного там Центрально-Евразийского клуба. Посвятив 40 лет жизни искусству граттографии, она разработала уникальный метод создания произведений с использованием серебра.
Неотъемлемой частью дней японской культуры стала чайная церемония. Возможно, такая встреча за чашкой ароматного напитка в весенний день никогда не повторится, как гласит японская пословица. Но нет сомнений в том, что она станет звеном в цепочке культурных мероприятий, посвященных Японии. Их проведение в нашей республике – добрая традиция, объединяющая с каждым годом все большее число поклонников культуры и обычаев этой страны.
Вечный «танец» цветов и геометрических фигур
Гости Недели изобразительного искусства стали наблюдателями процесса создания произведений народного прикладного искусства, прославившего наш край далеко за рубежом. Каждый день около Центрального выставочного зала юные мастера вытачивали традиционные узоры «гирих» и «ислими» на дереве и ганче. Плавно крутился гончарный круг, превращая глину в изящные кувшины. Здесь же были представлены работы известных мастеров, в том числе чеканщика Масуда Мадалиева, который продолжает дело предков уже в седьмом поколении, используя в своем творчестве элементы бухарской и ферганской школ чеканки, возрождая ташкентскую школу.
Всеобщее внимание привлекали и миниатюры, выполненные на традиционной самаркандской бумаге учениками народного художника Узбекистана академика Шамахмуда Мухамеджанова. Темы для творчества усто и его ученики черпают в узбекской и персидской классической литературе.
В празднике искусства принял участие с учениками и старший преподаватель кафедры миниатюры и каллиграфии НИХД имени К. Бехзада Салимжан Бадалбаев, обладатель Золотой медали АХ Уз и Золотой медали Министерства высшего образования Республики Египет за выдающиеся заслуги в искусстве каллиграфии. Арабской письменности, получившей в свое время большое развитие в Средней Азии, С. Бадалбаев посвятил не только художественные произведения, но и ряд публикаций и пособий для начинающих каллиграфов.
Традиционная вышивка сюзане, керамика семьи Нарзуллаевых из Гиждувана были представлены на выставке, посвященной Году семьи, в Центральном выставочном зале. Экспозиция стала данью памяти главе династии Ибодулло Нарзуллаеву. Жена Ибодулло – 85-летняя Мустапшира Баракаева вместе с дочерьми, невестками и ученицами продолжает воссоздавать на домотканой бязи старинные бухарские узоры XVIII в. Как рассказала старшая из дочерей Мустапширы-ая Зебунисо, в работе они используют только натуральные красители (кожуру лука, гранат, усьму). Сегодня творчество семьи Нарзуллаевых известно далеко за пределами Узбекистана: их работы демонстрировались на международных выставках в США, Германии, Франции, Японии, Великобритании и других странах.
Мастер-класс для поколения NEXT
Ежегодный праздник, организуемый по инициативе Академии художеств Узбекистана и ряда других организаций, отличается не только оригинальностью представленных работ, но и охватом видов и жанров изобразительного и прикладного искусства. Не стала исключением и IX Неделя изобразительного искусства, где широко была представлена графика (в частности, карикатуры Радика Азизова, молодого автора Юлии Землянской, поэтичные работы Дамира Уразаева и ряда других авторов), акварель (пейзажи Марата Садыкова, Геннадия Голищенко, Анны Горобцовой). Новшеством праздника стала фотовыставка, где были представлены работы Рустама Шарипова, Абдугани Джумаева, Искандера Садыкова, проведен мастер-класс по искусству панорамной съемки Михаила Левковича, педагога школы-студии фотоискусства при Ташкентском Доме фотографии. Впервые состоялись презентация и мастер-классы по современным видам искусства – песочной графике на световом планшете, электронной графике с использованием графического планшета, бионической архитектурной пластике, проведенные студентами и молодыми педагогами ТАСИ под руководством заведующей кафедрой дизайна и архитектурной среды Марины Бородиной.
Открытием Недели искусства можно назвать персональную выставку молодого талантливого художника Нормурода Нигматова «Поющие камни Самарканда», открывшуюся в день скульптуры и дизайна. Камень, гипс, дерево – материалы, с которыми предпочитает работать Нормурод, создавая такие работы, как «Грусть», «Мечта», «Поцелуй», «Купальщики», «Мальва» и другие.
Ретроспективой костюма от древней Греции до наших дней стала демонстрация национальной одежды с участием студентов НИХД имени К. Бехзада, Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, а также театральных костюмов Республиканского художественного колледжа. Здесь же были представлены наряды сказочных героев. Все они созданы студентами под руководством педагогов.
Молодежь приняла активное участие во встречах за круглым столом по актуальным вопросам искусства. По традиции состоялся показ документальных фильмов по искусству Узбекистана и творчеству отдельных мастеров. Один из фильмов был посвящен сюзане и народному прикладному искусству республики в целом, другой – Государственному музею искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого). Прошла презентация книг и каталогов Академии художеств Узбекистана.
Известные художники провели мастер-классы для студентов художественных колледжей и вузов, а также всех желающих. Народный художник Узбекистана академик АХ Уз Алишер Мирзаев выбрал для мастер-класса натюрморт, который он выполнил пастельными карандашами – одним из любимых в его творчестве материалов. Для студентов, по его словам, мастер-класс, да и вся Неделя изобразительного искусства в целом, – опыт общения, дающий более глубокие знания в разных сферах творчества.
Художник Дамир Уразаев провел мастер-класс по ксилографии – одной из сложнейших техник, которой он владеет в совершенстве. Его эстампами оформлены сборник стихов «Капля» Зульфии, «Мартин Иден» Джека Лондона, «Песни о Ташкенте», издания, приуроченного к 2200-летию столицы и др. На круглых брусочках диаметром 8-12 сантиметров из самшита, чей возраст – около 800 лет, мастер создает настоящие произведения искусства. Участники не только наблюдали за процессом создания классической черно-белой ксилографии, но и получили от художника в подарок оттиски, каждый из которых считается авторским.
Заключительным аккордом стала церемония награждения участников «Недели изобразительного искусства +5» золотыми и серебряными медалями, почетными дипломами и памятными подарками.
Праздник завершился, но он будет возвращаться ежегодно – с новыми именами, идеями и произведениями. В этом выразил уверенность председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуридинов. Неделя изобразительного искусства впервые приобрела международный статус, ряд посольств иностранных государств выразил желание принять участие в следующем аналогичном мероприятии.