Художественная фотография на артрынке

Выпуск №2 • 1330

В начале нового тысячелетия интерес к фотографии и цены на нее на мировом артрынке выросли многократно. Самая дорогая на сегодня фотография – работа современного немецкого фотографа Андреаса Гурски “Рейн II”, проданная на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке за 4,3 млн долларов. Фотография шириной 3,6 м, созданная в 1999 г., входит в серию из шести панорамных снимков реки Рейн (itar-tass.com).

В октябре 2010 г. на французском вебсайте Artprice.com опубликован отчет за 2009-2010 гг. о положении дел на рынке современного искусства.  Согласно отчету, «Аукционный взлет фотографии был быстр и громок». Еще в 1995 годовой объем этого рынка составлял всего 1,4 млн евро (350 лотов). С тех пор цены на фото увеличились в четыре раза; а количество продаваемых на торгах снимков может составлять от трех до шести тысяч в год. За десять лет (с 1998 по 2008) годовой доход субсегмента вырос на 1270 % (!). В 2009–2010 он достиг 7% общей выручки (31,1 млн евро). В годы арт-бума современная фотография стремительно поднялась в цене и обогнала классическую; в 2009 г. этот рынок «скорректировался» и сегодня дает 40% их общего дохода»  (artprice.com).

Так обстоят дела с фотографией в странах, где артрынок существует давно. А что происходит с ней там, где рынок искусства еще формируется, например, в России?

Здесь, как показывает обзор материалов Интернет, в фаворе классическая фотография. По мнению основателя галереи pop/off/art Сергея Попова, российский рынок фотографии делится на три сегмента: «Первый – уникальные старые отпечатки со сложившимися ценами и уже сформированными в 1980-е – 1990-е гг. коллекциями, покупка и перепродажа этих коллекций может быть интересна, в том числе инвестфондам. Второй – молодой рынок новой тиражной фотографии, на которую даже у галерей (в Москве уже семь-восемь фотогалерей) не так много клиентов-коллекционеров, этот рынок только формируется, а большинство работ вообще находится либо у авторов, либо у наследников. Третий – новые имена авторов, работы которых можно покупать с перспективой долгосрочного роста цены» (pbwm.ru).

Российский инвестиционный рынок отреагировал на растущий интерес к фотографии созданием артфонда «Собрание. Фотоэффект». Активы фонда составили частные коллекции фотографий, в том числе такие раритеты, как фото Российского императорского дома, работы Александра Родченко (на аукционах стоимость его фотографий доходила до 200 тыс. долл.), дагерротипы Жиро де Пранже (известно, что коллекционеры приобретали его работы по цене 1 млн долл. за один дагерротип) и др. По мнению создателей фонда, инвестиции в искусство на российском рынке могут соперничать с таким традиционным защитным активом, как золото (rbcdaily.ru). На конец 2011 г. стоимость имущества фонда оценивалась в 15,1 млрд рублей (kommersant.ru).

Интерес к фотографии значительно вырос и в Узбекистане, где артрынок также только формируется. Несколько лет назад республика отметила 125-летие узбекской фотографии. Первые фотоснимки на территории современного Узбекистана сделаны в 70-х гг. XIX в. европейскими фотографами и путешественниками. Первым местным фотографом был Худайберген Диванов, родившийся в 1879 г. По снимкам Диванова и тех, кто работал после него: Кельдюшев, Пенсон и многие другие прославленные фотографы, – прослеживается не только история развития фотоискусства, но и страны в целом.

С обретением независимости развитие фотоискусства в республике вышло на новый уровень. В Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада открыто отделение компьютерной графики и художественной фотографии. Для содействия развитию фотоискусства в 2002 г. создан Ташкентский Дом фотографии (ТДФ). В 2005 г., по Постановлению Кабинета Министров республики, он вошел в систему Академии художеств Узбекистана (АХ Уз).

ТДФ стал пристанищем для Секции фотохудожников, основанной при ТОХ  Уз еще в 2000 г. В 2006 г. при ТДФ создана Школа-студия творческой фотографии. ТДФ реализовал много масштабных проектов, один из которых – международные фотобиеннале. Все это осуществляется на средства государства, самые крупные фотопроекты включаются в государственные программы.

Каково же место нашей художественной фотографии на рынке? Над этим вопросом размышляют эксперты.

В советское время художественная фотография, по мнению фотографа Виктора Ана,  не могла развиваться свободно, все «чуждые» течения в искусстве подвергались критике, официально признавался только соцреализм. Этот художественный метод дал миру много известных имен и работ, однако последствия этой политики – десятки лет в отрыве от общего развития искусства – для нашей художественной фотографии ощутимы. Лишь во времена «оттепели» фотомастера стали открывать для себя другие направления, применять новую технику. С обретением независимости в Узбекистане ощущается прогресс, особенно в работах молодых фотографов.

Если говорить о мировом артрынке, то создание и популяризация произведений изобразительного искусства стали комплексным видом деятельности. Для того, чтобы работу фотографа купили на аукционе за миллионы долларов, необходимы усилия целой бригады специалистов: фотохудожник; инженер; арт-менеджер; искусствовед-куратор; декораторы; осветители; статисты и др. Без них фотохудожник не создаст себе имя-бренд. Кроме того, крупные компании вкладывают инвестиции в искусство, содействуя продвижению имени автора и его произведений на артсцену. Просто талантливая фотография не попадет на аукцион. Успех на аукционе – не показатель гениальности той или иной работы.

Арт-рынок в стране только формируется, и пока этот процесс не завершен, нельзя говорить о полной социальной защищенности художников и фотографов, – считает искусствовед, заслуженный работник культуры Узбекистана Людмила Кодзаева. В Ташкенте их произведения реализуются всего в 2 – 3 художественных салонах. Лучше обстоят дела с продажей произведений народного искусства: проходят ярмарки, где мастера могут представить свои изделия, заключить сделки на поставку. Выставки-продажи произведений изобразительного искусства, в том числе фотоискусства, не проводятся.

Начало работе по развитию аукционной деятельности положил Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана». В частности, аукционы проводятся в рамках проекта Art Week Style.uz. Например, в 2011 г. в сотрудничестве с отделом исламского искусства самого крупного аукционного дома в мире CHRISTIE`S (Великобритания) прошел традиционный аукцион Ассоциации антикваров Узбекистана MEROS. Главными лотами служат пока изделия традиционного и декоративно-прикладного искусства Узбекистана.

Сегодня востребована в основном социально значимая и потребительская фотография. Многие талантливые мастера, работающие в художественной фотографии, могут реализовать себя только на выставках. Современная фотография на историческую тему включается в фотоальбомы, но пока не оседает в музейных фондах. А включение произведений изобразительного искусства в музейные фонды всегда было отражением статуса художника в плане его профессионализма и востребованности.

Основные покупатели произведений искусства в стране – состоятельные люди и иностранцы, которые, пользуясь ситуацией на артрынке, приобретают их по ценам, уступающим фактическим. Бизнесмены в большинстве своем еще не доросли до понимания ценности создания художественных коллекций, считает Л. Кодзаева.

Фотография на рынке Узбекистана, по мнению фотохудожника Эрнеста Куртвелиева, делится на потребительскую и авторскую. Эти два вида сильно отличаются по востребованности.  Потребительская – утилитарного характера, является заказом на определенную тему, чаще бытовую. В художественной фотографии расценивается творчество автора, это работа, изначально не связанная с заказчиком.

Сегодня популярна заказная фотография, в частности свадебная, рекламная, бытовая, портфолио, фотография для СМИ. Работа в журналах и газетах – интереснейший вид деятельности. Э. Куртвелиев работает в журнале, где у него очень широкое поле деятельности. В отличие от фоторемесла, скажем, бытовой съемки, где фотограф может десятилетиями применять отработанные удачные приемы, в журнале нужно постоянно совершенствоваться, не отставать от новых тенденций. Однако в рыночных условиях не все СМИ могут обеспечить фотографам высокие гонорары.

Авторские работы, не связанные с заказом, покупаются нечасто. Если фотохудожники делают выставки, чтобы показать свое искусство, им, наоборот, приходится вкладывать средства в их организацию,  расходы на которую не окупаются.

Бухарская школа фотографии – особое явление в фотоискусстве Узбекистана. Расцвет фотоискусства в Бухаре, по мнению фотографа Шавката Болтаева, одного из представителей этой школы,  начался в 2000 г. Работы бухарцев выставлялись в США, Германии, Дании, России, Иране, КНР, Японии и других странах, были опубликованы во многих зарубежных изданиях по фотоискусству.

В Бухаре как одном из древних  городов  Узбекистана, находящихся на Шелковом пути, артрынок более развит. Основные покупатели – туристы. Помимо  продукции  народных  промыслов, по словам Ш. Болтаева, они покупают произведения изобразительного искусства, в том числе фотографию, главным образом жанровую и историческую.

Сегодня почти у каждого есть фотоаппарат, и в Интернете предлагают купить тысячи снимков на любую тему. Поэтому, чтобы продать художественную фотографию, нужно общество удивить, предложить ему нечто экстраординарное, – считает директор артгалереи «Art&Fact» Шахноза Каримбабаева. Все это не ново. А. Родченко, например, впечатлял построением кадра, экспериментами в подаче материала.

К фотографии возникает интерес как к предмету интерьера. В основном все хотят купить старые снимки, к современным интерес невелик.

Фотохудожник должен понимать, что хочет потребитель. Если фотограф творит «в стол», пусть не удивляется, что его работы не востребованы. В числе авторов, фотографии которых покупаются в стране и за рубежом, Ш. Каримбабаева назвала Александра Барковского и Анзора Салиджанова. Кстати, у обоих есть художественное образование.

Наши музеи не приобретают современную фотографию в свои фонды, а ведь со временем она тоже станет раритетом.

Живопись и фотография продаются тогда, когда существует традиция использования произведений изобразительного искусства в декорировании помещений, –  считает фотохудожник Владимир Жирнов. К примеру, в Лондоне работает около 300 галерей, продающих предметы для украшения интерьеров, в том числе фотографии. Речь идет о современной художественной фотографии: пейзаж, натюрморт, фотография из разряда актуального искусства.

Возникновение традиции украшения интерьера произведениями фотоискусства – дело не одного дня. Поскольку спрос слабый, и предложение соответствующее.

Многие не видят разницы между гламурной фотографией, которая относится скорее к китчу, и действительно произведением искусства. Одна из целей фотографических биеннале и других международных выставок, которые проводит АХ Уз в последнее десятилетие, – познакомить с работами видных  мастеров мировой фотографии. Эти выставки очень важны, потому что они показывают структуру экспозиций, сделанных грамотно и имеющих законченный вид.

Сфера приложения мастерства фотохудожников невелика: пресса, реклама, свадебная фотография – синтез бытовой и гламурной. Свадебная фотография – это большой бизнес. Однако с возникновением «цифры» начался демпинг. Кажущаяся легкость обращения с техникой позволяет думать, что это простая работа, поэтому, по мнению В. Жирнова, в свадебном фотобизнесе возникла большая конкуренция – конкуренция непрофессионалов.

Сегодня рынка художественной фотографии у нас нет, – считает Борис Голендер, историк фотографии, – хотя она и необходима как приложение к печати. Поскольку нет рынка, нет и цены. Люди сами решают между собой, за какую цену они согласны продать и купить ту или иную фотографию. В странах, где проводятся аукционы и издаются каталоги, цены высчитываются в установленном порядке. В то же время старая фотография – 50-100-летней давности – обрела цену, как на Западе. Речь идет о работах таких фотографов, как Диванов, Кудояров, Борщевский, Пенсон, Панкратьев, Петровский и т.п. Определенная цена существует на фотографии государственных деятелей, киноактеров, особенно с подписью.

Старинные семейные фотографии сегодня ничего не стоят. Первое фотоателье возникло в Узбекистане в 1873 г. До 1917 г. только в Ташкенте работало 20 ателье, каждое из которых сделало примерно 10 тысяч снимков: на красивом паспарту, с тиснением и т.д. Из-за своей многочисленности их продукция не представляет интереса, если только речь не идет о портретах знаменитостей.

Появившиеся в Интернете цветные снимки Сергея Прокудина-Горского (1863-1944, русский фотограф, химик, пионер цветной фотографии в России), сделанные им в Азии, привлекли внимание к старинной фотографии региона. До этого Европе были известны лишь снимки французских путешественников Поля Надара и Анри Мозера, приезжавших сюда в конце XIX в. с экспедициями и издавших интересные фотоальбомы, а снимки наших дореволюционных фотографов были неведомы. Работы таких мастеров, как Кудояров, Пенсон, Шайхет, попали в международный оборот благодаря тому, что эти авторы публиковали свои фотографии в пропагандистском журнале «СССР на стройке». Еще один известный мастер – Зельма – много снимал Узбекистан до и после Второй мировой войны.

Фотография как произведение искусства, по мнению Б. Голендера, у нас пока не востребована. Однако дело идет на лад благодаря республиканским и международным фотовыставкам, которые проводят Фонд «Форум», Ташкентский Дом фотографии, фотогалерея «Art&Fact». Наши фотографы участвуют и побеждают в международных фотоконкурсах в Германии, Японии и других странах.

Что же, по мнению экспертов, нужно для формирования фотоартрынка в стране? Развитие фотошкол и других образовательных учреждений, проведение мастер-классов известных фотомастеров помогут фотографам овладеть языком современного фотоискусства и выражать на нем свои мысли и чувства.

В отсутствие арткритиков искусство развивается наугад. Издание аналитического журнала по фотоискусству, обучение искусствоведов и критиков, специализирующихся на фотографии, помогут становлению в стране современной творческой фотографии и ее продвижению на артсцене. Мощным стимулом для формирования артрынка станет расширение возможностей музеев и галерей закупать произведения изобразительного искусства, в том числе фотоискусства, а также социальный заказ.

Для того, чтобы люди хотели покупать художественные фотоработы, нужно привить им интерес к фотографии как к произведению искусства, увеличить число фотовыставок отечественных и зарубежных фотографов. И проводить их не только в галереях, но и в метро, залах ожидания на вокзалах и в аэропортах, крупных супермаркетах, на улицах, чаще объявлять фотоконкурсы.

Делу поможет создание правовых норм для деятельности аукционов, защиты интеллектуальной собственности. И, разумеется, должен расти уровень благосостояния населения.

Сегодня в республике вместе с рынками товаров, услуг, недвижимости и т.д. развивается и рынок искусства, в том числе художественной фотографии. Основаниями для уверенности в его светлом будущем служат славная история узбекского фотоискусства, поддержка его развития со стороны государства, деятельность людей-подвижников, посвятивших свою жизнь фотографии, формирование в среде состоятельных людей традиции по созданию частных коллекций произведений искусства. И, самое главное, в стране работают яркие, талантливые фотографы, которым есть что сказать миру.

Pin It

Comments are closed.