Архитектурное наследие христиан Востока (древность и средневековье)

Выпуск №2 • 3619

Культовое зодчество – явление многогранное, в нем воплотились религия народа, художественная и материальная культура, определявшие направление архитектурного развития. В архитектурном произведении тесно переплетаются как идейная основа религии, так и ее конструктивная и техническая мысль. История распространения христианства на Востоке[1] в настоящее время менее известна, чем его западная история. Культовое зодчество вдохновляли исходившие от церкви идейные задачи.

В первые века нашей эры христианское учение из Иерусалима распространилось на запад и юг к Красному морю, на северо-восток к Каспийскому морю и юго-западному побережью Индии и Цейлона, а в средние века – в Китай и Монголию. В Бактрии христианство появилось в конце II в., где оно просуществовало до начала XIV в. Затем наблюдается его закат и практически полное исчезновение на огромной части пространства, на котором прежде оно имело силу и власть.

Хотя языком богослужения был сирийский, патриархат – центр церкви Востока, располагался в столице Персии, затем – в столице халифата Багдаде. Распространению христианства в Азии по трассам Великого шелкового пути способствовали торговцы, ремесленники, архитекторы, учителя, врачи.

Крупной фигурой на Востоке был апостол Фома, именуемый Мар Аммо (в сирийской транскрипции). По преданию, Фоме выпал жребий идти проповедовать в «страны индийские». Царь дал Фоме деньги на строительство храма, но, как отмечается в «Деяниях Фомы» третьего столетия, апостол роздал деньги нищим. Когда царь пожелал увидеть строящийся храм, Фома сказал, что тот готов, но царь сможет увидеть его только после своей смерти, в царстве небесном. Царь заключил апостола в темницу, но явившийся ему во сне умерший брат подтвердил, что дворец на небесах есть (1, с. 23 – 24).

Поначалу христиане, очевидно, не концентрировали внимание на культовых сооружениях. Храм был для них домом молитвы или собраний. Название «храм» по отношению к христианским сооружениям до IV в. почти не использовалось. Судя по всему, христианский храм был несходен с храмом ветхозаветным. В Библии есть детальное описание храма Соломона, а также как должна выглядеть скиния. В Новом завете указаний по поводу храмовой архитектуры нет, поэтому христиане создавали их, исходя из своих потребностей и возможностей (2).

Начиная с IV в. проявляются новые тенденции в отношении к культовой архитектуре. Здание храма символизирует небесную церковь. В этом можно увидеть истоки развившихся позже образов, которые придавались церковным зданиям: крепости бога на земле, небесный Иерусалим, скиния, корабль, и, наконец, дом божий (2).

Известно, что у церкви Востока в Центральной Азии было несколько митрополий – Мервская, Самаркандская, Бухарская, Гератская, Винкертская, Навакетская, Кашгарская. Под надзором митрополии обычно находилось от 6 до 20 епископств, которые в свою очередь курировали от 6 до 20 церквей.

Монашество и аскетизм составляли важную часть духовной культуры христиан Азии на протяжении всей истории христианства в регионе. Монастыри были основаны в Центральной Азии повсюду, включая Мерв, Вазкерд (Ургут – недалеко от Самарканда), Винкерт, Курутга, Булаяг (оба в Турфанском регионе), озеро Иссык-Куль (рис.1). Культовое строительство не прекращалось на протяжении всей истории распространения христианства на Востоке. Даже после арабского завоевания на всем пространстве халифата – от мыса св. Викентия у юго-западной оконечности Португалии до Самарканда – упоминаются богатые христианские обители, за которыми сохранялось их недвижимое имущество. Христиане халифата беспрепятственно общались с христианским миром и принимали его пожертвования (3, с. 11).

Судя по письменным источникам, архитектурное наследие христиан Востока (Центральной Азии) велико, но современной науке известен лишь небольшой его аспект, выявленный посредством письменных источников и археологических раскопок. В настоящее время известны памятники христианской архитектуры, которые существовали в Мерве, Самарканде, Чаче, Таразе, Мерке, Семиречье, где в прошлом располагались христианские общины.

О ранних христианских сооружениях в Мервском оазисе свидетельствуют, например, «Хроники Зеерт», составленные на арабском языке. В документе отмечается, что сосланная в Мерв родственница Шапура, принявшая христианство, «потребовала от архитекторов построить для нее церковь. Не зная, какую форму ей придать, церковь соорудили по плану царского дворца персов». Согласно этому документу, архитектурный канон еще не был разработан (ссылка?).

Материальными свидетельствами христианства в Мерве и его округи служат такие находки III – VI вв., как Овальный дом (рис. 2), Хораба-Кошук (рис. 3) и ряд погребений некрополя около Гяур-калы (4). Во время научных исследований христианского некрополя в округе Мерва археологи открыли погребения, датируемые по монетным находкам II – III вв. н.э. Монеты найдены в пределах церковных зданий, построенных еще раньше – в I – II вв. н.э. Позже, с ростом христианской общины, храмы переносятся в жилые кварталы, а кладбище христиан заняло еще большую площадь. На территории Мерва был открыт монастырь, датированный тем же временем.

Овальный дом, располагавшийся в северо-восточном углу Гяур-калы, считается христианским сооружением на основании изображения креста, нанесенного по сырой штукатурке на стене одного из помещений, и таких находок, как цилиндрическая халцедоновая печать с гравированным изображением двойного прямого креста, костяного амулета с изображением льва, глиняных конических фишек с шестиконечным крестом. Памятник датирован концом IV – началом VII в. на основании монеты Бахрама IV (388 – 399), найденной на платформе здания и керамического комплекса. Исходя из иконографических особенностей обнаруженных предметов постулировано мелькитское направление общины его обитателей (5, с. 28 – 31). Согласно ранним представлениям, выраженным в «Апостольских постановлениях» (источник III – начала IV в.), церковь должна быть подобна кораблю или овчарне (6).

Археологический памятник Хораба-Кошук, датируемый концом V – началом VII в. на основании найденных монет Кавада (488 – 531) и Хосрова II (591 – 628), по архитектурным аналогиям интерпретируется как христианская церковь (7).

Крупным центром древнего православного христианства был Хорезм, на территории которого, по сведениям раннесредневековых источников, существовала собственная епархия. Назначение ее епископов осуществлялось не из Константинополя, а из Антиохии сирийской. В VII в. здесь было архиепископство, причислявшееся к Крымской митрополии, что само по себе свидетельствует о приобщении к христианству не только жителей Хорезма, но и жителей степных народов, населяющих территорию от севера Средней Азии до Кавказа (Южно-русской степи). Беруни, описывая праздники христиан в Хорезме, упоминает церковь (8).

О христианах в Согде в географическом трактате “Пути и царства” (977 г.) рассказывает арабский путешественник Абу Касим Мухаммад ибн Хаукаль, который, в частности, упоминает шавдарский христианский монастырь с помещением для собраний и кельями. Монастырю принадлежало неотчуждаемое имущество, люди не покидали его, и он возвышался над большей частью Согда. Это место известно как Wzkr (wrkwd, wrkwdh, wrkrd, zrkrd – в разных рукописях сочинений Ибн Хаукаля и аль-Истахри) (9, с. 334). Оно отождествляется А.А. Савченко с Ургутом, где испокон веков жили рядом представители нескольких религий. Селение, где должна была располагаться раннесредневековая христианская церковь, искали В. В. Бартольд, В. Л. Вяткин, М. Е. Массон.

В 1997 г. предполагаемый христианский храм был обнаружен и раскопан, как доказывает А. А. Савченко, в кишлаке Суфиён (рис.4). Раскопки выявили сооружение, сложенное из жженого кирпича, типичного для саманидской и караханидской эпох (IX – XI вв.), ориентированное по сторонам света (что типично для построек христианских сооружений). Планировка храма характерна для христианской архитектуры Месопотамии, которая, в свою очередь, продолжает традицию раннехристианской базилики. Самой ближайшей архитектурной аналогией Ургутскому сооружению можно считать монастырь на острове Сир Бани Йас у Абу-Даби. В 1999 г на возвышенности Сулайман-тепа, известной старшему поколению как «Урус-мачит» (Русская мечеть), был обнаружен массивный архитектурный комплекс из нескольких помещений, основанный в середине IX в.

По мнению Э. В. Ртвеладзе, «к христианским культовым сооружениям относится вскрытое на поселении Коштепа I в Ургутском районе прямоугольное в плане здание с круглым залом, датируемое VII – VIII вв. Основанием для этого вывода послужили его архитектурные особенности, в некоторой степени близкие византийским христианским храмам, а также найденный здесь фрагмент стенки хума с оттисками печати, на которой, вероятно, представлен обряд крещения» (10, с. 77). По мнению других исследователей Коштепа, кресты, используемые в художественном оформлении найденных здесь оссуариев, также идентифицируют памятник как христианскую церковь (11, с. 93 – 94).

Самаркандская митрополия имела в своем арсенале множество культовых сооружений, строительство которых осуществлялось на протяжении всего ее существования. Знаменитый путешественник Марко Поло описывает строительство величественной церкви в Самарканде, посвященной Иоанну Крестителю (Яхъё), как круглое в плане здание с колонной в центре наподобие юрты алтайских кочевников (12, с. 51 – 57).

По сообщению историка Наршахи, христианские церкви были в Бухаре и Таразе (10, с. 76 – 77).

На западной границе Чача в районе реки Парак (Чирчик) в христианском селении Винкерт располагалась Винкертская митрополия, о чем сообщает ибн Хаукаль (13). По предположению К. Шейко, Винкерт мог находиться и на правом берегу Чирчика на месте городища Караултепа. Найденный археологический материал с этого городища синхронен сообщениям письменных источников о христианах на этой территории (14, с. 40-43). Винкерт был центром митрополии, в котором должны были располагаться и монастырь, и храм. В сохранившейся сирийской надписи согдийских христиан из Ургута есть упоминание о том, что из города Уштурката, находящегося в Чаче, к ним приезжал тюркский проповедник и толкователь Библии «для посещения своих учеников и уединения». Это свидетельствует о том, что в Уштурката было, по крайней мере, одно культовое сооружение, по-видимому монастырь, в котором собиралось много христиан из разных мест (15, с. 39 – 43).

Христианский храм в Термезе, расположенный недалеко от возвышенности Чингиз-тепа, за северными пределами городских стен XI – XIII вв., состоит из 15 помещений, образующих комплекс (рис.5). Центром комплекса служило крестообразное помещение, квадратная центральная часть которого была ранее перекрыта куполом. Часть комнат украшена хорошо сохранившимися стенными росписями. Как предполагает Л. И. Альбаум, комплекс являлся епископальным кафедральным собором, принимающим паломников (16, с. 33 – 41). Церковь (рис.7) и прилегающий к ней некрополь были обнаружены и на городище Ак-Бешим.

Довольно распространенный вид культового зодчества на территории Центральной Азии – памятники пещерной архитектуры. Искусственные пещеры, или катакомбы, известны в Северо-Восточной Африке, Сирии, Иране, Византии, Закавказье. В «Малой Кандии», по сообщению В. Л. Вяткина в 1906 г., говорится о подземных катакомбах в Самарканде, которые использовались как святилища. Ученый из Самарканда А. А. Раимкулов, исследуя пещерные сооружения, отмечает, что они «по многим признакам связаны друг с другом» (17, с. 93).

Подземные сооружения были обнаружены на цитадели городища Каджар-тепа близ Карши. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. недалеко от столичного города Южного Согда – Нахшеба – А. А. Раимкуловым был раскопан полуподземный раннесредневековый архитектурный комплекс Кош-тепа (рис.10). Там была найдена керамическая курильница с отверстием в виде несторианского креста (17, с. 92-93). Где рис. 8 и 9?

Пещерный комплекс Кархана (рис.11), т. е. «мастерская», обнаружен М. Е. Массоном в Ташкентской области, в 6 км к югу от столичного центра средневековой области Илака, Тункета, в горной долине Нарбексая в 1930-е гг. Время его возникновения пока не уточнено. По мнению М. Е. Массона, памятник относится к раннему средневековью, пещеры сооружались в течение длительного времени. В начале 1990-х гг. на Кархане сотрудниками Алмалыкского музея были проведены раскопки. Местный комплекс был нами интерпретирован как церковь-монастырь древних христиан.

Об архитектурном облике христианских сооружений можно судить по изображениям зданий на оссуариях, в которых захоронены христиане, на пенджикентских росписях (рис.12, 13), на серебряных блюдах, изделиях согдийских христиан. Например, так называемые аниковское (рис.15) и григоровское (рис.14) блюда имеют изображения соответственно храма и погребальной архитектуры.

Христианские храмы украшались росписями, витражами, иконами и образами святых, позже (во времена монгольского нашествия, когда особенно сильно было влияние ислама) они были запрещены, а распятие было заменено простыми крестами. Яркий тому пример – несторианский храм в Куче, столице Уйгурского царства (ханства), в Турфанском оазисе. В частности, найдены росписи, изображающие праздник «пальмовое воскресенье», или «вербное воскресенье». На изображении – смешение сирийских, монгольских и тюркских лиц участников праздника. Лица на храмовых фресках тщательно выписаны, на персонажах – национальные одежды. Есть также упоминание об изображении Христа и Мани в церкви в Самарканде в 1248 г. (18, с. 147, 161-162).

Христианские идеи и образы, преломляясь в соответствии с особенностями восточного менталитета и местными традициями, воплощались в уникальных произведениях искусства и архитектуры центральноазиатских христиан. Центральная Азия, в силу ее географического положения и культурного наследия, оказала, в свою очередь, большое влияние на передачу научных, культурных и религиозных идей между Востоком и Западом и внесла неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Литература

  1. Moffet S.H. A History of Christianity in Asia. Vol. 1. San Francisco, 1992.
  2. Емельянова Л. С. Развитие символики раннехристианских храмов // www.pages.ru
  3. Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998.
  4. Дресвянская Г. Я. Некрополь старого Мерва // Труды ЮТАКЭ. Т. XIX. Ашхабад, 1989; Овальный дом христианской общины // Труды ЮТАКЭ. Т. XV. Ашхабад, 1974.

5. Усманова З. Христианские памятники Туркмении. Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994. С. 28-31.

6. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб, 2000.

7. Кошеленко Г.А., Гаибов В.А., Губаев А. Северный Хорасан // Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья: Средняя Азия в эпоху средневековья. М.,. 1999.

8. Бируни. Памятники минувших поколений. Избранные произведения. Т.1. Ташкент, 1957.

9. Савченко А. В. По следам арабских географов // Археологические открытия. Киев, 2004; Он же. По поводу христианского селения Ургут // ЗВОРАО: НС. Т. II (XXXVII); Savchenko A. Urgut Revisited // ARAM. Trade Routes in the Near East & Cultural Interchange in the Arabian Peninsula. Vol. 8: 1&2. 1996.

10. Ртвеладзе Э.В. Великий шелковый путь. Ташкент, 1999.

11. Исхаков М. М., Ташходжаев Ш. С., Ходжайов Т. К. Раскопки Коштепа // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 13. 1977.

12. Colless B.E. The Nestorian Province of Samarqand // Abr-Nahrain. Vol. 24, 1986.

13. Извлечение из книги «Пути и страны» Абу-л-Касыма ибн-Хаукаля // Восточная литература. http://vostlit.narod.ru.

14. Аширов С., Шейко К., Поторочина Е. Крест проросший // Восток Свыше. Вып. XIX. Ташкент, 2010.

15. Буряков Ю. Ф. Истина, пришедшая с караванных путей и оставшаяся во дворцах халифов // Восток Свыше. Вып. III. Ташкент, 2002.

16. Альбаум Л. И. Христианский храм в Старом Термезе// Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.

17. Раимкулов А. А. Пещерные архитектурные сооружения Средней Азии // Изучение культурного наследия Востока: культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. – СПб., 1999.

18. Bussagli, M. Central Asian Painting: From Afghanistan to Sinkiang – New York: Rizzoli International. 1979. Р. 111-114; Parry K. Images in the Church of the East: the evidence from Central Asia and China // Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester. Vol. 78. № 3. 1996.


[1] Термин Восток в данной статье обозначает ту часть Азиатского континента, страны которого расположены к востоку от границ Римской (поздне – Византийской империи). При испольовании термина Восток акцентируется внимание на Центральной Азии, которая является важной ареной описанных исторических событий, а в духовном смысле – сердцем Азии.

Pin It

Comments are closed.