В летнее время, спасаясь от жары, зажиточные горожане ставили в садах палатки-шатры из ткани. Установка палатки занимала не более 15-20 минут, она чрезвычайно удобно разбиралась и собиралась, что позволяло перевозить ее на другое место. По словам художника Л. Е. Дмитриева – Кавказского, путешествовавшего по Средней Азии в 1887-1888 гг. и которому довелось жить в такой палатке, она “очень красивая, четвероугольная, в 4 кв. аршина (аршин = 0,71 м), снаружи холщовая, ярко-зеленого цвета, внутри адряс (полушелковая цветистая бухарская материя, из которой шьют халаты) и очень типичные вышивки из вырезных орнаментов. Ярко цветисто и характерно. Двое дверей дают легкий сквознячок”. Внутри установленной палатки расстилали циновки, кошмы, ковры. Ее оригинальная конструкция и уютный интерьер создавали комфортные условия для отдыха в жаркие дни. Для приема гостей палатки были больших размеров. Так, Л. Е. Дмитриев-Кавказский описывает расшитый изнутри шатер, предназначенный для приема 200 человек. Разной формы палатки четырех -, восьмигранные, круглые можно было соединить между собой для того, чтобы вместилось больше людей. В 2008 г. впечатляющих размеров шатер демонстрировался на выставке “Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Европы до Китая” в Эрмитаже (Санкт- Петербург). А. Сухаревой как древний промысел выделено изготовление садовых палаток “чодирдузи”. В Бухаре их производством занимались мастера с улицы Мастеров палаток (Кучайи-чодирдузон) квартала Кукальтош и кварталов восточных окраин города. Шитье палаток, как и другие ремесла, было семейным делом. В классификации ремесел и промыслов О. Сухарева относит изготовление садовых палаток к ремеслам, где занято было небольшое количество мастеров, которые работали на узкий рынок. К этой группе ремесел относится, например, изготовление циновок, люлек, седел и т.д. В собрании Государственного музея искусств Узбекистана находится палатка (“чодир уй”), датированная XIX в. В данное время она в постоянной экспозиции музея как один из Сказочный шатер из Бухары Народно-прикладное искусство Узбекистана отличается разнообразием изделий и мастерством исполнения. Одним из своеобразных образцов этого вида искусства являются садовые палатки (“чодир уй”), самых ценных экспонатов XIX в. из Бухары. Подобная палатка опубликована в каталоге “Наследники шелкового пути. Узбекистан”. Она была приобретена Рикмерсом в Бухаре и датируется 70-ми гг. XIX в. Ее размеры – 370 х 370 х 400 см, что почти идентично размерам вышеуказанной палатки. Внутренняя сторона ее декорирована аналогичным же образом – рядами орнаментированных панно. Палатка квадратной формы с пирамидальной крышей состоит из двух стенок. Каждая из них имеет десять вертикальных делений, выполненных следующим образом: на внутренней стороне стенки нашиты полосы широкой тканой тесьмы, в которые вставлены палки диаметром 4-5 см. Данное решение придает элемент жесткости конструкции, с одной стороны, и служит каймой панно – с другой. У крыши – четыре спицы-палки, вшитые вышеописанным способом. В месте соединения спиц нашит кожаный “колпачок”, предназначенный для упора центрального столба (“устун”). Стенки соединены с крышей при помощи креплений-пуговиц. Вкопанные в землю жерди фиксируют палатку снаружи. Внешняя сторона палатки состоит из вертикально сшитых чередующихся полос некрашеной маты и маты синего цвета. Внутри палатка нарядно украшена абровыми тканями, нашитыми в виде панно, аппликаций из сатина и коленкора фиолетового, розового, желтого цветов. Использованы не только кустарные ткани, но, судя по имеющимся печатям, ткани мануфактуры Саввы Морозова. Внутреннее оформление палатки основывается на традиционном интерьере жилых комнат и мехмонхоны (гостевая комната) бухарских домов, для которых характерны яркие расписные панно, сталактитовые карнизы, резьба по ганчу, насыщенная роспись потолков. Разнообразно оформленные ниши чередуются с панно. Как правило, в жилой комнате, напротив входа, располагается пара углублений для одеял. Между ними – ниши с делениями или панно. Нижняя часть ниши имеет большое отделение, в то время как верхняя часть разбита на ячейки, проемы которых обрамлены фестончатыми, резными, решетчатыми алебастровыми дощечками. Строгой системы расположения ячеек не существует, фантазия мастеров и здесь не имеет границ. Задняя стенка в глубине ниши, окрашенная в красный, зеленый, синий цвета, служит дополнительным украшением интерьера. Сообразно нишам и панно интерьера мехмонхоны палатка изнутри разбита на двадцать панно, декорированных абровыми тканями четырех видов. В подборе тканей, сделанном с большим декоративным чутьем, проявилось творческое начало мастера. С. Махкамова выделяет орнаментацию абровых тканей в три основные системы: композиции в сетку, в полосы, в форме целостных панно. Во внутреннем убранстве палатки использованы полосатые ткани и ткани в форме целостных панно. Полосатые ткани двух видов: с рисунком, построенным на чередовании мотивов прямоугольника и стилизованного серпа, и с рисунком в форме елочек. Узоры целостных панно составляют крупные мадохили и круглые розетки. Цветистые ткани имитируют росписи и по композиции перекликаются с декоративными расписными панно и стрельчатыми нишами жилых комнат. Импровизированные композиции воссоздают растительные объекты, использовавшиеся в росписях. Ткани богаты по красочной гамме. Акценты на сочетаниях фиолетового с сиреневым, зеленого с розовым и желтым, бордо с белым, голубого с желтоватым по цветовой гамме создают ощущение игры перламутра. Легко представить игру цвета, когда палатка снаружи освещена ярким солнечным светом. Живописные переходы между цветами и плавный ритм композиций узоров создают ощущение полной гармонии. В композиционном построении нет ничего случайного, логична каждая деталь декора. Условность мотивов, размеренный ритм, локальность цветов привносят цельность и предельную выразительность декору палатки. Соблюдена основная составляющая прикладного искусства – сочетание утилитарной и эстетической функций предмета. Горизонтальная полоса нижней панели придает всему композиционному решению стены монументальную устойчивость. На красном фоне дан повторяющийся мотив мадохиль – очень популярный в узбекском декоративном искусстве. При единстве формы – трилистника, существует огромное многообразие вариантов мотива мадохиль, от схематизированных до усложненных. В декоре палатки использована упрощенная схематическая интерпретация узора мадохиль. Чередование желтых и голубовато-серых мотивов создает четкий ритм полосе панели. Фризовая полоса, являющаяся переходом к потолку, передана в виде двух орнаментированных поясов. На грязно- розовом фоне чередуются разноцветные желтые, красные, голубые, синие трехлепестковые мотивы, окантованные стилизованными вьющимися ветками. Синий пояс орнаментирован рядом голубых мадохилей. Карниз купольного потолка палатки повторяет рисунок нижней панели. Четырехчастный потолок перекликается и органично увязывается с композиционным решением стен. Дополнительное включение желтого цвета создает теплую, солнечную цветовую гамму, усиливая таким образом зрительный эффект. Строгая симметрия придает интерьеру уравновешенность и создает впечатление статичности и торжественности. Говоря о художественном достоинстве палатки, хочется отметить, что работа безвестного мастера – свидетельство большого вкуса. Несмотря на многократное повторение какого-либо мотива, он каждый раз получает новое звучание, что исключает монотонность в интерьере и не утомляет глаз. Палатка своей конструкцией и декором поражает целесообразностью и органично вписывается в окружающий пейзаж. Будучи установленной в тенистом саду в летний зной она располагает к отдыху, воссоздавая ощущение восточной сказки.
Шамухамедова Динара