VI Ташкентская международная биенналетерритория художника и зрителя

Выпуск №4 • 1774

“Тема биеннале: “Современное искусство: территория художника и социум” была продиктована социально – политической обстановкой в современном мире, – рассказал в интервью директор VI Ташкентской международной биеннале искусствовед Сардор Бабаев. – Художник, как часть общества, также принимает непосредственное участие в происходящих процессах. Поэтому в рамках биеннале мы исследуем с нашими участниками, а также и со зрителями вопросы о том, какую роль играет художник в социальных процессах современности, отражая реалии жизни в своем творчестве, каково его место, степень ответственности и влияния на социум и т.п. Поэтому, на мой взгляд, биеннале этого года охватывает широкий круг вопросов как в художественном и техническом плане, так и в концептуальном. На этом, собственно, и базировался отбор участников из 500 авторских работ и, исходя из специфики данной тематики, нынешняя биеннале включила целый ряд специальных проектов”. В первый день работы VI Ташкентской международной биеннале открылись три выставки во Дворце творчества молодежи. Первая экспозиция – от Дома Фаберже “Стиль – это я” представила коллекцию из семи историй. Оригинально оформленные в таких видах искусства, как живопись, графика, художественная фотография и инсталляция, они посвящались жизни Карла Фаберже, его произведениям. Особое внимание зрителей среди представленных экспонатов привлекали композиции узбекского художника – флориста Рубена Саакяна, оформленные в виде яиц, “шагающих по миру”, а также большого яйца, украшенного лилиями и орхидеями. Куратор VI Ташкентской международной биеннале Гаяне Умерова отметила: “Выставка “Мир Фаберже”, которую мы переименовали в рамках нынешней Биеннале в “Стиль – это я”, уже демонстрировалась в Лондоне и имеет особую ценность, поскольку акцентируется на европейской тематике, а именно – теме восприятия произведений Фаберже, а также их роли в жизни его современников, причем с точки зрения художников различных стран мира. И мы решили добавить сюда ноту звучания и со стороны узбекских художников, как один из примеров интерактивного внедрения в международные проекты “. Кроме того, во Дворце творчества молодежи состоялись также выставки произведений классика мировой живописи Жоана Миро и современных испанских импрессионистов Луиса Амэре, Мартина Караля, Хорхе Нуньеса и персональная выставка художника – фотографа Игоря Вишнякова, одного из известных американских мастеров российского происхождения, работающего в направлении “андеграунд”. Этот специальный проект, посвященный “Серебряному веку”, продемонстрировал творческой молодежи Узбекистана один из примеров контаминации техники живописи и традиционного метода ручной проявки фотографий. 24 октября в рамках VI биеннале в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылись экспозиции “Эстетика гедонизма: Еда, Тело, Дух”, “Центральноазиатский павильон” и “Суровый стиль Отто Дикса”. В экспозиции “Эстетика гедонизма: Еда, Тело, Дух” демонстрировались работы 26 художников Узбекистана, России, Франции, Англии и Индонезии. Как отмечалось на открытии выставки, цель данного проекта – выявление отношения художника к этическим и эстетическим проблемам гедонизма, которое было выражено посредством живописи, художественной фотографии, скульптур, инсталляции и видео арта, многие работы поражают зрителя своей оригинальностью и неожиданностью авторского воплощения идеи. При этом отчетливо чувствуется, что позиции авторов порой диаметрально противоположны одна другой в отношении философии гедонизма. Одни – словно наполнены солнечной радостью от земных
наслаждений, воспевания красоты человеческого тела (триптих М. Исанова, “Небесные искушения” А. Икрамджанова, скульптура “Зрелость” У. Уракова, триптих С. Джаббарова, “Антигона” А. Головина (Россия), натюрморты С. Максютина (Россия) и др.); другие – таят в себе глубокий вопрос о хрупкости и неуловимости мгновений бытия (инсталляции “Реинкарнация ” – Н. Расулова и “И дольше века длится миг” Д. Розыкова и др.). Ряд произведений словно предлагает зрителю задуматься об искушении поддаться власти земных благ и наслаждений (серия фотографий Ш. Болтаева и А. Салимджанова, “Трагедия бытия” Н. Шарафходжаевой, видеоарт Э. Музаффаровой и др.). Экспозиция “Суровый стиль Отто Дикса” демонстрирует графические работы известного немецкого художника XX в., которые кратко охарактеризовал директор Гете-института в Ташкенте д-р Йоханнес Даль: “Художественная деятельность Отто Дикса формировалась посредством его личных переживаний во время Второй мировой войны. При создании работ для него всегда была важна правда. “Есть вещи, – процитировал Отто Дикса Й. Даль, – которые не нуждаются в комментариях. Действовать для меня важнее, чем говорить, поэтому я – скорее всего человек, который видит, а не философствует”. Своими произведениями, – отметил Й. Даль, – художник не только напоминает о событиях Второй мировой войны, но они – серьезное предостережение людям нашего времени и напутствие для сохранения мира”. На выставке “Центральноазиатский салон” демонстрировали свои работы художники Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркмении, а также Азербайджана, Дагестана, Турции, Ирана. Здесь, в частности, были представлены видеоарт, фотографии и живопись, посвященные восточной культуре. Об этапах подготовки данной экспозиции ее куратор – искусствовед из Великобритании Сара Реза сказала: “Мы знаем, что подобные биеннале из всех стран Центральной Азии проводятся только в Узбекистане, поэтому тщательно готовились к данной выставке. Несмотря на заявленное название, мы решили “подключить” к числу художников и авторов из других стран, поскольку их творчество так или иначе связано с Узбекистаном. В своих работах, в частности, они обращаются к древней узбекской архитектуре, истории страны, ее национальным традициям и эстетике. А представленные на выставке видеоарты построены на соотношении социальных условий и процессов в центральноазиатских и других близлежащих странах. Наш проект интересен еще и тем, что он идет параллельно с кинофорумом в рамках Недели искусств Art Week Style.uz -2011. И представляя 7 видеоартов, мы имеем уникальную возможность установления профессионального сотрудничества и с кинодеятелями из разных стран. Это отличная возможность для творческого взаимодействия”. Лучшие произведения изобразительного и прикладного искусства Узбекистана демонстрировались в Национальном павильоне (ЦВЗ АХ Уз), где было представлено более 200 произведений 70 художников из всех областей страны – живопись и графика, инсталляции, видеоарт, художественные композиции, изделия из керамики, стекла и дерева. Различные интерпретации основной тематики Биеннале этого года: “Современное искусство: территория художника и социум” в живописи представили современные авторы И. Шин, П. Анненков, А. Тюрин, Н. Пак, Т. Рахметов, И. Сандлер, М. Рожкова, А. Рахматуллаев, Р. Бободжанов, Д. Мамедова и др. “Я первый раз участвую в биеннале, – сказала в интервью художница Инна Сандлер, – и специально для этого подготовила свои работы, которые объединила в триптих под названием “Точка бифуркации”. Этот термин означает критическое состояние какой-либо системы, определяющей момент выбора, поскольку у нас в жизни почти каждый день присутствует такой момент, и масштаб этого выбора у каждого свой. И поэтому эта тема мне показалась очень актуальной на сегодняшний день”. Отдельным циклом в разделах Национального павильона были представлены работы известного самаркандского художника – абстракциониста Андрея Крикиса: “Эту “ретространичку” мы специально включили в нашу экспозицию, – пояснила Л. Мирзабаева – куратор Национального павильона. – Она посвящена произведениям одного из виднейших представителей авангардного направления в искусстве Узбекистана конца XX в. – Андрея Крикиса. К сожалению, его уже нет с нами, но его творчество остается неподражаемым и узнаваемым, удивляя зрителя силой художественного мастерства в глубоком отражении мысли и чувств. Его произведения, без сомнения, – шедевры концептуального искусства”. Радужное восприятие жизни отражает на выставке инсталляция “Возрождение” М. Гамбургской, состоящая из множества разноцветных бабочек, а также работы председателя национальной ассоциации флористов Узбекистана, который вместе с художником-керамистом Ануш Авакян представили выставку “Круг и Квадрат”, продемонстрировав воплощение знакомых образов и предметов в новой интерпретации взаимодействия форм, текстур и объемов керамики с многообразной палитрой флористики. Здесь же, в Национальном павильоне, демонстрировались работы известного немецкого художника Франка Роделя и цикл работ художницы из Санкт-Петербурга Е. Потякиной “Пушкин и”. Выставка “Узбекистан – наш общий дом”, открывшаяся в эти дни в Государственном музее искусств Узбекистана, посвящалась 90 – летию со дня рождения известного живописца, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Юсуфа Елизарова (1920 – 1974). Ее организаторы – Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, фонд “Форум”, Академия художеств Узбекистана при содействии еврейской диаспоры г. Ташкента и Посольства Израиля в Узбекистане. В церемонии открытия выставки принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Узбекистане г-н Хилель Ньюман. Укрепление межнационального согласия и толерантности – один из главных приоритетов государственной политики Узбекистана. На выставке были представлены лучшие произведения живописи, изделия народно-прикладного искусства, а также старинные предметы быта, созданные авторами еврейского происхождения. В разное время они жили и работали в Узбекистане, ставшем для; них второй Родиной. Особое место в экспозиции занимают полотна, созданные известными мастерами кисти – А. Гольдрей, М. Калонтаров, И. Лизак, И. Рубин, Л. Резников, А. Винер, Г. Зильберман, Резников И. др. Посвятив свое творчество прославлению благодатной земли Узбекистана и ее гостеприимного многонационального народа, произведения этих авторов вошли в историю узбекского искусства, оставив в нем яркий след. “Групповой портрет деятелей искусств Узбекистана”, созданный художником Ю. Елизаровым в 1957 г., стал Центральным экспонатом выставки. Его персонажи такие известные деятели, как Ойбек, Ю. Раджаби, П. Беньков, У. Тансыкбаев, М. Тургунбаева, X. Насырова, Тамара Ханум, С. Юдаков и др. В Ташкентском Доме фотографии в дни проведения биеннале проходил международный вернисаж “100 лет Токио”, где демонстрировались работы 40 известных японских фотографов. Ее организаторы – фонд “Форум”, Японский институт фотоиндустрии и Академия художеств Узбекистана. В церемонии открытия выставки принял участие Временный поверенный в делах Посольства Японии в Узбекистане г-н Саторо Такахаши и Исполнительный директор Японского института фотоиндустрии г-н Хироши Яно. Как отметили выступавшие, выставка, приуроченная к 10-летнему юбилею работы фотосалона, действующего при Японском институте фотоиндустрии, прошла в 20 государствах Европы и Ближнего Востока. Впервые среди стран СНГ эта экспозиция демонстрируется в Узбекистане, ее следующий пункт – г. Санкт-Петербург (Россия). В экспозицию выставки, посвященной 100-летию Токио, вошло немало произведений лучших японских фотохудожников, запечатлевших историю города, его сегодняшний день. Демонстрируемых на выставке фотографий посвящались истории становления японской столицы разных лет – с начала XX в. и до дня сегодняшнего. В Международном караван – сарае культуры Икуо Хираямы внимание зрителей привлек проект “Кувшин как форма пространственной мысли” Елены Комаровой – преподавателя Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада. Согласно концепции, кувшин в данной экспозиции рассматривается не только с практической точки его предназначения и применения, но и в качестве сакрального символа или благоприятного знака в культах и ритуалах разных верований. В частности, форма кувшина служила олицетворением источника достатка, а также хранилищем разного рода ценностей или сокровищ. Несколько десятков кувшинов и других гончарных изделий были размещены на разных уровнях по периметру зала. Примечательно, что в ходе церемонии открытия выставка приобрела интерактивный характер: посетителям было предложено записать на бумаге свое философское понимание формы кувшина и идеи, после чего зрители опускали свои листки в понравившийся кувшин. По традиции, в последний день работы были подведены итоги VI Ташкентской международной биеннале, победителям вручались призы и памятные дипломы. В числе награжденных: Акбар Хакимов (Узбекистан) – за оригинальную концепцию проекта “Эстетика гедонизма: Еда, Тело, Дух”; Таус Макатчева (Россия) – за воплощение актуальной темы в искусстве – проект “Каракуль”; Оксана Чепелик (Украина) – за оригинальное использование современных технологий – проект “Генезис”; Бабур Исмаилов (Узбекистан) – за яркое воплощение национальных традиций в искусстве; Хорхе Онтиверос (Испания) – за лучший кураторский проект. От дирекции биеннале специальный диплом “За вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана: проект “Путь художника. От парадокса к истине” был вручен Людмиле Кодзаевой (Узбекистан). Дипломы Международной конфедерации союзов художников получили: Рубен Саакян (Узбекистан) Карлос Касас (Испания) Шухрат Абдумаликов (Узбекистан) Франк Родель (Германия) Игорь Вишняков (Великобритания) Сергей Максютин (Россия) Марина Бородина (Узбекистан) Мохинур Максумова (Узбекистан) Инна Сандлер (Узбекистан) Мухаммед али Махмуд Насера (Египет) Пак Пил Хун (Южная Корея) Призовые места распределились следующим образом: Третье место: Кристиан Рупп проект “Featured Sponsor” (Австрия) Второе место: Диер Разыков (Узбекистан) проект “Механизм” (Узбекистан) Первое место: Сара Рэза “Централь- ноазиатский салон 2011″ (Великобритания) Гран-при, по единодушному мнению авторитетного жюри, был удостоен Файзулла Ахмадалиев (Узбекистан) за работу “Жемчужина древней Бухары”. В заключение торжественной церемонии председатель международного жюри Председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин отметил: “Биеннале – это действительно яркое событие в культурной жизни не только Узбекистана. Оно имеет большую значимость и в мировом пространстве, поскольку охватывает большое количество зарубежных участников, особенно творческой молодежи и гостей. А это, в свою очередь, демонстрирует наиболее полную картину современного художественного процесса. Мы имеем возможность наблюдать за творческим поиском молодых художников, их экспериментами. Именно поэтому тема гедонизма, которая заявлена в данном проекте, очень актуальна и интересна, потому что является дискуссионной испокон веков. А потому и сегодня она дает огромную пищу для философских размышлений как художникам, так и зрителям, выявляет самые разные мнения и позиции в отношении эстетики гедонизма. И, исходя из высокого уровня заявленной проблематики, на мой взгляд, и работы, представленные в данном проекте, соответствуют самым высоким образцам мирового искусства”.

Pin It

Comments are closed.