К вопросу развития деканской школы живописи в XVI – XVII вв.
Миниатюрная живопись средневековой Индии, где особое внимание уделялось развитию жанра портрета, процветала благодаря покровительству правящих династий. Так, Джалалуддин Мухаммад Акбар (1156-1605) имел обыкновение позировать лично и при этом строго обязывал позировать перед художниками и чиновников. В результате была создана целая галерея портретов государственных лиц. Вследствие этого, по образному выражению историка Абул Фазла Аллами, “те, что умерли, как бы возродились вновь, а тем, кто жив, было обеспечено бессмертие! ” Наивысший расцвет портретной живописи совпадает со временем правления Нуриддина Мухаммада Джахангира (1605 – 1627) и Шихабуддина Мухаммада Шахджахана (1627 – 1658). Особенно благоприятные условия для развития этого жанра искусства были созданы при Джахангире, уделявшем ему большое внимание, будучи тонким знатоком и покровителем искусств. Шахджахан, продолжая традиции своего отца и деда, наиболее приоритетным направлением считал архитектуру и зодчество, наглядным примером чему служит возведение легендарного Тадж Махала.
Что касается изобразительного искусства, то оно как специальное направление в искусстве средневековой Южной Индии развивалось под глубоким воздействием таких школ, как раджпутская и могольская. Захириддин Мухаммад Бабур и его потомки, как подчеркивал В. В. Бартольд, были неправомерно поименованы “моголами”, хотя подобной этнической общности в истории никогда не существовало. В К вопросу развития деканской школы живописи в XVI – XVII вв. Узбекистане же потомков Бабура, как правило, называют “Бабуридами”. Что касается нас, то, во избежание нарушения русскоязычной традиции, мы предпочитаем пользоваться термином “моголы”. Со своей стороны, Ч. Стори – известный английский историограф – Бабура и его потомков называл “индийскими Темуридами”. Однако, на наш взгляд, помимо чисто искусствоведческих аспектов, в этом процессе определенную роль играли социально – политические и культурные факторы, такие, в частности, как, с одной стороны – длительное военно-политическое противоборство мусульманских княжеств Декана с индусским государством Виджаянагар, а с другой – постепенное проникновение в Южную Индию элементов средневосточного, среднеазиатского и европейского происхождения, протекавших в русле трансляции новых достижений в области материальной и духовной культуры. При этом сама по себе политическая история Южной Индии того периода представляется весьма сложной, во всяком случае ее никак нельзя обобщить в традиционных понятиях индо- мусульманского соперничества. Более того, по мнению ряда авторов, совершенно не выдерживает критики также широко распространенная точка зрения индийского историка Т.В. Махалингама о том, что цель основания Виджаянагара была по своему характеру религиозной, ибо на самом деле это мнение является не чем иным, как перенесением на период средних веков отношений, возникших в конце нового времени. Следует отметить, что в портретной живописи Декана в начале XVII в. заметно влияние так называемой могольской или придворной миниатюры Северной Индии. Воздействие могольской живописи на портретную живопись Биджапура отчетливо видно в композиционном решении миниатюр, которое становится более статичным и уравновешенным.
Портреты, созданные в Биджапуре, по словам специалистов, отличаются пластичностью, свободным, мягким рисунком, тщательной и уверенной передачей характерных черт лица, плавным контуром, мягкой моделировкой. Исследователи отмечают такие черты деканской школы, как богатый пышный пейзаж, где очень тонкий рисунок и яркие краски подчеркивают живописность. Особая трактовка одежды также характерна лишь для этой школы, где заметна определенная тенденция к декоративности. Миниатюрам Биджапура присуща неуравновешенная композиционная схема с некоторым смешением основного изображения к краям листа. Что же касается характера формирования деканской школы живописи, то здесь, как нам представляется, весьма существенным фактором послужила тенденция к выделению региональных приоритетов, воплотившая в себе синтез различных гетерогенных традиций – местной, ирано – тюркской и португальской, что способствовало созданию особого биджапурского стиля, отличавшегося такими особенностями, как: глубина окраса, где наиболее излюбленный цвет – голубой с обильным использованием золотых оттенков; ограничение миниатюры, как правило, одной фигурой, а в тех случаях, где их несколько, там нет попыток показать перспективу, и все действие сосредоточено на переднем плане; изображение лиц в профиль; трактовка женского портрета – типично индийская как по форме, так и по содержанию. Женщины одеты в сари, следуя чисто деканской моде, трактовка их лиц отлична от обычно представленной в ранней могольской живописи.
Эволюцию деканской школы живописи, которая условно делится на два периода (1590 – 1605) и (1605 – 1627) позволяют проследить, в частности, дошедшие до нас портреты султана Ибрахима Адилыпаха П (1580-1627), правителя Биджапура. Если первый период ознаменовался смешением иранской, индийской и европейской традиций, то второй демонстрирует сочетание деканского и могольского стилей. Важно отметить, что португальское или европейское влияние явно сказывается на манере исполнения портрета султана Биджапура художником Муртазой Наккашем, что особенно явствует из трактовки лица и рук и, кроме того, изображения крылатого ангела в верхней части миниатюры, что, несомненно, свидетельствует об использовании христианского элемента в палитре деканского живописца. Данный процесс в социальном плане сопровождался весьма важными явлениями синкретического характера как в области этнических, конфессиональных, идеологических, экономических, так и языковых и бытовых отношений, во многом способствуя сближению индусской и мусульманской общин. Благодаря этому многие заимствованные извне понятия различного плана становились достоянием обоих социумов.
Таким образом, создание деканской школы живописи путем синтеза различных традиций изобразительного искусства внесло весомый вклад в обширный по своим масштабам процесс формирования общетерриториальной идентичности и освоения общественного пространства в Южной Индии в целом. Более того, данный феномен также можно рассматривать как своеобразную тенденцию к глобализации синтетических устремлений в различных областях жизни средневековой Индии.
Шамухамедова Динара