Принципиально новым этапом развития национального кино стал период последних 20 лет. Морфологически кинематограф Узбекистана сохранил свой прежний формат – игровое, документальное кино, анимация и детское кино и т.д. В самом начале 1990-х гг. стали очевидны проблемы, связанные с отсутствием достаточного финансирования, что отрицательно сказалось на кинематографе и соответственно на его социальном имидже. Фактически был утерян важный сектор зрительской аудитории. Кинопроцесс в Узбекистане начала 1990-х гг. ввиду экономического кризиса, охватившего все постсоветское пространство, был непростым. Однако к середине 1990-х гг., благодаря государственной поддержке, положение в национальном кино стало выправляться. Поиски идеологических альтернатив соцреалистическим схемам в искусстве также требовали времени для решения задач создания новых кинопроизведений и включения кино в процесс социальной реанимации общества. Основным достижением этого периода является снятие жестких рамок для творческого самовыражения кинематографистов, предоставление права выбора авторам кинопроизведений собственного видения пространства и пластического языка картины. Принципы соцреализма, общий диктат со стороны унитарного государства над творческим процессом были отвергнуты во всех сферах художественной культуры, свобода творческого мышления и самовыражения была провозглашена в качестве приоритетов и в сфере национального кинематографа. Обращение к собственной истории и поиски героев в условиях иной историко-социальной ситуации стали характерной чертой киноискусства Узбекистана на новом этапе его развития.
Начиная с 1996 г. последовательно принимались правительственные решения, в результате которых каждый год из госбюджета выделялись средства на развитие отечественного кинематографа. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2004 г. “О совершенствовании управления в сфере кинематографии” Кабинетом Министров было принято специальное постановление о финансировании национального кино. С этого времени ежегодно выделяются средства на создание 12 полнометражных художественных кинофильмов; производство 20 наименований документальных и научно-популярных, 10 мультипликационных кинофильмов и т.д. За последние десять лет восстановлена и киносеть, кинотеатры постепенно возвращаются к своему основному виду деятельности – демонстрации кинофильмов, что послужило мощным стимулирующим импульсом в развитии “коммерческого” (массового) кинематографа. Правительственные указы справедливо сконцентрировали внимание на социокультурной роли кинематографа как мощного инструмента построения новой модели общества в формировании национальной идеи.
Национальному агентству “Узбеккино” было поручено совместно с Узтелерадиокомпанией, начиная с 2005 г., за счет спонсорских средств и с привлечением собственных доходов обеспечить дополнительно производство художественных кино- и видеофильмов, телесериалов, рассказывающих о жизни наших современников, о коренных преобразованиях в общественной и духовной жизни общества.
Сегодня в республике сформировался кинотеатральный репертуар, где основную долю занимают узбекские картины, меняется инфраструктура, растет число выпускаемых фильмов, многие из которых стали настоящими кинохитами, что инициировало появление узбекского зрителя, потерянного в начале 1990-х гг. Таким образом, появление или возвращение национального зрителя может расцениваться как позитивная примета и как определенный симптом возрождения узбекского кинематографа. В то же время коммерческое кино породило и целый ряд проблем социо-культурного и эстетического характера. Закономерно встал вопрос о социальных и нравственных задачах кино на современном этапе – станет ли кинематограф важным компонентном национальной художественной культуры, нацеленной на духовное обновление общества, или превратится в отрасль невзыскательной досуговой индустрии. Озабоченность эта справедлива, поскольку определенная часть кинопродукции имеет слабый художественный уровень. В этой связи на второй план отошли так называемые авторские фильмы. Безусловно, не все авторские фильмы, созданные за этот период, отвечают высоким требованиям, но в целом феномен авторского фильма все же выше по своим нравственным и интеллектуальным задачам, нежели коммерческое кино.
Развитие коммерческого кино можно рассматривать как весьма симптоматичным, хотя и не однозначным, явлением нового периода развития национального кинематографа. Взаимодействие авторского и коммерческого игрового кино должно строиться не на конфронтации, а на поисках творческого сотрудничества и взаимодействия продюсеров и режиссеров.
В настоящее время новое кино Узбекистана имеет несколько направлений. Одни режиссеры остаются в рамках реалистической “повествовательной” модели, с явно преобладающим ностальгическим осмыслением национальной темы, другие предпочитают более абстрактные формы.
Фильмы “Единственная память” С. Назармухамедова, “Оратор”, “Товарищ Байкенджаев” Ю. Разыкова – совершенно оригинальное творческое осмысление судьбоносных феноменов. Если в начале 90-х историческая тема в фильмах “Каменный идол” (реж. И. Эргашев), “До рассвета” (реж. Ю. Азимов) была неразрывно связана с философией развенчивания советских мифов, чуть позже, во второй половине 90-х, первоначальный остросоциальный критический импульс постепенно угасает. В этот период создаются такие историко-биографические картины, как “Имам аль-Бухари” (реж. Б. Садыков 1995), “Великий Амир Темур” (реж. Б. Садыков, И. Эргашев, 1996). В работах многих кинорежиссеров прослеживается тенденция непрямых, условных форм выражения: экран все охотнее и откровеннее поворачивается в сторону эксцентричного, необычного. Краски иронии, комические аттракционы, эксцентрика и гротеск пронизывают фильмы “Абдуллажон”, “Бомба”, “Небесные мальчики” З. Мусакова, “Феллини”, “Ойдиной” Н. Аббасова, “Арал-счастье мое” Т. Калимбетова.
Рассматривая эволюцию героя игровых фильмов последних двадцати лет, целесообразнее остановиться лишь на некоторых существенных аспектах проблемы. Если сравнить героев фильмов первых 10 лет независимости – “Камми”, “Маклер”, “Во сне я горько плачу”, “Судный день” – с одной стороны, и героев фильмов последних лет – “Забаржад”, “Охота настоящих мужчин”, “Постскриптум”, “Запоздалая жизнь”, “Назар” – с другой, даже при беглом взгляде можно отметить сначала различия в чисто внешних рисунках характеров, а затем и глубокие, внутренние. После “напористого” героя начала 90-х, время потребовало нового героя – с концепцией внутренней цельности. В конце же десятилетия появился новый герой, представитель аутентичной культуры, будь то Таштемир в фильме “Дилхирож” или Данияр в “Маленьком целителе”, который вписан в традиционную национальную культуру и вполне уверенно себя в ней ощущает.
Важно, что произошла перекодировка героя: пропал герой-образец, дежурная фигура прошлых лет. Наметился сдвиг в сторону жанрового, зрительского кинематографа, наблюдается тенденция отхода от социальных аспектов к проблемам отдельных людей, появляется больше фильмов о семье, браке, взаимоотношениях разных поколений. Такие фильмы, как “Юрта” (реж. А. Шахабиддинов) и “Свинец” (реж. З. Мусаков) отличает общая тенденция переосмысления нашей истории. Эмоциональная палитра этих фильмов сконцентрирована в героях.
Понимание национального контекста – принципиально важный вопрос для современного кинематографа. Конечно, перед новым кино Узбекистана стоит ряд проблем и задач, в том числе поиски в области художественных форм, посредством которых выражается национальная идентичность. В связи с этим эмоционально-психологическое состояние героя предстает в максимально изолированном пространстве. В фильмах “Йул булсин” К. Камаловай, “Девичий пастух” Ю. Разыкова, “Чашма” Ё. Туйчиева, “Юрта” А. Шахабиддинова отражается исконно национальное мировосприятие узбеков. Опираясь на вековой уклад жизни, на народные обычаи и традиции, режиссеры начали восстанавливать в своих фильмах особый мир традиционной культуры.
Фильмы “Тюльпан в снегу”, “За мечтой”, “Чашма”, “Робия” молодых режиссеров – Ёлкина Туйчиева, Аюба Шахабиддинова, Мансура Абдухаликова – знаменовали появление нового поколения кинематографистов и нового способа конструировать экранное повествование. В них рассказываются непритязательные истории, герои которых – обычные люди, а не персонажи светской или криминальной хроники. При этом авторы успешно уходят от дидактики и морализаторства, предпочитая говорить со своим зрителем “по-домашнему”, без фальши или пафоса, часто – с теплой иронией. В этой ситуации субъект, то есть зритель, идентифицируется с камерой, осуществляя процесс “собирания”. Именно так и происходит действие фильма “Тишина” (“Сукунат” Ё. Туйчиев, 2008), который заведомо лишен впечатления реальности, в привычном для нас кино держащейся на четком сюжете.
В кинопроизводстве также наметилась тенденция к улучшению и обогащению репертуара. Если в фильмах Джахангира Касымова “Восемнадцатый квадрат” (2006), “Вдоль реки” (2008), Жасура Исхакова “Охота настоящих мужчин” (2005), Равиля Батырова “Где-то рай” (2008), Бахадыра Адылова “Забаржад” (2007), “Должник” (2010) прослеживаются попытки создать образ положительного героя и позитивных идейных установок, новое прочтение нашего недавнего исторического прошлого нашло свое удачное отражение в фильмах “Ватан” (2005), “Свинец” (2011) Зульфикара Мусакова, “Юрта” (2007) Аюба Шахабиддинова.
В последние годы в игровом кино Узбекистана наметилась достаточно устойчивая тенденция интереса к интеллектуальному, артхаусному кино, которое является своеобразной экспортной продукцией, представляющей Узбекистан на международной фестивальной орбите. Пример – фильмы “Дорога под небесами” Камары Камаловой, “И объяли мою душу…”, “На другом берегу” Сабира Назармухамедова, “Феллини”, “Ойдиной”, “Колесо вечности” Назима Аббасова, “Чашма”, “Поскриптум”, Ёлкуна Туйчиева, “Юрта” Аюба Шахабиддинова.
Важное значение для развития авторского кино приобретают экспериментальные работы молодых авторов в формате короткого метра. Именно в этих формах вызревают идеи, концепции и подходы к решению авторского игрового кино. Об этом свидетельствует опыт проведения Конкурса короткометражных работ “НАЧАЛО”, проведенного в 2011 г. в рамках подготовки к Ташкентскому Международному фестивалю современного кино. Уровень фильмов показывает весомый творческий ресурс молодого авторского кино Узбекистана. Сама идея проведения Ташкентского Международного фестиваля современного кино (ТМКФСК), инициатором которого выступило Национальное Агентство Узбеккино и Фонд Форум связана со стремлением развивать национальный кинематограф, интегрировать его в мировое кинопространство.
История кинематографа Узбекистана является наглядным примером того, что постоянное обновление – одно из основополагающих свойств киноискусства. Приход новых поколений – непременное условие здорового развития национального кинематографа. Соответственно, главной целью в системе поддержки киноискусства должно быть создание необходимых социокультурных условий для вхождения в кинопрофессию подготовленной, профессионально обученной, свободной генерации кинематографистов, что ставит ряд серьезных задач перед игровым кинематографом Узбекистана.
Нигора Каримова