В начале 1990-х гг. обостренное внимание к проблеме исторической памяти, усилившийся интерес к культурному наследию, духовным сокровищам народа вовлекли театр в общественно-исторический поток движения к национальному прошлому. Сцена осмысливает события и факты отечественной истории в контексте обновляющейся социальной реальности, отвечает на возросший интерес общества к жизни и деятельности крупнейших личностей ушедших эпох.
Историческая драма – жанр для узбекского театра коронный. Прежде спектакли о давно минувшем, нечасто появляясь, как правило, вызывали повышенный интерес, оставались в памяти. Драма искала в истории образцы доблести, патриотизма, духовности; театр – яркого выражения национального начала. В первой половине 1990-х гг. историческая драма заняла ведущее место в репертуаре узбекского театра.
Столичные и областные театры ставят исторические спектакли, посвященные таким крупным фигурам, как Амир Темур, Бобур, Аль Фаргони, Джалалетдин Мангуберди, Собир Термези… При всем обилии постановок далеко не все театры выдерживают испытание сложным жанром исторической драмы. Многим спектаклям присуща традиционность решений, драматургический схематизм. Подлинный интерес вызвали спектакли, рожденные на пересечении двух культурных потоков – общего движения к возрождению традиционных ценностей и вечного стремления театра к обновлению, к поиску новых средств выразительности. Среди них – “Сохибкирон” А. Арипова и “Властелин вселенной” Х. Расула (театр имени Хамзы), “Амир Темур” Х. Джавида (Сырдарьинский театр), “Алишер Навои” (Сурхандарьинский театр).
В ряде спектаклей отразился пристальный интерес искусства и общества к жизни Туркестана начала века – интереснейшему в историческом, культурном, социально-психологическом планах периоду. Прежде отчуждавшаяся от общественного сознания эпоха обретает на театральных подмостках жизнь в условиях снятия идеологических лимитов на ее художественную интерпретацию. Если прежде освоение этого периода косвенно или прямо входило составной частью в “историко-революционную тему”, то теперь обнаруживает свои скрытые резервы прежде всего в постижении человеческих судеб и характеров, интересных не только с точки зрения режиссерской трактовки, но актерской разработки.
С начала 1990-х гг. особым вниманием художественной культуры пользовался период не столь далекой истории, а именно – первой половины ХХ в. Главными героями времени перемен стали Фитрат, Чулпан, А. Кадыри, У. Носир и другие деятели узбекской литературы, репрессированные в советское время. В искусстве не только интерпретировалось прошлое с точки зрения новых реалий, но возвращались имена репрессированных писателей и их произведения. Интерес к драматической жизни этих писателей и сложной судьбе их произведений поэтому был особый. Вновь и вновь обращаются театры к жизни и творческому наследию репрессированных писателей, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбой народа. Зрительским признанием выделены такие спектакли 90-х гг., как “Ночи без дней” У. Азима в театре имени Хамзы, “Белый белый черный аист” А. Кадыри в театре “Ильхом”. Спектакль “Ночи без дней” в постановке режиссера В. Умарова может служить примером активного режиссерского осмысления литературного материала. Он выстраивается как трагическая история гибели поэта, основанная на данных документальной биографии этого талантливого человека, оказавшегося в круговороте социально-политических перемен 20 – 30-х гг. Время оказалось безжалостным по отношению к Чулпану. Однако никто и ничто не убили в нем чести и достоинства, не смогли задушить поэтический дар и его свободолюбивую мысль.
После провозглашения Республикой Узбекистан независимости начался новый этап в развитии узбекского театра – этап раскрепощения художественного сознания, освобождавшегося от прежних идеологических догм. Как отразилось непростое время перемен в жизни общества и сознании людей? Как сказалось на нем движение от стереотипов единообразного мышления к духовному раскрепощению – один из главных процессов общественной жизни, в решающей степени определяющий суть происходящих перемен? Театр пытался определить свое место в культурной жизни страны. В сценическом искусстве отчетливо выделились тенденции, тесно переплетенные с переменами, происходящими в жизни.
Театральное искусство Узбекистана периода независимости отличает особая чуткость к богатейшим традициям национальной музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, ко всему комплексу традиционной художественной культуры. Опора театрального искусства на лучшие традиции, поиски возвращения на сцену этнографии, фольклора, национального быта, разнообразных ритуалов – одно из самых заметных направлений современной сцены, проявившееся в постановках театров Узбекистана.
Так, в спектакле театра имени А. Хидоятова “Великий шелковый путь” режиссер Б. Юлдашев, художник Г. Брим, композитор М. Бафоев средствами изобразительного искусства, музыки, пластики, света синтезируют образы стран средневекового мира. Вместе с караваном верблюдов зрители проходят огромные расстояния Великого шелкового пути – от Индии и Китая, через Среднюю Азию, в Западную Европу. Экзотическое зрелище раскрывает возможности современной сцены в овладении и использовании поистине необъятного материала традиционной культуры.
Заметным событием в русле этой тенденции стало грандиозное площадное представление по мотивам поэмы А. Навои “Язык птиц”, осуществленное режиссером Н. Абдурахмановым, композитором Д. Янов-Яновским и художником И. Гуленко. В этом масштабном музыкально-пластическом зрелище, развернутом перед зданием театра, мощно звучит гуманистическая тема любви, преодолевающей религиозные и национальные границы. Интересным в русле этого направления стал спектакль театра имени Хамзы “Чимилдик”, который привлек внимание добрым, бережным отношением к традициям народа, его обрядовой культуре. Спектакль отличает оригинальное режиссерское решение, основанное на форме и правилах свадебного обряда. В этом красочном, живом представлении, где много музыки, песен, танцев, четко прослеживается своеобразие национального характера узбекского народа, его душевная простота и открытость. Спектакль наполнен ароматом мягкого и светлого юмора и тяготеет к жанру мелодрамы.
А спектакль “Судхур”, поставленный по повести С. Айни в театре имени А. Хидоятова, напротив, далек от бытовой конкретности. Трагикомические события, канувшие в прошлое людские судьбы раскрыты в стилистике фольклорного театра. В сценическое действие органично вплетаются народные песни и танцы с характерным колоритом и особенностями музыкальной культуры древней Бухары.
Зрелищная сторона театрального представления по-разному проявляется в творчестве таких режиссеров, как Б. Юлдашев, М. Равшанов, И. Ниязматов, О. Салимов, В. Умаров, Н. Абдурахманов. Но при всех различиях индивидуальностей есть и общее. В русле названных тенденций режиссура ищет пути обновления старых театральных форм, стремится выйти за рамки привычной прозаической повествовательности, ведет поиски синтеза уходящей в глубь столетий духовной культуры с образностью современной сцены.
В период обостренного внимания к национальным традициям вновь стали широко востребованы театрами и зрителями героический эпос “Алпомыш”, поэмы А. Навои “Стена Искандера”, “Язык птиц”, “Семь планет”, синтезирующие в себе автохтонные культурные ценности. Начался принципиально новый этап осмысления национального героического и романтического эпосов и узбекской классической поэзии на сценах театров Узбекистана. В новых драматических версиях национального духовного наследия освобожденное от идеологических оков театральное искусство ярко и зрелищно заново открывает для себя и своих зрителей весь комплекс традиционной художественной культуры. Для современного театра и перспектив его развития сегодня чрезвычайно важно осмыслить, каким образом синтез национальных духовных ценностей вступает в новые взаимодействия с синтетической природой театрального искусства и каким образом традиционная культура взаимодействует с театральными новациями.
Процессы возрождения духовного наследия, самосознания национальной культуры обострили внимание театра к отечественной истории – далекой и не столь далекой, к народным зрелищным традициям, к некогда запретным темам и личностям. И на некоторое время приглушили интерес к западной классике. В середине 90-х гг. повышается интерес театров Узбекистана к мировой классике, который продолжается по сегодняшний день. Ставятся великие трагедии: “Электра” Софокла, шекспировские “Отелло” и “Король Лир”, пьесы Еврипида, Шекспира, Шиллера, Байрона, Гоцци, Мольера, Брехта… Новые обращения таких режиссеров, как Ф. Касымов, О. Ходжакулиев, Б. Абдураззаков, Т. Азизов, О. Салимов, С. Меллиев, к классике серьезно корректируют привычные “нормы” восприятия западной драмы, сложившиеся на узбекской сцене, обнаруживают “растущий смысл” старых пьес. И, кроме того, в них ощутимо желание по-новому прочитать старые пьесы, почувствовать в известных классических произведениях кровеносные токи, связывающие их с современной театральной эстетикой.
Спектакли последнего времени расширяют проблему функционирования классических текстов во времени. Постановки классики свидетельствуют о глубине трансформаций в современном узбекском театральном искусстве. Раскол структуры “многонациональный советский театр” повлек за собой изменения подходов и критериев, в том числе и в режиссерской интерпретации национальной и западной классики. Существенно расширился спектр качественных различий: творческие поиски обогащаются разнообразием подходов.
В театральной жизни периода независимости обратили на себя внимание спектакли детских театров Узбекистана, которые успешно осваивают не только обновленные эстетические критерии, детерминированные социальными процессами, но и принципы адаптации к рыночным отношениям. В этот период происходят трансформации в театральной модели Узбекистана, которые, и это следует особо подчеркнуть, коснулись главным образом театров для подрастающего поколения. Если модель “взрослого театра” осталась практически неизменной, то структура детского претерпела радикальные изменения. В Бухаре, Карши, Термезе, Нукусе, Андижане других областных центрах созданы кукольные театры. Кадры для этих театров стало готовить вновь организованное отделение актеров и режиссеров кукольного театра в Ташкентском государственном институте искусств. В целом же количество профессиональных детских театров в стране за эти годы выросло почти в три раза. Количественный фактор породил, во-первых, новые проблемы образования и воспитания кадров и, во-вторых, принципиально новую для узбекской культуры проблему экологии детского театра, его статуса в инфраструктуре современной культуры Узбекистана.
Детские и молодежные театры занимают лидирующие позиции в творческом процессе. Их спектакли неоднократно признавались лучшими в художественном отношении на республиканских и международных фестивалях и конкурсах. Эти театры далеко опередили “взрослые” по участию в зарубежных гастролях, со своими спектаклями они побывали в Египте, Турции, России, Израиле, Индии, Таджикистане, Казахстане, Польше других странах ближнего и дальнего зарубежья. Сначала в Молодежном театре, а затем и в узбекском ТЮЗе открыты актерские студии, в них проводятся крупные культурные мероприятия, посвященные изобразительному музыкальному искусству.
В период независимости существенно возрос вклад “взрослых” театров в формирование подрастающего поколения. Репертуар их часто пополняется произведениями, адресованными юному зрителю. Вот лишь один пример. На республиканском театральном фестивале, проходившем в Ташкенте в 2006 г., из двенадцати показанных “взрослыми” театрами спектаклей – девять посвящались острым проблемам современной молодежи и были адресованы подросткам до 18 лет.
В последние два десятилетия значительное место в процессе создания театрального спектакля занимает искусство сценографии. Приемы изобразительного решения театральных постановок таких художников, как Г. Брим, Ш. Абдумаликов, Б. Исмаилов, И. Гуленко, М. Сошина, других талантливых сценографов Узбекистана, меняют представления о роли и значении оформления спектакля в современном узбекском театре.
В сценографии наблюдается широкий спектр взаимодействия стилей и направлений, ведутся усиленные поиски новых форм и средств выразительности, традиционных методов оформления и новых течений. Одной из перспективных тенденций развития узбекской сценографии становится синтез культурных традиций Востока и Запада. Художники современного узбекского театра свободно синтезируют различные сценографические направления. Новаторские поиски в театральном искусстве происходят на основе плодотворного упрочения творческого содружества режиссера и художника. При этом значительно возрастает статус художника.
Менялось время. Театр должен был успевать за процессом радикального поворота страны от закрытого общества к интенсификации международных культурных связей. Понятно, что принципы модернизации театрального дела должны соответствовать принципам строящегося в Узбекистане открытого общества. Интенсивный обмен культурными ценностями между разными странами, разными народами – важная черта современного мира. Участвуют в этом процессе и театры Узбекистана. Они все чаще гастролируют за рубежом. Только в последние годы театры Узбекистана гастролировали и участвовали на различных фестивалях в Германии, Франции, России, Словакии, Индии, Японии, США, Египте… Стали привычными и оцениваются как нормальный и необходимый элемент творческого процесса разовые приглашения режиссеров и актеров не только из других театров, но и иных стран. В театрах Узбекистана ставят спектакли режиссеры из США, Италии, России, Германии, Таджикистана; операми театра им. Навои дирижируют итальянский и американский музыканты. В свою очередь режиссеры из Узбекистана – Б. Юлдашев, Н. Абдурахманов, О. Салимов, М. Хамидов, В. Шапиро поставили спектакли во Франции, США, Израиле, России… Может быть, и не так много примеров, но эти единичные случаи, как показывает практика, имеют тенденцию к более широкому распространению. Результаты же свидетельствуют о плодотворности таких творческих контактов.
Важным показателем состояния театрального дела служат разнообразные фестивали, смотры сценического искусства. В годы независимости возросло количество театральных фестивалей, проводимых в Узбекистане. Назову лишь некоторые из них. В 1992 г. состоялся крупнейший региональный фестиваль “Навруз”, на котором были показаны лучшие спектакли стран Центральной Азии. В 1993 г. прошел международный фестиваль “Театр: Восток – Запад”. Он собрал коллективы из Японии, Индии, Гонконга, Турции, России, Англии, Югославии, других зарубежных государств. Ежегодно Министерством по делам культуры и спорта, Союзом театральных деятелей проводились разнообразные по тематике и жанру смотры, конкурсы, фестивали театрального искусства. Среди них – фестиваль “Навруз арафасида”, в котором приняли участие все театры страны. Выявляются лучшие спектакли, отмечаются наиболее интересные работы режиссеров, актеров, художников, композиторов. Достаточно регулярно проводятся фестивали театров кукол, на которые в качестве гостей приглашаются специалисты и театры из других стран.
Крупным культурным событием стал фестиваль исторических спектаклей, посвященный 660-летию со дня рождения Амира Темура, состоявшийся в 1997 г. В рамках конкурса этого фестиваля было показано 15 спектаклей на историческую тему. В нем участвовали также театры из Кыргызстана и Казахстана. Интерес вызвал смотр-конкурс лучших актерских работ, смотр детских спектаклей во взрослых театрах, фестиваль театров Ташкента “На весеннем перекрестке”, продемонстрировавший многообразие творческих поисков на столичной сцене.
В последние годы регулярно проводился фестиваль молодой режиссуры “Дебют”. В 2011 г. прошел фестиваль современной пьесы.
Регулярное проведение фестивалей важно для развития театрального искусства. Каждый смотр или конкурс не только выявляет творческие проблемы современного театра, но стимулирует творческий процесс, оживляет театральную жизнь, выявляет лучшие примеры в деятельности театров. Немаловажной задачей каждого фестиваля является поддержка различных направлений творческих поисков, моральное и материальное поощрение самих творческих деятелей – актеров, режиссеров, художников. Как правило, фестивали и театральные смотры привлекают внимание средств массовой информации, а также широкой общественности, что является необходимым условием поддержания достойного статуса театрального искусства в системе современной художественной культуры.
В 1998 г. были созданы творческо-производственное объединение “Узбектеатр” и ежемесячный журнал “Театр”, что справедливо оценивается как важная веха преобразования узбекского театрального искусства в современных условиях. Кроме творческой деятельности, организации гастролей, фестивалей, научно-практических семинаров и конференций “Узбектеатр” активно участвует в модернизации технической театральной базы. Благодаря его усилиям практически во всех театрах в соответствии с современными требованиями полностью обновлено все техническое оснащение наших театров, проведены капитальные ремонты и реконструкция театральных зданий.
История театра включает в себя и историю театральных зданий. Эта аксиома подтверждена после переезда Русского академического драматического театра в новое помещение. Это пример конкретного проявления интернациональной политики государства, направленной на консолидацию и сплочение общества, важная и своевременная акция широкого социокультурного значения.
Важным знаком внимания к театральному искусству стала капитальная реконструкция театра имени Хамзы и присвоение этому театру статуса Национальный Эти события знаменательны не только для старейшего театрального коллектива: они имеют существенное значение для укрепления престижа узбекского театрального искусства в общественном сознании, являются свидетельством заботы государства о национальной сцене.
Двадцать лет независимости для театрального искусства Узбекистана стали временем перемен. Многое сделано, главное – созданы условия для творчества. Но живой театральный процесс, синтезирующий в себе усилия людей разных творческих профессий, никогда не застрахован от проблем и нерешенных задач. Есть они и в нашем театре – в драматургии, режиссуре, актерском искусстве. Меняется время, меняются зрители, меняется театр. Вырастает новое поколение театральных профессионалов, драматургов, режиссеров, актеров, художников, критиков – ровесников независимости. От них зависит, как будут решены художественные, эстетические, нравственные задачи нашего театра, каким быть театру Узбекистана завтра.
Ильдар Мухтаров