Основные тенденции монументальной скульптуры Каракалпакстана периода независимости

Выпуск №2 • 2878

Мемориал Ана (мать) Процесс формирования идеологических приоритетов молодого независимого государства, необходимость пропаганды идеи национального самосознания и самоидентификации усилили значение и актуальность монументального искусства Узбекистана в целом. В Каракалпакстане пафос созидания нового общества, основанный на переосмыслении широкого пласта культурных и духовно-нравственных ценностей, наиболее ярко отразился в произведениях монументальной скульптуры.

Монументальное искусство не существует вне архитектуры. Так, градостроительное оживление, наступившее в республике во второй половине 1990-х гг., появление новых общественных сооружений и площадей как следствие изменений в политической и социальной сферах государства способствовали созданию целого ряда монументальных работ. Это активизировало поиск новых пластических средств в монументальной скульптуре и вместе с тем выявило проблему синтеза архитектуры и монументального искусства. В градостроительстве сформировалось направление, ориентированное на усиление пластической выразительности архитектоники зданий формированием прилегающих площадей посредством идейно наполненных мемориальных монументов, цветущих аллей и садово-парковых комплексов. Для разработки включения в новые мемориальные комплексы архитекторам и скульпторам-монументалистам были предложены здания с преобладанием крупных монолитных объемов, с использованием железобетонных каркасов прошлой эпохи, а также новые административные здания, построенные в современном стиле с использованием тонированных витражей и стеклопакетов. Скульпторы-монументалисты, активно участвуя в формировании эстетического облика современного города, удачно реализовали содружество с архитекторами.

Примером обращения к исторической памяти великих соотечественников, мыслителей и поэтов может служить воздвигнутый в г. Нукусе в 2002 г. монумент крупнейшему представителю каракалпакской литературы XIX в. Ажиниязу Косыбай улы (1824 – 1878 гг.). Он получил образование в медресе, овладел несколькими языками, хорошо знал историю, устное поэтическое творчество народа, тесно связанное с музыкой, был знаком с восточной лирикой, побывал далеко за пределами Каракалпакии, учил детей грамоте в казахских степях. Поэт Ажинияз обогатил каракалпакское стихосложение, поднял его на новую ступень. Кроме создания собственных оригинальных произведений, Ажинияз занимался переводом на каракалпакский язык сочинений Махтумкули.

Памятник Ажиниязу Косыбаю улы Памятник Ажиниязу изготовлен по эскизу скульптора Бахтияра Саипова из бронзы и воздвигнут на широком кубическом постаменте. Монумент установлен по проекту архитектора Кари Молотова на широкой площади, объединяющей парк отдыха, здания Спортивного манежа, нового здания Музея искусств им. И.В. Савицкого. Скульптура одинаково выразительна с разных точек обозрения, как в анфас, так и в профиль. Общий объем скульптуры вписывается в устойчивую пирамидальную композицию, тем самым передавая духовную силу и благородство образа поэта-демократа. Замечательно трактован портретный лик поэта – его взгляд устремлен в неведомую даль, погружен в мир своих поэтических образов, которые как бы выходят из глубины веков, становясь достоянием современников.

Этот памятник символичен, скульптор смог придать изображению метафоричность образа мудреца. Поэт Ажинияз изображен одетым в национальный костюм. Его поза характерна для народных поэтов-песенников – бахсы: в левой руке он держит дуутар, подпирая корпус инструмента на бедре. Ажинияз как бы приглашает зрителя послушать свои произведения и многовековую мудрость фольклора. С открытием монумента была выполнена задача определения архитектурного облика центральной площади культуры и отдыха столицы, объединившего в единый комплекс здания, парк и памятник.

Яркий пример бережного отношения к национальному эпическому наследию – монумент легендарному батыру Едиге – реальной исторической личности (1340 – 1420). Его имя вошло в сюжет знаменитого героического эпоса каракалпаков “Едиге”, отдавая дань памяти народа за его подвиги. Монумент установлен в 2003 г. при въезде в центр Нукусского района – Ак-Мангыт. Скульптура (бетон, бронзовое покрытие) изготовлена по эскизу скульптора Дарменбая Пирназарова и воздвигнута на трапециевидный пьедестал, покрытый белой мраморной плиткой. Колористическое решение монумента гармонирует с окружающим ландшафтом.

Композиция скульптуры вписывается в форму устойчивой пирамиды, выражая идею целеустремленности человека, обладающего духовной мощью и силой героя – батыра. Скульптура тонко и точно передает душевные побуждения богатыря, при этом достигнута живая и подвижная экспрессия фигуры – кульминация порыва и резкого движения руки, выхватывающей меч из ножен. Один миг разделяет это движение от момента, когда Едиге резко вскочит на ноги и ринется в бой. Монолитность головы изображенного и четкая, крепкая пластика его лица с волевыми чертами, пронзительным взглядом выражают цельность его натуры, выдают глубину психологической характеристики модели. Реалистическая трактовка и историческая конкретика одеяния воина средневекового снаряжения: шлем, кольчуга, плащ, высокие сапоги, меч – не мешают скульптору достичь обобщенного языка пластики, совмещения психологического портрета и собирательного образа-символа. Автор добивается мощного раскрытия художественного образа легендарного героя Едиге, пафоса решительного бесстрашия эпического воина, защитника Отечества.

Особое место в монументальном искусстве периода независимости Узбекистана заняли образы женщин. Емкие образы матерей в монументальных комплексах воплотились в теме “Родина, скорбящая по погибшим сыновьям во Второй мировой войне”. Это символ человеческих потерь, изломанных судеб, скорби. Мемориалы были воздвигнуты в Тахиаташе в честь светлой памяти воинов-героев, погибших во имя спасения мира и свободы, воздавая почет их матерям, женам и сестрам. Мемориалы были воздвигнуты в Тахиаташе (1998 г.), Нукусе (2001 г.), Еллик-Кале (2004 г.). Следует заметить, что скульптуры мемориалов “Скорбящей матери” различаются своим образным решением. Мемориал “Скорбящая мать” в Тахиаташе создан по эскизу Бахтияра Саипова и установлен рядом с городским парком культуры и отдыха напротив здания хокимиата. Скульптура (бетон, бронзовое покрытие) изображает женщину средних лет, но рано постаревшую от горя утраты, и только дань памяти сыну-воину, павшему в бою, дает силы ей выжить. Женщина сидит на низком пьедестале, склонив голову, правой рукой придерживая накинутую на голову шаль, а левой держит конец этой же шали, видимо, только что утерев слезы. Этот художественный образ каменно застывшей скорби удивительно благороден. Замечательная работа скульптора прослеживается в обобщенной трактовке женского образа в строгом одеянии, глубине психологических характеристик, которых он добивается при передаче душевно непреодолимой боли матери-Родины. Здесь следует отметить мастерство передачи пластики рук модели, которого иногда не хватает современным скульпторам.

Памятник “Скорбящая мать” расположен по центру мемориального комплекса, составленного из высоких арочных композиций кирпичной кладки, символизирующих мусульманский храм, позади фигуры – кладка глухая, с других трех сторон – открытые арки, соединенные между собой редкой геометрического рисунка решеткой. На этих железных решетках как намек на продолжение и дальнейшее развитие жизни закреплены ромбовидные медальоны в народном орнаментальном стиле. Однако скорбящая мать остается в ментально-замкнутом пространстве, ее отрешенный взгляд выдает невозможность смирения с утратой. Перед ней на мраморной плите высечено: “Хотира – калб чирокидир, инсон кадри бебоходир” (“Память -светильник сердца, жизнь человека бесценна “).

Еще один Мемориал “Матамсора ана” (“Скорбящая мать”) (бетон, бронзовое покрытие) в Нукусе создан по коллективному проекту каракалпакских скульпторов Дарибая Тажимуратова, Жаксыбая Тулегенова, Адилбая Ходжаева, Бахтияра Саипова. Монументальный комплекс установлен на широкой площади в окружении зеленого парка и обращен на центральную городскую площадь им. А. Досназарова, ведущую к аэропорту. Памятник воздвигнут на искусственном холме, к вершине которого ведут три мраморные лестницы, так что скульптурный образ получает одинаковую выразительность со всех сторон отдаленного обозрения. Скульптура изображает пожилую женщину, сидящую на низком постаменте. За ее скорбной фигурой полукругом возвышается ряд мраморных колонн, увенчанных арками с намеченными очертаниями мусульманской восьмигранной звезды – символом веры. Реалистично трактованный образ женщины, одетой в традиционный костюм, навеян трагичными событиями истории. Все стоическое настроение женщины-матери определяется ее склоненной к земле позой, наклоном головы и жестом правой руки, ладонью касающейся области сердца. Ярко и живо переданы драматизм внутреннего душевного напряжения и боль невосполнимой утраты. Монументальная мощь этого образа поражает величием духа.

Мемориал “Ана” (“Мать”) в Еллик-кале изготовлен из бетона по эскизу Толкына Саипова. Скульптура возвышается перед круглой площадью с символическим “Вечным огнем памяти” и является главной фабулой данного мемориального комплекса. Скульптура изображает достаточно молодую женщину. Взгляд и выражение лица молодой женщины выражают скорбь и горе от самого факта войны. Однако женщина полна одухотворенной решимости и призывает к борьбе, высоко поднимая в правой руке венок – символ Победы и Светлой памяти о павших в бою героях. Его эмоциональный смысл и пафос – не только страдание, но и героическая сила народа. Фигура женщины вписана в силуэт равнобедренного треугольника, отчего монолитность самого изображения переходит в нашем представлении в чувство духовной твердости героини. Ткань ее длинного гладкого платья и накинутой поверх головы шали драпирована так, что передает экспрессию движения. Стойкость, мужество образа выражены светлым силуэтом скульптуры на общем фоне красной гранитовой плитки. Женщина делает твердый шаг вперед и ведет за собой свой народ. Этот символ Матери-Родины, скорее, – аллегория Победы.

Таким образом, основной тенденцией периода независимости в каракалпакской скульптуре стала монументализация образа, проявившаяся достаточно ясно в станковой скульптуре и затем воплощенная в монументальном искусстве. Главная тема – тема исторической памяти великих деятелей, мыслителей прошлого, национальных героев, а также жертв Второй мировой войны.

Выделяется также тематика женских образов скульптора Б. Саипова, навеянных романтикой, – “Каракалпак кызы” (“Каракалпакская девушка”, 1993 г.), г. Тахиаташ; “Ана бахты” (“Счастье матери”, 1998 г.), г. Тахиаташ; “Биринши мугаллим” (“Первая учительница”, 2005 г),. г. Еллик-кала и др. Центральное место в достижении выразительности монументальной скульптуры занял памятник-ансамбль, мемориал. Комплексный архитектурно-скульптурный тип памятника оказался наиболее адекватным идее гуманизма и созидания нового демократического общества, свободного по духу независимого государства.

Литература
1. Алламуратов А. Развитие культуры Каракалпакстана в 70-90-е гг. ХХ века. Нукус, 1997.

2. Хакимов А. Махобатли рангтасвир // Ўзбекистон санъати (1991 – 2001 йиллар) / Под ред. Хакимова А.А. Ташкент, 2001, с.46-53.

3. Пўлатов Д. Ўзбекистон замонавий махобатли хайкалтарошлиги // Знаки времени. Культурные контексты современного искусства Узбекистана: наследие и постмодернизм / Под ред. Ахмедовой Н. Ташкент, 2008, с. 106-115.

4. Алиева З. Фактор традиционного наследия в монументальной живописи Узбекистана периода независимости // Знаки времени. Культурные контексты современного искусства Узбекистана: наследие и постмодернизм, с. 123-133.

Гайратбай Мамбеткадыров

Pin It

Comments are closed.