Узбекистан издавна славился своими ремеслами. ХХ век стал сложным испытанием для всех форм традиционной культуры, в том числе и для ремесел, многие из которых практически исчезли в результате распространения продукции промышленного производства. С обретением независимости в Республике Узбекистан были предприняты необходимые меры для полноценного развития всех видов прикладного искусства. В первую очередь, изменилось отношение государства к традиционному искусству Это изменение связано с новой идеологической политикой Узбекистана, направленной на провозглашение ценности национального наследия. Приоритет традиционных видов искусства подтверждает выводы культурологов о том, что с обретением независимости в обществе актуализируются этнокультурные ценности, в том числе художественный опыт прошлых веков. Как результат, это приводит к его новому “прочтению” и активизации развития. Важность поддержки национального культурного наследия в наши дни – осознанная необходимость, доказанная опытом развития современного общества. В этой связи следует отметить, что в республике за последние 20 лет накоплен значительный позитивный опыт в деле возрождения традиционной художественной культуры.
Прежде всего в Узбекистане проекты по поддержке и возрождению традиционного искусства обрели статус государственных программ. Были реорганизованы или созданы новые институциональные структуры, предприняты серьезные меры для полноценного развития традиционных видов искусства.
Первая ярмарка народных ремесел, состоявшаяся в 1995 г. в Ташкенте, положила начало постоянному проведению ярмарок, фестивалей, конкурсов, выставок-продаж, на которых современные мастера могли представить результаты своей работы. Ярмарка проводилась при поддержке ООН в честь 50-летия со дня образования ее организации. Девиз ярмарки “Усто – шогирд” (от мастера – к ученику) был во многом символичен, он подчеркивал актуальность изустной, практической передачи еще не утраченных навыков ремесленного дела, сохранения традиций с помощью системы наставничества. В дальнейшем такие ярмарки, проводимые ООН, стали регулярными, обретя региональный характер.
Инициативу подхватили и местные власти, ставшие главным спонсором культуры. В 1996 г. был создан Международный благотворительный фонд “Олтин Мерос”, цели и задачи которого – поиск, учет, приобретение и сохранение уникальных предметов исторического и культурного наследия, информационная деятельность по ознакомлению мировой общественности с национальной культурой и искусством Узбекистана и т.д. В 1997 г. были образованы Научно-производственный центр “Мусаввир” и Республиканское специальное творческо-производственное объединение “Усто”, призванные восстанавливать исчезнувшие виды ремесел и прикладного искусства, заботиться о мастерах и художниках, способствовать обучению молодежи навыкам мастерства, т.е. предпринимать все меры для возрождения и развития традиционных форм искусства. Благодаря деятельности этих структур возрождаются такие почти исчезнувшие виды ремесел, как набойка, миниатюрная лаковая живопись, ковроделие. Важнейшим документом в ряду мер, направленных на сохранение традиций ремесла, стал Указ Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 31 марта 1997 г. “О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства”. Указом предусматривалось оказание практической помощи народным умельцам, производящим в домашних условиях высокохудожественные изделия.
В целях экономической поддержки ремесленники были освобождены на пять лет от уплаты подоходного налога, от таможенных пошлин на продажу изделий народных промыслов за пределы республики, было учреждено звание “Узбекистон республикаси халк устаси”. На основании Указа было также принято решение о создании при НПО “Мусаввир” ассоциации народных мастеров Узбекистана “Хунарманд”. Эти структуры имеют разветвленную сеть организаций по всем вилоятам республики. Определенный вклад в дело возрождения ремесел вносит Ассоциация деловых женщин Узбекистана (Тадбиркор оила), которая решает задачу трудоустройства женщин, вовлекая их в ремесленное производство.
Проведение ежегодного Республиканского конкурса “Ташаббус” с присуждением званий “Лучший ремесленник года”, ряд других актов и мероприятий можно рассматривать как своего рода менеджмент в отношении традиционных видов искусств, проводимый на государственном уровне. Принятые государством меры ведут к повышению социального статуса художников и народных мастеров, работающих в сфере традиционного искусства, созданию экономических льгот для их деятельности.
Значительный вклад в поддержку традиционного наследия вносят различные по своим масштабам проекты общественных организаций. Лидирующие позиции в этом направлении со дня своего основания занимает Фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана”. В числе крупнейших его акций – ежегодное (с 2007 г.) проведение в Центре национальных искусств Фонда Форум выставок-ярмарок “Базар-Арт”, собирающих ремесленников со всех уголков страны, приковывая к себе внимание общественности республики и зарубежных гостей. Мастера получают неоценимую возможность общения и друг с другом, и с потенциальными покупателями. Такие встречи способствуют выявлению творческого потенциала традиционного искусства, проведению маркетинговых исследований, ознакомлению с лучшими достижениями современных мастеров, формированию новых тенденций в традиционных видах искусства. Чутко реагируя на спрос, потомственные мастера работают сегодня под лозунгом “от старинных технологий – к современному дизайну”.
Реальным результатом проводимых Фондом Форум выставок является награждение ремесленников, представляющих на рынке наиболее качественную продукцию, специальными грантами. В 2008 г. обладателями таких грантов стали ткачи из Маргилана, продукция которых – шелковые ткани ручной работы с узнаваемым национальным декором и колоритом – яркий пример того, как традиционное изделие становится востребовано в современном социуме: ткани маргиланцев пользуются повышенным спросом у дизайнеров республики, создающих модели в этностиле, а их легкие шарфы, способные кардинально изменить самый скучный имидж, покупают даже люди, далекие от искусства.
В числе ярких и запоминающихся акций Фонда Форум – проведение 3 – 4 мая 2008 г. первого Фестиваля традиционной культуры “Асрлар садоси” (Голос веков) в урочище Кайнар Китабского района Кашкадарьинской области. Состоявшаяся в рамках фестиваля выставка-ярмарка традиционного искусства стала еще одним шагом в деле пропаганды национального наследия, многовекового опыта народных мастеров, стремящихся внести в жизнь народа яркость красок и магическую силу предметов ремесла. То внимание, которое оказывается в республике фольклорным и музыкальным коллективам, ремесленникам и художникам, работающим в традиционных видах искусств, не может не стимулировать дальнейшего развития художественного наследия, его адаптацию к меняющемуся социуму. В 2009 г. фестиваль “Асрлар садоси” состоялся в мае (1 – 3) в Аккурганском, близ древних городищ Канка и Шахрухия, и Бостанлыкском районах Ташкентской области. В 2011 г. фестиваль принимала седая и вечно молодая Бухара.
В 2011 г. свое 20-летие отметил Фестиваль народных ремесел, ежегодно проводимый Дирекцией художественных выставок. Ташкентцам и гостям столицы были представлены праздничные вернисажи из цикла “Возвращенные ценности” в Государственном музее искусств Узбекистана, “Костюмы народов мира” – в Республиканском интернациональном культурном центре. Многие тематические проекты посвящались различным видам традиционных ремесел, проблемам возрождения угасающих промыслов. Двадцатый, юбилейный, Фестиваль проводился в Центральном выставочном зале Академии художеств, где, по доброй традиции, отмечались памятные даты узбекских мастеров прошлого. О повышении статуса народных мастеров свидетельствует и тот факт, что наиболее выдающимся из них было присвоено звание академиков Академии художеств Узбекистана. Среди них – керамисты Ш. Азимов, Х. Хакбердиев (Самарканд), Ш. Юсупов (Риштан), Б. Болтаев (Хива), А. Нарзуллаев (Гиждуван), А. Рахимов (Ташкент), миниатюристы Н. Холматов и Ш. Мухамеджанов.
Таким образом, сегодня в республике действуют законодательные механизмы, ряд государственных и общественных организаций, творческих объединений, призванных регулировать работу по сохранению многовековых традиций национального искусства.
В возрождении традиционных ремесел по-прежнему активное участие принимают международные фонды и организации, заинтересованные в развитии туризма и поддержке экономики молодых государств на постсоветском пространстве. Их деятельность носит уже несколько иной масштаб и направлена на конкретные, адресные подходы: основное внимание уделяется определенным видам ремесла или определенным, известным в прошлом, но ныне угасшим центрам. Так, в Узбекистане (в 1990-е гг.) действовали Проекты ООН “Культурно-познавательный туризм и развитие ремесел” и “Помощь ремесленникам” при американской организации Каунтерпарт Консорциум. Они проводили различные семинары, ярмарки традиционных ремесел, приглашали иностранных специалистов для обучения местных мастеров традиционным технологиям, использованию натуральных красителей и проч., оказывали финансовую поддержку проектам, связанным с известными локальными центрами ремесла. В последние годы самую активную позицию в этих вопросах занимают Швейцарское бюро по сотрудничеству и развитию, представительство ЮНЕСКО в Узбекистане и Национальная комиссия ЮНЕСКО. Одна из крупнейших акций с ЮНЕСКО – провозглашение Байсуна, района Сурхандарьнской области, Шедевром устного и нематериального наследия человечества (2002 г.). Это и признание уникальности края, где до наших дней сохранились аутентичные формы народной культуры, в том числе ремесла, и серьезный стимул для его дальнейшего развития. Данное событие послужило началу принятия мер, направленных на поддержку ремесел в районе (проведение ежегодного международного фольклорного фестиваля “Байсун бахори”, создание комплексной научно-исследовательской экспедиции, направленной на изучение традиционной культуры края и др.).
В ходе байсунской экспедиции были выявлены, в частности, не известный ранее центр керамического производства и новые виды декора вышивок и ковров. Резонанс, который последовал вследствие работы экспедиции, привел к подъему ремесленничества в районе, организации Центра ремесел в районном центре Байсун, участии местных мастеров в Программе “Знак качества ЮНЕСКО для ремесленной продукции”, охватывающей страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), Южной Азии (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланка), Восточной Азии (Китай, Япония, Монголия, Северная и Южная Корея). В результате ремесленная продукция района была признана на международном уровне. В 2006 г. ткань джанда и ковры окэнли были награждены Знаком качества ЮНЕСКО и в числе других обладателей Знака размещены на сайтах офисов ЮНЕСКО в Бангкоке, Пекине, Нью-Дели и Алматы.
Поддержка искусства традиционной керамики Узбекистана осуществляется благодаря проекту ЮНЕСКО и японского трастового фонда “Лазурная керамика Узбекистана”, в рамках которого проводятся семинары с участием ведущих мастеров республики и искусствоведов, зарубежных специалистов, приглашаемых для обмена опытом. В 2007 г. состоялась, в частности, выставка одного из вновь возрожденных центров гончарства – Каттакургана.
В качестве показательного примера можно привести также проекты Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству по возрождению керамики Денау (Сурхандарьинская область, 2003 г.) и вышивки такого известного в прошлом центра, как Нурата (куратор Ш. Абдуллаева). И хотя результаты первого проекта были признаны специалистами неудовлетворительными, второй решил две задачи – положил начало возрождению традиционной вышивки Нураты, а также обучил и обеспечил работой группу молодых мастериц. По результатам проекта было также издано учебное пособие по вышивке на узбекском языке, которое, безусловно, окажет большую помощь на местах для женщин, решившихся самостоятельно заняться традиционной вышивкой.
Позитивная динамика в возрождении и дальнейшем развитии традиционного художественного наследия, безусловно, – налицо, она подкреплена как политикой государства, направленной на актуализацию национальных культурных ценностей, так и поддержкой общественности, международных фондов и организаций.
Одна из важнейших проблем, непосредственно связанных с развитием традиционного наследия, – это возрождение угасших и дальнейшего развития сохранившихся локальных школ и центров ремесла. Немаловажное значение имеет также вопрос качества производимой ныне продукции. Сегодня вся ремесленная продукция делится на две группы – изделия, производимые для нужд домашнего пользования (в основном в сельских районах) и для рынка, а также для участия в выставочном процессе. Последняя группа превалирует в силу того, что ремесла сегодня становятся одним из факторов экономического развития. Однако, к сожалению, и в той, и в другой группе наблюдается снижение качества изделий. В первом случае это связано с естественным для ХХ в. постепенным ослаблением традиционных стереотипов поведения, во втором, как ни странно, – с влиянием законов рынка, который отрицательно влияет на качество изделий и понятие “школа”.
Когда мы говорим о качестве, то имеем в виду качество как ремесленной, так и художественной традиции. Что касается ремесленной традиции, то мастера, работающие на рынок и связанные с выставочным процессом, уделяют ей гораздо больше внимания. Это проявляется в стремлении использовать исключительно традиционные технологии и натуральные материалы, красители и потому такая “экологичная” продукция пользуется в наши дни неизменным спросом. В свою очередь художественная традиция все более ослабевает, что будет рассмотрено на ряде примеров. Однако зачастую мастера не высказывают серьезных опасений на счет “потери” школ; в глубине души они уверены, что традиция сохранится. Тем не менее полагаться на саморазвитие традиционных форм искусств, которые связаны с коллективным, а не индивидуально авторским опытом, конечно, не стоит. И какие-то шаги в этом плане, безусловно, нужны. Это, в первую очередь, создание цеховых ассоциаций, где был бы налажен контроль за качеством продукции и за сохранением локальной специфики.
На фоне достаточно оптимистической картины активной жизни художественного наследия можно отметить также отдельные недостатки и проблемы. Так, под видом возрождения традиций зачастую подаются сугубо коммерческие проекты. Нередки просчеты со стороны международных фондов, в связи с чем возникает множество вопросов, связанных с корректным подходом к проблеме. В числе примеров – организация производства шелковых ковров в Бухаре (ЮНЕСКО) или крупных настенных вышивок сюзане в Хиве (областное объединение народных ремесел “Хунарманд”, международная благотворительная организация “Operation Mercy”, при финансовой поддержке Британского Совета). Такие программы проводятся без учета локальной ремесленной специфики в том или ином районе. Так, в Бухаре никогда не ткались шелковые ковры с предлагаемым ныне дизайном, а Хива никогда не была центром производства сюзане.
Аналогичные просчеты допускают и общественные организации – подчас по их программе обучают женщин не тем видам ремесла, которые были исторически присущи их району, а тем, на которые есть устойчивый спрос. В результате происходит разрушение структуры локальных центров. Например, в Джизаке, где в прошлом существовала замечательная традиция изготовления длинноворсовых ковров джульхирсов, женщин учат золотому шитью.
Участие общественных организаций и международных фондов в акциях по возрождению забытых промыслов и ремесел, совместная деятельность международных и национальных экспертов в области культуры и искусства во многом помогает решать финансовые проблемы. Однако в этой работе необходима строгая координация действий с учетом исторического развития традиционного вида художественной деятельности в определенном регионе.
В связи с вышесказанным особое значение приобретает проблема экологии традиционного искусства. Сохранение “чистоты” искусства, специфики локальных школ – одна из актуальнейших на сегодняшний день задач. И решать ее легче при наличии профессиональной критики. К сожалению, сложилась такая практика, при которой мастера и искусствоведы работают вне контакта друг с другом. В результате мастер предоставлен самому себе, полагаясь исключительно на свой опыт и вкус, а критик зачастую обходится комплиментарными, поверхностно-описательными комментариями и статьями, не вдаваясь в существо проблем. Между тем сегодня нуждаются в критической оценке такие активно развивающиеся центры и виды ремесел, как риштанская керамика, сурхандарьинская вышивка, золотое шитье, лаковая миниатюра и др.
Таковы основные проблемы развития декоративно-прикладного искусства на современном этапе. Определенный оптимизм вызывает то, что это проблемы роста, а не упадка. Все так или иначе упирается в вопросы менеджмента, то есть вопросы управления системой, которая, при наличии в республике сильного творческого потенциала, великолепных традиций, благоприятных условий для развития в определенном смысле вышла из-под контроля. В этих условиях необходима лишь скоординированность действий всех лиц и организаций, от которых зависит будущее прикладного искусства – мастеров, искусствоведов, менеджеров, спонсоров и средств массовой информации.
Выявление адресности и локального соответствия проектов по возрождению традиционных ремесел должно сочетаться также с определением стратегии их развития: прежде всего сохранении баланса между аутентичностью форм и теми трансформациями, которые предлагает ремесленной продукции рынок (проблема “традиции и новаторство”). Безусловно, новые виды продукции способствуют адаптации традиций к реалиям современных требований, однако не следует забывать и о канонах, поскольку “народное искусство утверждает себя не своей новизной, не авторской оригинальностью в индивидуальном ее выражении, но своей всеобщностью, историчностью, национальностью, родовыми признаками коллективного” (М. Некрасова).
Эффективность проектов, направленных на поддержку и развитие традиционных ремесел, имеет конечную главную цель – удовлетворение спроса потребителя, потенциального покупателя изделий народных мастеров. Кто и как бы ни производил ремесленную продукцию, главное – ее реализация на рынке. Современный художественный процесс показывает, что изделия ремесла перестают быть объектом только пополнения музейных коллекций – они постепенно становятся функционально востребованными в нашей повседневной жизни.
Следует отметить, что основными потребителями ремесленной продукции остаются в основном иностранцы, а также та часть интеллигенции, которая по роду своей деятельности так или иначе связана с миром традиционной культуры. В этом, конечно, есть определенный плюс. Низкая потребительская способность местного рынка побуждает мастеров и их торговых представителей осваивать зарубежный рынок, вывозить изделия ремесла, в основном керамику и текстиль, в Казахстан, Россию, страны Европы, пропагандируя не только свое ремесло, но и культуру Узбекистана в целом. Тем не менее стимулирование местного сегмента рынка – одна из нуждающихся в своем решении глобальных проблем, которая упирается в необходимость пиара, рекламы, воспитания общественного вкуса.
Рынок всегда был чутким индикатором, позволяющим отслеживать процессы в развитии ремесел. Сегодня на рынке ремесленной продукции особым спросом пользуются текстиль (вышивка, ковры, ткани, национальная одежда – златотканые халаты, тюбетейки и проч.) и керамика, а также современные виды изделий с использованием ручного труда и традиционных технологий: сумки, кошельки, косметички, наволочки для диванных подушек с традиционной ручной вышивкой или из национальных тканей ручной работы, дизайнерская одежда из тканей ручной работы, шарфы из маргиланского шелка. Новый вид изделий, ставший популярным у ремесленников республики, – батик – своего рода синтез традиционных шелковых тканей, в основном маргиланских, и авторской росписи.
В Программе Знака качества ЮНЕСКО предложено шесть основных критериев, которым должна отвечать современная ремесленническая продукция: высокое качество, инновационность, экологичность, соответствие требованиям рынка и трудовому законодательству.
Ремесла всегда были отражением гендерного дисбаланса в мусульманском обществе: мужчины работали преимущественно на рынок, женщины – на удовлетворение нужд семьи. Существовали исключительно мужские виды ремесла – керамика, чеканка, ювелирное искусство, производство тканей и шитье одежды в специальных мастерских, золотое шитье, резьба и роспись по дереву и ганчу. К женским видам относился в основном художественный текстиль: вышивка, ковроткачество, войлок. Женщины занимались также производством недорогих хлопчатобумажных тканей, а также недорогой лепной керамики (игрушки, посуда). В ХХ в. традиционный уклад жизни полностью изменился. Жительницы городов стали забывать навыки ремесла, однако именно на периферии женщины оставались хранителями ремесленной традиции. Новое кардинальное изменение в сфере традиционных ремесел последовало вслед за распадом СССР. Женщины вновь стали активно включаться в сферу ремесленного производства, что было, скорее, вынужденным шагом.
Развал экономики на всем постсоветском пространстве привел к необходимости поиска новой работы. В ситуации экономической дестабилизации обращение к традиционным ремеслам стало логичным выходом из кризиса. Происходит революционное изменение – женщины-ремесленницы завоевывают рынок. В целом активность женщин в сфере ремесленного производства исключительно высока. Этот процесс поддерживается на государственном уровне, международными фондами, женскими организациями, призванными адаптировать женщин к новым экономическим условиям. Главная его задача не только повысить доходы и социальный статус женщин, но и возродить традиционное искусство.
Будущее традиционного искусства, в конечном счете, зависит от каждого из нас, потенциальных его потребителей. Изделия ремесленного производства обладают несомненным потенциалом, способным одухотворить наше повседневное пространство, наполнить его красотой. Благодаря традиционному прикладному искусству современная культура сохраняет свою самобытность, столь ценную в век глобализационных процессов.
Эльмира Гюль