Под таким названием в ТДФ прошла первая выставка работ членов секции фотохудожников, приуроченная к международному Дню фотографии. За время работы секции у каждого из фотохудожников были и достижения, и творческий кризис.
На выставке было представлено по десять работ каждого из авторов. Для конкретных выводов следует рассматривать их как некую единую и неделимую константу, общую совокупность эмоций и мыслей. Отдельно фотографии любого из авторов – это ничтожная доля того драматизма, который обнажается перед вами, это как пазлы, из множества которых складывается общая картина творчества того или иного фотохудожника.
Целью каждого фотохудожника было создать и отразить через фотографию собственный внутренний мир. Дальше – решение зрителей, которые оценивают и переживают, обсуждают и восхищаются…
17 авторов – 17 незыблемых величин фотоискусства, среди которых есть и “культурные герои” (именно культурные, а не культовые) – Рустам Шарипов, Михаил Левкович, Искандер Садыков, Владимир Соколов. Идеально чувствуя и слыша своих соотечественников, они смогли создать атмосферу нового времени, с тонкими историческими вкраплениями. Это потрясающие по красоте панорамы Ташкента и Чимгана, исторических центров нашей страны, это простые жители нового века. Представленные на выставке фотографии – не притчи, не метафоры и не аллегории. В них нет тонкой проекции и отсылок в прошлое или мифических, мифологических аллюзий, в “поток жизни” не врезается провоцирующая художественная форма на грани театрализованного барокко (постановочные фотографии). Эстетика этих работ – в “фонтане жизни”, в празднике, красоте лиц и пейзажей…
Иной вектор – Enfant terrible узбекской фотографии Владимир Шлосберг, Линур Аметов, Владимир Жирнов, Сергей Карандаев. Фотографии, где перемешанные в цветовой эклектике фигуры и образы создают совершенно иное впечатление, диктуют иные эмоции. Серия Владимира Шлосберга “Защитим детей” не только акцентирует свое внимание на проблеме защиты детей, но и подает знак тотального отчуждения современного мира, жестокости современных нравов, из-за которых тяжело достучаться до сердца человека, погрязшего в материальных заботах. Ну а “Тайная тропинка” – словно вход в иную реальность. Тут возникает аллюзия платоновской пещеры, а также характерная для мифотворчества идея “вечного возвращения”, где реальность вымысла и реальность нашего времени соприкасаются в одной точке.
Работы Владимира Жирнова – это, с одной стороны, мастерская игра света и тени, с другой – поэтическая лирика, метафизика духа. Гигантская тень на скале, в которой отчетливо проглядывается человеческий лик, мягкая и теплая композиция национального архитектурного орнамента, где в удивительно тонкой пропорции сочетаются теневые блики и естественный солнечный свет. К искусству фоторабот Владимира Жирнова применимо сочетание “искусство в чистом его виде”, в котором есть место и эксперименту. Ведь природа искусства никогда не заключалась в соблюдении правил, точно так же, как природа реки – не в дамбах и плотинах. Два выразительных портретных снимка младенцев только усиливают это теплое и живое впечатление.
Серию Сергея Карандаева “В автобусе” автор до предела насыщает энергией, сентиментальностью и даже где-то грустью. Так же, как и в другой своей серии – “Махалля” – он не отворачивается от бытовой действительности, а использует ее для создания новой реальности, живучей и любопытной. Ведь в этих фотографиях много артистизма, драмы, далекой от будничного повседневного быта.
Нельзя не отметить две черно-белые серии двух разных авторов. Это “Бомонд” Виктора Ана – монументальное произведение, истоки которого берут начало с середины семидесятых годов прошлого века. Блистательные по форме и композиции работы также интересны и своим содержанием. Лица и фигуры военных и гражданских зрителей несколько контрастируют с самим названием, придавая работе юмористический оттенок. Все перемешалось в мире, бедные притворяются богатыми, а бомонд – это на сегодняшний день уже совершенно иная каста рафинированных, но не всегда интеллигентных, интеллектуальных людей. Серия Александра Шепелина “Лошади на водопое” – это для эстетствующих гурманов самое то! Вишенка на торте, так сказать.
Жаль тех, кто не смог посетить эту выставку. Ее участники сотворили для зрителей настоящий праздник. Ведь фотоискусство – это игра ума, чувства, эмоции, это сама жизнь. Но главное в фотографии именно тот момент, та секунда, когда вы с трепетом смотрите в объектив, для того чтобы сделать долгожданные вечные кадры. Секунда грянула, и вы уже, возможно, навсегда попали живой картинкой в память, на жесткий диск мозга миллионам людей. Вы не подготовитесь к этой секунде, даже если будете думать о ней всю жизнь, не успеете понять, что – вот она, наступила. И тут же прошла. Улетела. Она же – секунда, отражающая весь мир. Не упустите ее!
Парвиз Курбанмамадов